РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Барскова Наталия Рудиевна

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Ж.Ж. Руссо

«Здоровье и образование – ценности, стоящие в одном ряду, как взаимовлияющие и определяющие качество друг друга», – отмечается в Концепции модернизации Российского образования.

Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В 2005 году была разработана Программа развития нашей школы. Система работы школы, позволяет создать здоровьесберегающую среду обучения, воспитания и развития ребёнка.

Методики и технологии доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного являются научной основой организации обучения детей в условиях сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, направленной на увеличение двигательной активности. С 2006 года я взяла эту методику за основу в своей работе.

Все жалуются на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» мы сами и создаём. Так, например, ребёнок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Всем известно, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь.

1. Не усади! – это правило В.Ф. Базарного.

С успехом использую режим динамических поз, которые предусматривают на определённом этапе урока менять позу детей (сидя – стоя) для снятия напряжения. Строю урок с таким расчётом, чтобы ученики несколько раз переходили из положения сидя в положение стоя. Это позволяет сделать конторка Базарного. ( в 1-2 классах контролирую смену поз сама с помощью светофора + переключение внимания внимание, в последующих классах дети самостоятельно принимают решение) + расстановка мебели под углом к доске (независимо от роста ученика – он не перекрывает обзор сидящему за ним).

2. Никакой преграды глазу ребёнка! – 2 правило Базарного.

Важно помнить, что глаз объединяет пространство Вселенной с сознанием человека. В ходе эволюции зрительная система работала в режиме дальнего зрения, чтобы иметь более полную картину окружающего мира. А работа в классе использует ближнее зрение, поэтому применяю большое количество физминуток для глаз:

а) На классном потолке в моём кабинете офтальмотренажер – восьмёрка. Это «диаграммы для разгрузки зрения». По команде ребята поднимают головы к потолку и старательно вращают глазами (вправо – влево, вверх-вниз, по диагонали, описывают восьмёрку). Работа со зрительно-координатным тренажёром (на потолке) напоминает путешествие по бесконечным небесным просторам.

б) Электронные физминутки для глаз.

в) Картина на стене даёт возможность переключение зрения. Часто картину использую не только для разгрузки, но и в уроке (придумать задачу, используя картину, составь предложение по картине…)

г) На переменах и уроках чтения использую книги классной библиотеки с разным шрифтом.

3. Ребёнок должен как можно больше двигаться. Нет движения – тело увядает, мысль не работает, психика угасает.

Огромное внимание обращаю на организацию физической активности на любом уроке, профилактика гиподинамии в обучающем процессе.

Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную систему, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Физминутки в начальных классах проходят весело и интересно:
активные и спокойные (пальчиковые, стихотворные с ритмичными движениями, музыкальные, дыхательные (оверболы-шарики), точечный массаж – коврики, на внимание - поймай бабочку)

4. Образы управляют миром.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию на практике нестандартных уроков, таких как уроки – игры, уроки –путешествия, уроки – соревнования, театрализованные уроки, уроки – конкурсы, уроки - фантазии, уроки – концерты, уроки – экскурсии в природу.

Необычность таких уроков повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познавательному процессу в обучении, воспитывает любовь к окружающему миру, любознательность.

Младшие школьники быстро переутомляются, поэтому использую не только смену деятельности, межпредметные уроки (чтение-рисование, математика-труд…), но и смену помещений (иногда провожу уроки литературного чтения и окружающего мира в игровой)

5. Динамические паузы на большой перемене в кабинете разгрузки.

6. В 1-2 классе здоровье каждого ребёнка в моих руках, а затем стараюсь вызвать желание заботиться о своем здоровье каждого ребенка и его семью, поддерживать стремление к здоровому и ответственному образу жизни.

На неделях начальных классов проводим различные конференции по данному направлению, демонстрируем фильмы и обучающие мультфильмы, пишем сочинения, готовим презентации.

7. Важно сохранить не только физическое, но и психическое здоровье ребёнка, поэтому важно, чтобы был замечательный микроклимат в классе.

Школа и дом - одна семья. ( Интересные мероприятия, походы, поездки, экскурсии, соревнования и обязательно вместе с родителями)

Барскова Наталия Рудиевна30.08.2016 2800 Здоровьесберегающие технологии
Всего комментариев: 0
avatar