РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно-исследовательская деятельность – необходимый компонент саморазвития современного педагога

Проектно-исследовательская деятельность – необходимый компонент саморазвития современного педагога

Боговенко Т.В.
КГУ ОСШ № 58
Учитель изобразительного искусства и черчение

Изменение в сфере образования сопровождается расширением профессиональных функций учителя, поведение которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать саморазвитию современного педагога: 1.овладение основами педагогической и творческой деятельности; 2.овладение навыками исследовательской деятельности; 3.овладение способами составления проектов и программ; 4.овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии.

В ходе реализации «Закона об образовании», новой концепции образования, выделилась большая группа учителей-эксперементаторов, с именами которых связаны инновационные процессы в образовании. Каждая эпоха, развитие цивилизации, определяют характер и сущность воплощать в жизнь деятельность современников.

Профессия педагога – одна из приоритетных профессий XXI века. Это связано с опережающей функцией образования в развитии общества. Деятельность учителя должна быть направлена на формирование нового поколения, в этом состоит современное понимание профессионализма учителя.

В проектной деятельности учитель приобретает социальный опыт, который он может использовать для повышения своего профессионализма и достижения социально-профессионального статуса. Этим определяется тема доклада Конференции: «Проектно-исследовательская деятельность – необходимый компонент саморазвития современного педагога».

При осуществлении индивидуальной проектно-исследовательской деятельности учитель решает одновременно две задачи: профессиональную, связанную с реализацией современного образования; социальную, с обретением нового статуса. Если педагог осуществляет проектно-исследовательскую деятельность; достигает соответствующего социального статуса, то он самореализуется в своей педагогической карьере.

В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по новому, организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально – значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. находить способы решения проблемы путем решения задач, вытекающих из определенной ситуации.

Современный учитель всегда в поиске новых, более эффективных технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в разных изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода. Чем же привлек меня метод проектов?

Первое, метод проектов открывает большие возможности для повышения качества обучения; второе, метод проектов созвучен с китайской мудростью: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь», ведь ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, ведь ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то, что ему интересно; третье, цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения задач реальной жизни; четвертое, индивидуальный темп работы над проектом позволяет ребенку обеспечить свой уровень развития.

Я учитель изобразительного искусства и черчения. Передо мной, как перед учителем этих предметов стоит задача сформировать духовную культуру личности школьников, приобщать к общечеловеческим ценностям, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия мира и умение передавать свое отношение к нему.

Но в современных условиях, когда дети знакомы с Интернетом, овладевают различными программами, оснащение урока только привычными, традиционными учебными пособиями становиться скучным для детей и немного устаревшим. Современное развитие образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в его творческой индивидуальности. Педагогу, как творческой личности необходимо овладеть новыми приемами и методами и внедрять их в свою деятельность.

На своих уроках я использую разные типы проектов: творческие, межпредметные, исследовательские.

Например, при выборе творческих проектов по черчению, необходимо учитывать: личные интересы учащихся, сложность и трудоемкость материала, творческую самостоятельность. И поэтому прежде, чем включить детей в серьезную проектную деятельность, необходимо с изучения самых первых тем развивать у учащихся проектное мышление.

В развитии проектного мышления помогают проблемные ситуации с элементами проектной деятельности, которые я создаю с помощью специальных заданий. Например, в начале изучения темы «Прямоугольное проецирование» учащимся показывается чертеж предмета, выполненный в одном изображении. Задается проблемный вопрос: возможно ли изготовить данный предмет по одному изображению, почему. Такая проблемная ситуация стимулирует познавательный интерес, развивает творческие способности. Или выполнения графической работы по теме «Сопряжение» даю задание: выполнить любой рисунок, применив сопряжение прямого, тупого и острого углов.

Для проектной деятельности, из всех тем программы по черчению в 9 классе я планирую выбрать раздел «Архитектурно-строительные чертежи», предложить всему классу осуществить проект «Дом моей мечты». Это итоговая работа по изучению курса черчения. Этот вид деятельности подразумевает индивидуальный метод и рассчитан, чтобы каждый ученик сам для себя выполнил по общей схеме именно свой проект.

И, в заключение хотелось бы сказать, что метод проектов уходит в глубину веков, и на сегодняшний день это «все новое, забытое старое». И изучая опыт предшественников, я выяснила, что в реальности метод проектов усложняет процесс обучения, контроль повышения знаний намного сложнее, но метод проектов может быть организован на основе принципов публичного образования уже хотя бы потому, что он обеспечивает прирост опыта с обеих сторон, т. е. учителя и ученика. И использовать этот метод как дополнение к урокам.

Литература:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе, 2000.
  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, №6 1995.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М., 2003.
Боговенко Татьяна Валерьевна17.03.2016 7610 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 0
avatar