РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Развитие орфографической зоркости

Проблема орфографической грамотности является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя - языковеда. Методическая тема актуальна, так как учащиеся 9, 11 классов сдают ГИА и ЕГЭ, а без знания орфографии вряд ли можно это сделать. Необходимость изучения орфографии продиктована временем. Для каждого подростка вне зависимости от его завтрашней профессиональной службы важно овладеть языком, совершенствовать речевые умения, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем вузовских дисциплин. Точная, грамотная и выразительная речь, грамотное письмо, владение разными видами чтения воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Л.В. Щерба писал: « Писать безграмотно - это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

В своей работе ставлю следующую цель: развивая орфографическую зоркость на уроках русского языка, сформировать лингвистическую, коммуникативную, информационную компетенции учащихся. Образовательные задачи: формировать орфографические навыки учащихся: умение видеть и находить изученные орфограммы, определять особенности этой орфограммы, научить учащихся классифицировать орфограммы, применять изученные правила на письме. Развивающие задачи: способствовать формированию всесторонне развитой личности учащихся, их мышления, языковой интуиции, творческих способностей; развивать умение самостоятельно работать со словарями; совершенствовать речевые умения учащихся; развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать исследовательские умения. Воспитательные задачи: формировать навыки совместной деятельности; развивать сознание собственной деятельности через рефлексию.

В методической работе руководствуюсь положениями, сформулированными М.М. Разумовской в « Методике обучения орфографии в школе» М,, 1996 г.

Предлагаемая методика обучения отличается следующими чертами.

  1. В качестве основного принципа орфографии принимается морфологический.
  2. Методика разработана исходя из принятого в психологии положения о сознательной природе орфографического навыка как навыка сложного.
  3. Процесс письма должен протекать на семантическом уровне: схватывается смысл речи, осознаются значения слов и значения морфем - значимых частей слов.
  4. Сознательность навыка обеспечивается необходимыми знаниями.
  5. Учитывая практическую направленность школьной орфографии - формирование навыков грамотного письма, знания учащихся должны быть направлены на овладение адекватными содержанию правил правописания способами практических действий.
  6. Орфография русского языка осваивается в результате овладения системой языка, его богатством.
  7. Формирование прочных навыков - основная задача орфографической подготовки учащихся.
  8. Автоматизация навыка.

Для формирования орфографической грамотности на уроках применяю орфографическое чтение. Известный русский учёный - методист Д. И. Тихомиров большое значение в овладении грамотным письмом придавал слоговому чтению большое значение, « так как чтение по слогам есть чтение орфографическое». Орфографическое чтение - это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как пишется. При таком чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти: зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребёнок видит слово, слышит его и произносит его в том облике, как оно пишется.

Заниматься выработкой орфографических навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языкознания (морфологии, словообразования, синтаксиса и т.д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепления, повторения). Подсчитано, что ученики знакомятся в школе с 71 орфограммой, а в 50 формулировках орфографических правил содержится указание на принадлежность слова к определённой части речи. Таким образом, для того чтобы научиться грамотно писать, надо « опознавать» и отличать части речи. Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии и умение членить слово на морфемы. Не случайно многие учёные - языковеды считают « золотым правилом» русской орфографии морфемный принцип написания слов. Учащиеся должны уметь выполнять морфемный разбор слова и видеть, в какой морфеме находится орфограмма.

На уроках русского языка для развития орфографической зоркости как способа формирования орфографической грамотности применяю современные технологии: здоровьесберегающую, информационно – коммуникативную, игровую, технологию проблемного обучения и другие технологии.

Следует отметить, что использование ИКТ необходимо для развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности учащихся. Применяю различные электронные мультимедийные пособия.

Во-первых, это электронные уроки и тесты, например, мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые содержат теоретический, практический и тестовый материал по всем темам. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подаётся блоками, что даёт возможность овладевать учащимся образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими правилами.

При подготовке к ЕГЭ, ГИА, зачётам на уроках и самостоятельно обучающиеся активно используют электронные репетиторы. Такие электронные образовательные издания позволяют эффективно решать проблему более полного погружения в специфику тестовых заданий, формируют умение ориентироваться в учебном материале, умение быстро действовать и выбирать нужный ответ.

Во-вторых, на уроках для формирования орфографической грамотности использую электронные сопровождения в виде презентаций. Презентации отражают основные понятия, схемы, таблицы, алгоритм применения орфографического правила. Презентации на уроке важны, так как наглядность представленного материала красочна, поэтому изучаемые орфограммы легко запоминаются учащимися.

В-третьих, использую цифровые образовательные ресурсы («1 С: Репетитор», «Программа – тренажёр по русскому языку « Фраза»). Программа «1 С : Репетитор» содержит теоретический материал по орфографии, тестовые задания по всем орфограммам. При правильном ответе на задание появляется окно со словами одобрения, при неверном ответе выделяется ошибка и предлагается подумать ещё. При завершении работы указывается процент правильных ответов. Применение тренажёра « 1 С: Репетитор» решаются следующие задачи: формируются умения работать с информацией, развиваются коммуникативные способности. Использование ИКТ экономит время на уроке, позволяет усилить мотивацию учащихся, обеспечивает многоаспектное развитие школьника, подготовку учащихся к жизни в условиях информационного общества.

Для формирования орфографической грамотности применяю технологию проблемного обучения.

Целенаправленно создаю проблемные ситуации. Предлагаю учащимся задания, когда они сталкиваются с проблемой. Например, провожу объяснительный диктант, в который включаю слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне, в конце диктанта называю слово с чередующейся гласной. Учащиеся не смогли объяснить правописание последнего в диктанте слова, сформулировать правило, классифицировать орфограмму. Учащиеся столкнулись с фактом недостаточности знаний. Осознание этого стимулирует поиск новых знаний. Проблемное обучение развивает мыслительные действия, вызывает интерес к орфографии, пробуждает творческие силы и, конечно, влияет на результативность. Учащиеся владеют приёмами решения проблем в учебных ситуациях, стремятся преодолевать трудности, то есть противостоять неуверенности и неопределённости, умеют выбрать оптимальный вариант решения проблемного вопроса.

В обучении использую личностно-ориентированный подход, учитываю особенности характера, интересы, способности учащихся, создаю условия для познавательной активности учащихся.

Личностно – ориентированный подход необходим, так как создаёт эмоциональное благополучие учащихся на уроке, влияет на успешность учебной деятельности. На уроках русского языка для формирования орфографической зоркости реализую следующие принципы: принцип научности (от простого к сложному); системности и поэтапности действий; продуктивного сотрудничества; принцип учёта возрастных особенностей учащихся; психологического комфорта; принцип креативности ( ориентация на творчество) и другие принципы. Применяю следующие методы: объяснение, беседу, метод опорного конспекта, информационный метод, метод проблемного обучения, «портретной орфографии», метод проектов, исследования и другие методы.

На уроках провожу работу над ошибками не только после проведённого диктанта, но и после каждой домашней работы учащихся, чтобы ещё раз закрепить правописание слов, в которых были допущены ошибки. Работа над ошибками может быть самостоятельной, групповой. Провожу работу над ошибками, предлагая учащимся интересные задания « По следам ошибок», « Найди и исправь».

Использую различные методики для словарно-орфографической работы.

При изучении новых словарных слов применяю методику «Лингвистический портрет слова».

  1. Находим слово в словаре или зрительно воспринимаем слово, записанное на доске.
  2. Определяем лексическое значение слова. Подбираем синонимы, антонимы к слову.
  3. Рассматриваем, в каких фразеологических оборотах встречается слово. Объясняем значение оборотов.
  4. Выполняем транскрипцию слова, ставим ударение, анализируем звуковой и буквенный состав слова.
  5. Записываем слово в словарик.
  6. Определяем этимологическое происхождение слова.
  7. Отмечаем, как слово представлено в фольклоре ( пословицы, поговорки, считалки, загадки).
  8. Закрепляем написание слова в ходе урока.

Систематически провожу словарные диктанты, в которые включаю изученные слова.

С орфографическим чтением связана методика Тоцкого « Орфография без правил», которая помогает как можно лучше запомнить правописание словарных слов, не допускать ошибок в их написании. Название методики ни в коем случае не связано с отменой орфографических правил. Принцип методики гласит: « Произнесённое несколько раз слово по буквам будет правильно написано». На каждый урок готовлю карточку, на которой написано словарное слово. На время карточку поворачиваю к учащимся. Ученики должны прочитать слово, запомнить и орфографически произнести. Такая методика обостряет внимание учащихся, усиливает интерес к слову, помогает отработать технику чтения и, конечно, учащиеся запоминают написание словарного слова.

На уроках по изучению орфограмм формирую навыки работы со справочной литературой, прежде всего с орфографическим, этимологическим, толковым и другими словарями. Учащиеся, работая с этимологическим словарём, знакомятся со значением, историей и происхождением слова. Часто этимологическая справка становится незаменимым средством предупреждения орфографических ошибок, например, слов с непроверяемыми орфограммами.

С 5 класса мои учащиеся заводят специальные общие тетради, в которых ведётся работа по составлению схем, таблиц, алгоритмов, моделей, опорных конспектов, которые помогают учащимся запомнить орфографические правила, правописание трудных слов, слов – исключений. К этим тетрадям учащиеся постоянно обращаются при подготовке к урокам, а в 9, 11 классах при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Использую игровую технологию на уроках по изучению, закреплению орфограмм.

Учитывая особенности возрастного воспитания учеников, считаю важным введение на уроках игр. Применяю на уроках следующие формы игр: соревнование, брейн – ринг, деловая игра, мозговой штурм, викторина и т.д.

Игровые методы и приёмы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными.

Например, игра «Поймай мяч». Учащиеся должны поймать мяч и объяснить написание слова, применив правило.

Игра «Молния»: слова с определёнными орфограммами отпечатаны на отдельных карточках. Демонстрирую их быстро - 2-3 секунды, ученики записывают их или проговаривают запомнившиеся слова.

Игра «Обгонялки»: за определённое время учащиеся подбирают как можно больше слов с изученной орфограммой, за каждый правильный ответ - один балл.

Игра «Поиграем с друзьями»: даю задание разделиться на две группы. С суффиксами ЧИК, ЩИК составляют слова, обозначающие профессию, род деятельности. Одна команда с суффиксом Чик, а другая – с ЩИК. Побеждает группа, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед этими суффиксами.

Игра « Угадай-ка»: необходимо угадать, о какой орфограмме идёт речь, записать несколько слов на эту орфограмму. Например, орфограмма находится в корне с чередующейся гласной. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на СТ, Щ.

Игра «Не подведи свою команду» даёт представление о том, как дети усвоили изученные орфограммы. Учащиеся 1 группы называют слово, например, пол – яблока, учащиеся 2 группы называют эту орфограмму, а дети 3 группы объясняют написание этого слова.

Провожу задание «Четвёртое лишнее» или « Третье лишнее». Учащиеся выбирают «лишнее» слово с точки зрения орфографии и объясняют, почему они назвали именно это слово «лишним».

Например,
*реч…нка, девч…нка, печ…нка
*р…стение, р…сток, выр…щенный, прор…стёт

Для того чтобы лучше усвоить правило, учащиеся заучивают правила - стихи, правила – сказки, которые можно быстро воспроизвести в памяти. На уроках использую кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, головоломки, провожу викторины, включаю олимпиадные задания, чтобы заинтересовать учащихся и для формирования орфографических навыков. Провожу задания «Лови ошибку», «Корректор», « Помоги Пете Ошибкину». В распечатанном тексте или на доске целенаправленно допускаю орфографические ошибки. Учащиеся находят ошибки и исправляют их, формулируя правила.

Участвуя в игре, учащиеся совместно решают задачи, учатся общаться, учитывают мнение товарищей. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, овладевают различными ролями в коллективе. Каждая игра имеет близкий результат ( окончание игры), стимулирует учащихся к достижению цели и осознанию пути достижения цели.

Использую разные виды контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся. Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определённом этапе обучения, поэтому могут носить характер тематический ( проверка изученной темы, допустим, «Правописание приставок пре- при») , промежуточный ( проверка фрагментов урока, например, « Буква и после ц»), итоговый (например, тест «Правописание окончаний разных частей речи»).

Как особый вид контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся использую разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, графические, выборочные (по орфограммам), предупредительные, распределительные, картинные, творческие, диктанты по памяти и т.д.).

Например, диктант «Проверю себя» - вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарём, справочником. Вопросы и другие способы самопроверки разрешаются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант «Проверю себя» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Такой диктант вызывает интерес у учащихся. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким- то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Педагогические технологии, которые я применяю на уроках русского языка для развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности учащихся, способствуют тому, что у учащихся сформировались орфографические навыки. Учащиеся видят орфограммы, классифицируют их, корректируют их во время проверки, взаимопроверки, самопроверки, выполняют тесты, справляются с разными видами диктантов.

Использование данных технологий оказывается чрезвычайно эффективным для формирования различных компетенций.

В области учебных компетенций учащиеся умеют решать учебные и самообразовательные задачи, связывают воедино и используют отдельные части знаний. В области коммуникативных компетенций умеют выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде. В области информационных компетенций учащиеся самостоятельно находят, обращаясь к различным источникам, анализируют и отбирают необходимую информацию, умеют преобразовать, сохранить и передать её.

Используемые технологии, методы, приёмы позволяют добиться стабильных результатов. Я готовлю учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Учащиеся подтверждают на итоговой аттестации свои годовые и текущие оценки по русскому языку.

Конечно, в дальнейшем предстоит очень большая работа по развитию орфографической зоркости как способа формирования грамотности на уроках русского языка, по формированию лингвистической, коммуникативной, информационной компетенций, но главное, чтобы учитель при этом проявлял своё педагогическое мастерство, а учащиеся не потеряли бы интерес к предмету и любовь к родному языку.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.