РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие исследовательских навыков младших школьников на уроках английского языка как условие формирования УУД

Кутова Лилия Иргалиевна

Автор:
Кутова Лилия Иргалиевна,
учитель английского языка
высшей категории
МБОУ «СШ № 31 с УИП ХЭП»

«Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».
Л.Н. Толстой

I. Введение.

В последние годы часто говорят о необходимости вовлечения обучающихся в проведение учебных исследований во внеурочной время. Проводятся многочисленные конкурсы исследовательских работ. Данный факт можно объяснить тем, что умение исследовать – это не пожелания, а уже требования, новый стандарт образования. Почему акцент делается на необходимость создания условий для формирования исследовательских навыков учеников?

1.1. Актуальность педагогического опыта.

В современном мире приветствуется умение быстрее конкурента овладеть новыми знаниями. Способность самостоятельно учиться предполагает владение исследовательскими навыками: умением сравнивать, анализировать, делать выводы. В образовательном пространстве в настоящее время исследование по большей части нацелено на внеурочную деятельность. Таким образом, исследовательские навыки приобретает ограниченное количество обучающихся. В основе своей это дети, которые показывают достаточно высокие результаты в обучении, т.к. они владеют универсальными знаниями. Основная часть обучающихся также должна получить возможность учиться исследовать. А значит, исследовательские навыки необходимо формировать у детей непосредственно в урочной деятельности. Исследовать можно только то, что ребенку неизвестно, когда он задает вопрос «а как?», «почему?», т.е. на каждом уроке предъявление нового учебного материала мы можем превратить в маленькое исследование. Мы должны понимать, что обучение исследованию в школе отличается от подобного в науке. Исследование в науке предполагает открытие нового и неизведанного в определенной области знаний, в то время как учебное исследование - приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.

1.2. Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы.

Противоречие заключается в том, что количество материала в учебниках, включающего задания на развитие исследовательских способностей у младших школьников, крайне мало. Если мы посмотрим на предъявление лексического материала, то он обычно выделен в рамочку и дан с переводом и транскрипцией, грамматический материал также ориентирован на заучивание и последующее закрепление. Каким же образом знакомить детей с лексикой и грамматикой, если их не объяснять? И почему не рекомендуется объяснять? Какие задания могут формировать навыки исследования? Что можно исследовать за короткие 40-45 минут ?

Это и есть предмет моего педагогического исследования.

Отсюда вытекает проблема необходимости создания заданий, выполняя которые ученик приобретает универсальные умения:

  • анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств;
  • сравнение – способ познания посредством установки сходства и различия;
  • обобщение – способ познания посредством выявления общих черт и принципов;
  • определение понятия;
  • доказательство, опровержение.

1.3. Цели и задачи педагогического опыта.

Цель исследования: развитие универсальных навыков младших школьников в учебном процессе средствами заданий, направленных на исследовательскую деятельность.

Объект исследования: процесс развития исследовательских навыков учащихся начальной школы.

Предмет исследования: система заданий, ориентированная на повышение уровня развития исследовательских способностей младших школьников, комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе.

Гипотеза исследования: развитие исследовательских способностей младших школьников будет эффективным, если:

  • на основе системного, личностно-деятельностного подхода разработать и реализовать систему заданий, особенностью которых является организация исследовательской деятельности, ориентированной на познание, анализ, сравнение, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный);
  • будет организовано:
  1. личностно-деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации исследовательской деятельности;
  2. проведение диагностики уровня развития исследовательских способностей младших школьников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.
  2. На основе системного, личностно-деятельностного подхода разработать и реализовать систему заданий, ориентированную на развитие исследовательских способностей младших школьников.
  3. Разработать методические рекомендации для учителей по организации исследовательской деятельности в начальной общеобразовательной школе. 

2. Теоретическое обоснование педагогического опыта

Развитие исследовательских способностей – это достаточно сложный аспект педагогики, несмотря на разные направления исследования данной проблемы, в психологии и педагогике, до сих пор недостаточно изученным остается развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников. Определим, что означает сам термин «исследование». Исследование - это поиск новых знаний (словарь Ожегова), Внимательно исследовать- значит с тщательностью осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь (толковый словарь Ушакова), т.е. исследование противопоставляется репродукции. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивает Обухов А.С. в своей книге «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Автор подчеркивает, что каждый изначально является исследователем. И эту способность можно подавить, а можно развить.

В научной литературе выделяется несколько направлений в понимании сущности поисково-исследовательской деятельности школьников. Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается автором книги «Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт», д.п.н. Поддъяковым А.Н. как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме; средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества.

С.Л.Рубинштейн пишет о том, что под совместным исследованием, проводимым учителем и учеником, следует понимать процесс обучения. Исследовательская деятельность предполагает, по мнению А.В. Леонтович, выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже. Д.Б. Эльконин и др.), обладает потенциалом для успешного развития поисково-исследовательской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, поисково-исследовательскую деятельность младших школьников можно рассматривать как последовательность познавательных действий и операций, позволяющих обнаружить существенные признаки предметов, явлений, процессов, функциональные связи между ними и построить целостную ментальную картину исследуемого фрагмента окружающей среды. 

3. Описание педагогического опыта

«Личность развивается в деятельности, а деятельность осуществляется личностью. Именно благодаря исследовательской позиции человек получит возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире» (А. С. Обухов)

В основу системы педагогической деятельности была поставила задача поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с исследовательской деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Это, в свою очередь, привело к поиску путей разработки новых дидактических подходов в обучении школьников, которые бы вели не к простому накоплению суммы знаний, а целенаправленному усвоению систем, понятий, закономерностей, обобщенных структур, позволяющих глубже осознавать суть конкретного учебного предмета и на этой основе овладевать общими приёмами решения самых разнообразных задач. Прежде чем ребенок начнет исследовать, его сначала надо обучить познавательным действиям и операциям. Исследовательские способности необходимо развивать так же, как развивают навыки чтения или навыки счета. Исследовательская деятельность очень близка учащимся младшего школьного возраста, т.к. исследование и игра очень схожи. На уроке достаточно часто я говорю детям: «Поиграй со словом, что бы его запомнить. Нарисуй, ассоциируй это слово». Во многих играх, по мнению Обухова, заложены определенные правила и предписания, нацеленные на развитие и отработку исследовательских навыков – наблюдательность, различение деталей, активность в поиске нового, самостоятельность.

Любую деятельность, в том числе и исследовательскую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Причем отбираются такие задания, которые требуют от учащихся исследовательской деятельности, в которых ученик должен найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое. Опыт показывает, что к заданиям, направленным на исследования, дети относятся с интересом, решают их с энтузиазмом в противовес к привычным для них заданиям на воспроизведение.

3.1. Развитие исследовательских способностей ребенка в учебной деятельности

Мы поставили задачу - развить исследовательские способности каждого ребенка, и в этом как нельзя лучше нам подходит урок. Урок остается основной формой обучения и воспитания ученика начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника, в первую очередь, решаются задачи развития его способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Исходя из опыта работы в школе, нами была сформулирована идея о том, что для развития исследовательского мышления учащихся необходимо развитие умения решать исследовательские задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применения эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся.

Задача развития исследовательских способностей детей решается нами с позиции личностно-деятельностного подхода, как наиболее подходящего для достижения заданной цели. Личностно-деятельный подход предполагает выстроить ребенку свою траекторию развития, помогает сохранить его индивидуальность, учит самостоятельно находить пути решения вопроса или поставленной перед ним проблемы.

На основе личностно - деятельного подхода нами разработаны задания на развитие исследовательских способностей учащихся в учебном процессе. Выполнение заданий подразумевает то, что ребенок делает каждый раз небольшое для себя открытие.

Данные задания способствуют обучению детей:

  1. сравнивать и находить общие признаки;
  2. обобщать и формулировать самостоятельно правила;
  3. анализировать и делать выводы;
  4. систематизировать и классифицировать;
  5. думать и проводить логическую взаимосвязь.

Нами была выстроена система исследовательских заданий, под которой понимается упорядоченное множество заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие исследовательских способностей младших школьников в учебном процессе. Задания усложняются по мере усложнения учебного материала. На начальном же этапе изучения английского языка задания помогают овладеть легко и быстро алфавитом и обучить правилам чтения.

Педагогам английского языка знакома проблема изучения алфавита. Непосвященные же удивлены тому, что такая проблема существует, ведь любого ребенка спроси, он наизусть расскажет или даже споет песню английского алфавита. В то время такая сложность есть и заключается она в том, что ребенок не узнает «в лицо» каждую букву. А это очень важно при обучении правилам чтения, которые являются самым сложным аспектом в изучении английского языка, т.к. одна буква имеет 3-4 вида прочтения в зависимости от ее местоположения.

Даются следующие задания на изучение алфавита. (см. Приложение 1)

Данные задания помогают ребенку поработать с каждой буквой, просматривая алфавит в поисках нужной буквы, он запоминает ее место в алфавите. Кроме того, задания учат сравнивать, находить общее и видеть разницу между русскими буквами и английскими, т.к. на начальном этапе обучения дети часто их путают.
Не менее сложным является следующий этап обучения чтению: научить различать открытый и закрытый типы слога и прочтению гласной в данных слогах. Традиционно этот вопрос решается многократным прочтением слов с открытым и закрытым слогом, т.е. механическим запоминанием. Мною были составлены задания, позволяющие ребенку самому сделать небольшое открытие, проанализировав и систематизировав слова. (см. приложение1)

Каждый урок, получая подобные задания, дети учатся анализировать, систематизировать, классифицировать. Позже, становясь старше и доведя данные умения до автоматизма, уже читая тему урока, ребята строят догадки и дают правильный ответ, на еще не заданный вопрос.

Например, тема “Present Simple & Past Simple” в 4 «В» классе. На доске написано 2 предложения: одно в настоящем времени (Present Simple), другое в прошедшем (Past Simple). Яна, зайдя в класс и взглянув на доску, сразу сказала правило образования прошедшего времени.
She plays the piano. She played the piano.

Таким образом, урок предъявления нового учебного материала становится уроком с элементами исследования. Мы учим детей мыслить, искать, доходить до сути. Мы уходим от малоэффективных методов, когда учитель рассказывает новый материал, а ребенок вынужден его молча слушать, а затем повторять слова учителя устно или письменно. «Сколько можно объяснять одно и то же»,- часто говорят учителя, забывая о том, что всего 30% услышанного человек запоминает. А свое небольшое открытие дети помнят, ведь сделали они его сами.

3.2. Развитие исследовательских способностей ребенка во внеурочной деятельности.

Развитием творческих способностей ребенка во внеурочной деятельности остаются исследовательские проекты, которые требуют индивидуального подхода. Выполнение проекта предполагает больше самостоятельности от ученика, но отсутствие навыков исследования не позволяют ребенку проявить ее. И работа педагога, которая должна носить консультативный характер, заключается в обучении исследованию. Вот здесь и возникает проблема, когда педагоги просто дают алгоритм выполнения проекта, по сути, дополнительное домашнее задание, которое сами же и проверяют. Что же делать, каким образом работать с детьми над проектом?

В задачу учителя входит: задать формы и условия реализации исследовательской деятельности. Исследование для ученика не должно быть абстрактным. Он должен четко видеть суть проблемы и смысл собственной деятельности.

На наш взгляд, после того как выбрали тему для исследования необходимо ребенку обсудить с ним все этапы исследования.

  1. Ориентировка (выделение предметной области)
  2. Проблематизация (выявление проблемы; постановка цели, выдвижение гипотезы)
  3. Определение средств (подбор методов; ограничение пространства)
  4. Планирование (распределение последовательности действий)
  5. Эмпирия ( сбор материала, первичная систематизация полученных данных)
  6. Анализ (обобщение, сравнение, интерпретация данных)
  7. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными)

При постановке проблемы надо уделять внимание ее актуальности, так чтобы вызвать интерес и желание ребенка дойти до сути. Иначе исследование будет формальным и не даст нужных педагогических результатов.

Исследовательская деятельность, как ни что другое расширяет мировоззрение и учителя, и ученика. Так в проекте, посвященном сложностям перевода сказки с английского на русский язык. (см. Приложение2), мы переводили главу из сказки и сравнивали ее с переводами различных авторов, находили неточности перевода и искали им объяснения в словарях и в комментариях авторов. Работа получилась интересная и получила 1 место на НОУ, а самое важное, она была поучительна для ребенка, проделавшего весь путь данного исследования. В ходе исследовательской деятельности происходит взаимодействие исследователя и его научного руководителя, в процессе которого ученик вбирает в себя культурные ценности. Законченный исследовательский проект на выходе становится продуктом образовательной деятельности, который имеет интеллектуальную ценность.

Выполняя исследовательские проекты, участвуя в конкурсах и в качестве конкурсантов, и в качестве члена жюри, невольно замечаешь, что часто путаются исследовательские работы с проектными, то есть, по сути, обычными рефератами. Не всегда есть понимание того, что исследовательский проект не всегда имеет материальный продукт на выходе и не требует проведения экспериментов в гуманитарных областях. Но есть конкурсы, ориентированные на данный результат.

На наш взгляд, настоящая исследовательская работа только начинает входить в образовательное пространство, и неизбежны ошибки, которые будут исправляться, тогда исследование прочно займет свое место в наших школах, на наших уроках.

4. Заключение.

Итак, в начале работы над данной темой нами была поставлена цель: развитие универсальных навыков младших школьников в учебном процессе посредством заданий, направленных на проведение учебного исследования.

Для достижения цели было изучено состояние проблемы исследования в педагогической теории, разработана и реализована система заданий, ориентированная на развитие исследовательских способностей младших школьников. Эффективность использования данных заданий подтвердила психологическая диагностика «Э.Ф.Замбицявичене», проведенная в школе. Она показала повышение учебной мотивации обучающихся на 25%, уровня критического мышления на 20%. Кроме того, результативное участие детей в предметных олимпиадах и конкурсах также говорит об эффективности внедрения исследовательского подхода в учебный процесс. 

5. Использованная литература.

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. – С. 64-68
  2. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2004. -21 с.
  3. Ивашова О. А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой // «Культ-Информ-Пресс», 2003. –С.93-118
  4. Кравцова С. А. Развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. псих. Наукю- Тамбов-2009
  5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей //М. 2008
  6. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей МПГУ 2006.
  7. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  8. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.-2006.-№3. - с.85-91.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// СПб.,1998
  10. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68-81

 

Приложение I

Развивающие задания для 2 класса

Тема «Алфавит»

1. Выпиши буквы, похожие на буквы в русском алфавите по написанию.

A B C T O P H K X M У

Прослушайте произношение и скажите, схожи ли они с русскими буквами.

2. Выпиши буквы, похожие на буквы в русском алфавите по произношению и написанию. Найдите, в чем они схожи, и чем они отличаются. (С Т О К D М)

3. Выпиши буквы, похожие на русские, но отличные по звучанию.

(A B P H X У)

4. Выпиши буквы, которые не встречаются в русском алфавите.

Q W Y U S F G J L Z V N

Какие из них вы встречали в повседневной жизни?
V W – марка машины фольксваген.
N - номер
Gloria Jeans – магазин одежды в городе
Какие из них ты видишь в первый раз?

5. Выпиши пары букв, похожие по звучанию

(G-J; A-I; C-S; K-Q)
Подумай, как их можно запомнить.

6. Сравни русские буквы: С Ф Л Ю И З и английские: S F L U I Z

Сравнивая буквы, мы с детьми ищем схожие элементы, дорисовываем букву, если это возможно.

 

Развивающие задания для 2 класса

Тема: Закрытый и открытый слог.

Задание 1.

  • Подумай, что общего в данных словах и чем они отличаются:

Face, fan, name, came, Sam, take, man, van, rat, lake, make, can.

  • Подели их на две колонки. По какому признаку их можно поделить?

Face Fan
Name Sam
Came Man
Lake Van
Make Rat
Take Can

  • Прослушай, как читаются слова в первой колонке. Какие выводы ты можешь сделать?

(Буква «е» в конце слова не читается.)
Произносим ли мы букву «А» так, как она произносится в алфавите?

  • Прослушай, как читаются слова во второй колонке. Отличается ли прочтение буквы «А» в первой и во второй колонке?

Задание 2

Слоги в английском языке делятся на 1,2,3,4 тип слога. 1й тип слога называется открытый, 2й - закрытый. Гласная «А» в открытом типе слога читается так же, как она читается в алфавите.

В каком столбике буква «А» читается по 1 типу чтения?

Face Fan
Name Sam
Came Man
Lake Van
Make Сat

  • Как отличить закрытый и открытый тип чтения? Напишите формулу

Открытый тип слога Закрытый тип слога
А+?+? А+?

 

Развивающие задания для 3 класса

Тема: «Числительные»

1. Расположите числительные в порядке возрастания, начиная от 11:

Eleven, thirteen, fifteen, seventeen, eighteen, twelve, fourteen, sixteen, nineteen.

  • Как ты догадался?
  • Какой суффикс нужно добавить, чтобы получить числительные от 13 до19?

Проверь себя

13 Thirteen
14 Fourteen
15 Fifteen
16 Sixteen
17 Seventeen
18 Eighteen
19 Nineteen

2. Образуй сам числительные второго десятка от числительных:

Four -
Six -
Seven -
Nine -

  • Меняются ли числительные первого десятка при добавлении суффикса -teen?

3. Сравни числительные

Five - fifteen
Three - thirteen

  • Как изменились числительные первого десятка?

4. Какое правило образования числительных ты можешь вывести?

 

Развивающие задания для 4 класса

Тема: «Степени сравнения прилагательных»

1. Look at the boys and compare.

  • Who is taller Jim or Tom?
  • Who is smaller?

Tom Jim

2. Как ты думаешь, что означает слова «taller»? “smaller”?

3. Как образовать сравнительную степень прилагательных?

4. Сравни (compare):

  • strong
  • Mark John

5. Образуй сравнительную степень следующих прилагательных:

  • clean, long, big, fat, dirty.
Кутова Лилия Иргалиевна17.03.2016 8530 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 0
avatar