РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология проектной деятельности как одно из средств активных методов обучения.

Технология проектной деятельности как одно из средств активных методов обучения.

Автор: Пухова Елена Ивановна

Сегодня перед школой первостепенной задачей является достижение нового, современного качества образования. Мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способности человека к творческому мышлению, умении самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу.

Формировать эти качества необходимо у обучающихся в средней школе. Внедрение ФГОС нового поколения способствует решению данного вопроса. Именно новые стандарты позволяют закладывать основы развития мыслящей, самостоятельной личности. Именно мы, учителя, призваны подготовить нынешнего выпускника школы, успешного в своей деловой карьере и в жизни в целом, т.е. конкурентоспособного в современном мире. Решению этого вопроса способствует проектная деятельность учащихся на уроках математики, которая заранее спланирована и направлена на получение личностно значимого результата и предполагает самостоятельное решение математических задач.

Технология проектной деятельности предусматривает комбинирование способов, методов, приемов, форм и средств обучения.

Для развития у школьников познавательного интереса к изучению математики мы часто задаем им вопрос «Ребята, как вы думаете, зачем надо изучать математику и где это может пригодиться?» Обучающиеся 5-6 классов не затрудняются в ответах:

  • чтобы хорошо учиться;
  • чтобы родителей порадовать;
  • в профессии пригодится.

Уточняют, в каких профессиях нужны знания математики. Ответы самые разнообразные, приходим к выводу: что всем надо знать математику.
Обучающиеся 7, 8 классов начинают уже учителю задавать вопрос «Зачем нам это надо учить, где пригодится?» Им можно ответить словами М.В. Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Не всегда это бывает убедительно, да и не для всех. Девятиклассники уже «точно знают» зачем учить математику: чтобы сдать ОГЭ.

В 10-11 классах дети почти определились с профессией и уверены, что им надо учить, а что нет. Понятно, что в первую очередь математические знания нужны ученикам физико-математического профиля, а остальные задают вопрос «Где могут нам пригодиться логарифмы и интегралы, производная и первообразная? И зачем все это учить будущему юристу, политологу или врачу?». Именно такой вопрос и для меня стал актуальным в проектной и исследовательской деятельности. На протяжении нескольких лет я веду работу в направлении практического применения в жизни знаний математики, используя технологию проектной деятельности.

Ученик, работая над проектом, изучает реальные процессы, рассматривает конкретные ситуации, применяет математические знания к конструированию новых процессов, моделей. В этом и заключается актуальность применения этой технологии.

Содержание любой технологии раскрывается через ее принципы.

В технологии проектного обучения на уроках математики так же можно выделить несколько принципов:

  • взаимосвязь идеи проекта с реальной жизненной ситуацией;
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;
  • самоорганизация и ответственность участников проекта;
  • монопредметный и межпредметный характер проектов;
  • ведущая роль конструктивно-координирующей функции учителя;
  • временная и структурная завершенность проекта.

В 5-6 классах, когда у учащихся еще недостаточно опыта для самостоятельного поиска, можно выполнить долгосрочный проект по ремонту кабинета. Работу предложить по группам: одни измеряют стены, рассчитывают количество обоев, рассматривая различные варианты с ценой и размерами, другие высчитывают расход краски, на третью группу возложить ответственность за потолок и полы. Более подготовленным ученикам необходимо составить смету. После сбора информации провести интерпретацию полученных данных. Представить полученные результаты в виде презентаций. В конце учебного года возможна реализация проекта по теме «Площади фигур». Так как учащиеся выполняют проект под руководством учителя, который дает четкие рекомендации о порядке действий, то это проект можно считать проектом первого исполнительского уровня.

Конструктивный уровень возможен лишь тогда, когда учащиеся способны, обсудив проблему, самостоятельно выполнить все этапы проекта.
Исследовательский проект по теме «Математические исследования в пенсионной системе РФ», выполненный ученицей 9 класса, можно отнести к конструктивному уровню. Цель работы – изучить пенсионную систему РФ с математической точки зрения; исследовать страховую и накопительную части трудовых пенсий, просчитывая все возможности увеличения размера пенсии.

В ходе работы над проектом она посетила пенсионный фонд, выяснила условия начисления пенсии, узнала формулу расчета. Оказалось, что при начислении пенсий используется такое математическое понятие как геометрическая прогрессия. Затем провела расчет своей будущей пенсии, с учетом получения высшего образования, достойной работы и программы софинансирования. Сделала вывод: чтобы получать достойную пенсию необходимо выбирать работу с «белой» зарплатой, а не в конвертах, грамотно инвестировать свои накопления, участвовать в пенсионных программах.

Учащиеся, способные самостоятельно выдвинуть идею проекта, разработать план и реализовать его могут работать на третьем уровне - творческом.
В 10 классе был выполнен проект по теме «Математическое описание процесса распространения рекламы». Увидев закономерность между изменениями процессов с течением времени и производной, ученик выдвинул гипотезу: в силу то, что окружающий нас мир постоянно изменяется и развивается, значит, практически все процессы мы можем смоделировать математически, например, рассмотреть с помощью производной. Таким образом, изучив задачу о рекламе товара, он выделил фазы развития рекламы и их влияние на продажу товара.

И еще об одной работе невозможно умолчать. Нужна ли юристу математика? Ну, если только для каких-то статистических расчетов, может показаться на первый взгляд. Оказывается, математическая логика тесно связана с юриспруденцией. Ученица 11 класса выполнила по этой теме исследовательскую работу. Она рассмотрела алгебру Буля как одну из структур математической логики, применяемой в юриспруденции. В результате пришла к выводу: в юриспруденции, как и в математике, возможно применение одних и тех же методов рассуждений, цель которых — выявить истину. Любой правовед, как и математик, должен уметь рассуждать логически, уметь применять на практике индуктивный и дедуктивный методы.

Таким образом, систематическое выполнение из класса в класс творческих проектов приводит к следующим результатам:

  • повышает у обучающихся уровень мотивации к обучению, что соответствует требованиям Концепции математического образования РФ;
  • способствует формированию основных общематематических понятий;
  • дает возможность реализовать творческие способности, развивать математические умения и навыки, осваивать информационно–коммуникационные технологии;
  • позволяет показать практическую ценность изучения математики.

Не все готовы справиться с поставленными целями в силу своих природных способностей, но я вижу задачу учителя в том, чтобы развивать эти способности от возможного до более высокого уровня.

Пухова Елена Ивановна09.11.2015 10710 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 0
avatar