РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль индивидуальных и групповых заданий проектного типа в условиях реализации стандартов второго поколения.

Бабичева Татьяна Леонидовна

Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций

Проектная деятельность, индивидуальные и групповые задания проектного типа в настоящее время занимают особое место в системе образования.

Проектная деятельность - это особая форма учебной работы, которая отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систематических знаний. В отличие от привычной учебной деятельности, где основным результатом является получение нового знания, основным результатом выполнения проекта является получение «продукта», который должен быть представлен другим обучающимся. Такая работа, которая направлена на получение практического результата, наилучшим образом, отвечает задаче формирования и развития готовности и способности к разрешению проблем и проблемных ситуаций, следовательно полностью отвечает требованиям стандартам второго поколения.

Процесс выполнения проекта, включающий в себя три основных стадии: разработка замысла, его реализация и представление продукта, - хорошо соотносится с задачами формирования регулятивных универсальных действий, с задачей формирования и развития готовности и способности к самоорганизации и саморегуляции. В ходе работы над проектом учащиеся на практическом уровне овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения. Выполнение групповых проектов, где учащиеся совместно выполняют определенную деятельность, создает благоприятные предпосылки для формирования и развития коммуникативных умений, готовности и способности к сотрудничеству.

Выполняя проект, есть возможность использовать ИКТ – для сбора и обработки информации, для оформления результатов проекта, поэтому появляется возможность оценить и ИКТ-компетентность школьников.

Таким образом, организация проектной деятельности способствует достижению требований к большинству личностных и метапредметных результатов. Этим и объясняется такое повышенное внимание к  этому виду деятельности.

Этот факт, в свою очередь задает и определенные ориентиры в оценке проектной деятельности. Поскольку смыслом организации и проведения такой работы является формирование метапредметных результатов, то и при разработке критериев оценки нас должен интересовать в первую очередь не «предметный аспект» результатов выполнения проекта, а «личностный и метапредментый аспекты» самой деятельности, процесса выполнения проекта.

Приведу некоторые «матапредметные» критерии оценки проектной деятельности:

  • Каков достигнутый детьми уровень сформированности регулятивных умений планировать и осуществлять  свою деятельность, отслеживать результаты ее выполнения? Этот вывод педагог может сделать по результатам наблюдения за тем, как дети планируют работу, доводят ли ее до конца, своевременно ли проходят все этапы обсуждения и представления; на сколько самостоятельно они осуществляют контроль за продвижением работы и качеством ее выполнения, насколько самостоятельно проводят коррекцию;
  • Каков достигнутый детьми уровень сформированности навыков разрешения проблем? Этот вывод делается педагогом по результатам наблюдения за умением детей  осознать и поставить проблему, искать пути ее решения, отбирать адекватные способы, использовать для анализа проблемы логические операции, знако-символьные  средства, навыки критического мышления, воплощать  принятое решение на практике.
  • Каков достигнутый уровень сформированности коммуникативных умений? Чтобы сделать вывод, педагог должен отметить, насколько ясно и точно определена и пояснена тема работы, как структурирован текст или устное сообщение; насколько ясно, логично, последовательно, аргументированно изложено содержание работы; насколько свободно учащиеся вступают в диалог с товарищами и аудиторией;
  • Демонстрирует ли проект способность самостоятельно приобретать или переносить знания, развивать свои способности в рамках освоения предмета, достигать нового уровня понимания и владения предметом. Эти выводы делаются педагогом на основе знакомства с содержанием работы и в ходе ее представления.

Отмечу, что описанные выше в самом общем виде «метапрдметные» критерии оценки проектной деятельности не означают, что при оценки выполнения того или иного проекта  невозможно использование «предметных» критериев. Там где это возможно и уместно, результаты проектной деятельности могут быть оценены и с точки зрения достижения соответствующих предметных результатов.

Зачетные проекты целесообразно проводить в групповой форме. В этом случае в листах наблюдения фиксируется и работа отдельных учащихся, и работа группы в целом. Инструментарий  для проведения и оценки проектной деятельности может включать следующие компоненты:

1.Задания проектного типа- индивидуальные и групповые. Формировать такие задания следует достаточно конкретно, с указанием необходимых элементов, которые должны быть отражены в работе, но в то же время так, чтобы у детей была возможность свободно интерпретировать задание.

Образец задания проектного типа.

Проект «Профессии моей семьи»

Выполните и представьте классу проект «Профессии моей семьи». Вы можете рассказать о профессии своей мамы, своего папы, бабушек, дедушек или родственников.

Подготовьте и оформите плакат (книжку-раскладушку т.д.) или компьютерную презентацию, содержащие:

  1. заголовок «Профессии моей семьи» и подзаголовок, уточняющий выбранную вашу тему;
  2. небольшой текст по выбранной теме;
  3. иллюстрации к тексту- фотографии, рисунки;
  4. небольшие стихотворения, загадки, пословицы созвучные выбранной вами теме.

При работе над проектом вы можете воспользоваться материалами, которые принесли с собой.

Примечание. Учащиеся заранее предупреждаются о намеченной работе и просят принести из дома фотографии родителей на рабочем месте, грамоты, награды и др. материал который будет полезен при выполнении работы.

2.Рекомендации учащимся по выполнению работы - как и в каком порядке следует выполнить работу, о чем нужно помнить. Для приведенного выше примера такими рекомендациями могут быть:

Советы по выполнению проекта

  1. Обсудите и выберите тему своего проекта и форму ее представления.
  2. Составьте сначала каждый свой, а затем, после обсуждения,- общий план выполнения работы. Распределите между собой обязанности. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
  3. Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполнение в листе планирования и продвижения.
  4. Проверяйте, все ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
  5. 5Представьте ваши результаты другим ребятам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы.
  6. Выслушайте отчеты других ребят.
  7. Оцените выполненные вами работы- свою и других ребят.
  8. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.

Пример листа планирования и продвижения по заданию

Проект «Профессии моей семьи»

Тема, выбранная группой___________________________________________

 

Форма представление результата проекта.

Отметьте + выбранную вами форму:

А. Плакат (книжка-раскладушка)

Б. Компьютерная презентация

 

Начало работы_________________Окончание работы_________________________

 

Перечень работ

Кто выполняет

Отметка о выполнении

 (+ или -)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример листа самооценки

Проект «Профессии моей семьи»

Оцени работу своей группы.

1. Все члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто–то  меньше других.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было сделать лучше.
В. Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком +.

 

Почти все сделали

без меня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась.

 

3. Информационный материал- рекомендации учащимся по использованию источников информации: книги, статьи, иллюстрации. ( В нашем случае можно предложить детям подборку стихотворений, загадок, пословиц о профессиях.)

4. Необходимое учебное оборудование, материалы и инструменты. В нашем случае необходимы для работы: цветная бумага и белая бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, компьютеризированное рабочее место.

5. Листы наблюдений за ходом выполнения проекта. Сформированность регулятивных и коммуникативных навыков, навыков использования ИКТ можно зафиксировать по параметрам предложенным О.А.Карабановой.

Регулятивные навыки:

  • Как осуществляется планирование работы:

А. Совместно.
Б. Единолично одним- двумя членами группы.
В. Отсутствует.

  • Как идет исполнение работы:

А. По плану.
Б. Стихийно.
В. Есть дети, не включенные в работу.

  • Осуществляется ли контроль за ходом работы и за качеством.

Да                                    Нет

Коммуникативные навыки:

  • Сотрудничают дети, распределяют ли между собойобязанности.

Да                                   Нет

  • Как представляют результаты работы._________________________

ИКТ- компетентность: используют ли инструменты и средства ИКТ6

          Да                                    Нет

В заключении хочется сказать, что  организуя свою работу с применением индивидуальных и групповых заданий проектного типа, мы способствуем всестороннему развитию ребенка.

  1. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов». М.: Педагогический университет  
  2. Первое сентября» 2012.-120 с.
Бабичева Татьяна Леонидовна15.03.2016 8130 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar