РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственность и качество образования

Нравственность и качество образования

Онькова О.В., РМОУ Сокурская СОШ.

Нравственность заключается в совершенном познании
добра, в совершенном умении и желании творить добро.
И. Песталоцци. 


Время течет неумолимо. Все меняется в нашей жизни. Изменился и учебно-воспитательный процесс в школах: пришли новые технологии.
На современном этапе политика реформирования системы образования предполагает неадекватность акцента на ее модернизацию вне духовно-нравственного контекста. Особое внимание уделяется вопросам качества образования, а также проблеме сохранения как физического, так и духовного, нравственного здоровья будущих граждан России. Чем вызван этот интерес к духовному состоянию общества? Прежде всего усиливающимся падением нравственности как среди взрослых граждан и что страшнее всего, среди детей и подростков. Примеров этого с каждым днем становится все больше и больше. Поэтому, главной задачей обучения, развития и воспитания является формирование духовно-нравственной личности школьника. 


Одна из главных задач школы – помогать строить и развивать духовное основание для жизни и общества, воспитывать полноценную личность, гражданина своей страны. Целью духовно-нравственного воспитания является воспитание творчески развитой личности, способной строить жизнь достойного человека, максимальное расширение круга интересов каждого ученика.

Среди классических направлений развития личности: физического, умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное воспитание является важнейшим. Поэтому поговорим о воспитании нравственности.
С большим основанием можно считать, что "нравственность спасет МИР"! Слова Достоевского: "Красота спасет Мир" можно понимать в том смысле, что спасет Мир духовно красивый человек, красота его души. А духовно красивый человек - это, прежде всего, человек нравственный. 

Нормами (критерием) нравственности считаются нравственные положения мировых религий. В частности, христианские библейские заповеди, "золотое правило", неприкосновенные права человека, записанные во "Всеобщей Декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. (Напомним золотое правило - "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе"). Это такие моральные нормы, нарушение которых повлечет за собой, по большому счету, ущерб для его же собственных интересов. Каждый человек должен строить храм в душе своей или, хотя бы, идти по дороге к храму. Нужно отметить, что человечество научилось писать законы, но не научилось их исполнять. Без нравственности не действуют государственные, юридические, экономические законы, появляются агрессия и национальная вражда. Для добровольного неукоснительного выполнения норм нравственности у человека должно быть воспитано очень много духовных качеств. 

Первоочередная роль по воспитанию духовно-нравственной личности принадлежит семье. Именно в семье, особенно в раннем детстве, когда ребенок интенсивно впитывает жизненные впечатления, знания, овладевает опытом поведения, у него закладываются социальные основы личности. Современная семья может успешно реализовывать воспитывающую функцию, если родители всю деятельность, связанную с формированием личности детей, строят на научной основе и исходят из того, что воспитание растущего человека есть их естественная потребность и гражданский долг. Здоровый, гармоничный образ жизни семьи, гуманное отношение родителей к детям, благоприятный внутрисемейный психологический климат играют ведущую роль в семейном воспитании. Воспитание в семье есть систематическая помощь саморазвитию биологической и социальной природы детей, а также всестороннее усовершенствование личности в процессе ее жизнедеятельности с учетом заложенных природой сил и способностей. 

Проблема воспитания человека сложна, потому, что сложна природа человека - одна ненасытность потребностей ("человеку всегда мало"), чего стоит. Сначала надо абсолютно четко и однозначно установить приоритет воспитания нравственной чистоты и неукоснительного соблюдения человеческих ценностей над развитием всех других качеств личности и над обучением! Не вместо обучения, а впереди обучения. 

Правонарушения происходят сознательно(!), в основном, от безнаказанности (нет внешних тормозов) и от невоспитанности (нет внутренних тормозов). Поэтому надо создавать и внешние и внутренние тормоза. Внешние тормоза - это справедливые юридические законы и система мер, насильно обеспечивающая их неукоснительное выполнение всеми членами общества, а внутренние тормоза - это совесть. Внешние тормоза создает государство в лице правоохранительных органов и юридических законов. Внутренние тормоза создает воспитание. И тут велика роль педагогики и раннего воспитания нравственности. 

Внутренние тормоза, разумеется, первичны. Отметим, что создавать внешние тормоза (справедливые законы) тоже должны честные, неподкупные люди, со сформированными внутренними тормозами.
Юридические законы пишут для бесчестных людей, ибо для честного человека законы не нужны, он и так воровать не будет. А бесчестный человек будет воровать всегда, даже "когда все есть", а тем более, когда нет необходимого для нормальной жизни. Если обеспечить людям зажиточную жизнь, то воровство не кончится, но его будет существенно меньше. Бесчестный человек не ворует в четырех случаях, - когда нечего воровать, когда наказание жестоко и абсолютно неотвратимо и еще - не воруют свое и когда отрубили руки. 

Еще один резерв воспитания нравственности - это обучение творчеству. Считается, что творчество само по себе несет большой заряд нравственности. Почему? Творчество - это создание нового, а все новое интересно ребенку, а раз интересно, то он этим занимается с удовольствием, значит, у него нет времени и охоты хулиганить. А если ребенок активно занимается творчеством с раннего детства, то у него и не закладываются отрицательные наклонности. 

В школу приходит немало детей с уже сформированными негативными качествами (плохо воспитанные), поэтому, мало уметь воспитывать, надо уметь перевоспитывать все негативные качества: безнравственность, жестокость, лень, необязательность… Перевоспитание - это позор педагогики. Зачем сначала плохо воспитывать, а потом перевоспитывать? Надо сразу научить детей следовать всем положительным человеческим ценностям. 

Очень большая разница между тем, что говорят и требуют в школе и тем, что видит ребенок вне школы. Но это не значит, что надо опускаться до улицы. Школа и семья всегда должна быть примером нравственности и чистоты.
С приходом новых технологий в учебно-воспитательный процесс, должна крепнуть связь семьи и школы. Теперь родители, общественность призваны быть активными участниками этого процесса. Но неизменными остаются основные понятия: духовность, нравственность, качество образования. 

В современных условиях качество образования является гарантией качества жизни человека. Качество образования - это соответствие образовательного результата и условий оказания образовательной услуги стандартам, ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Создание системы оценки качества образования призвано обеспечить обучающихся и их родителей, педагогические коллективы образовательных учреждений, органы управления образованием всех уровней, институты гражданского общества, работодателей надежной информацией о состоянии и развитии системы образования на школьном, муниципальном, и региональном уровнях. Как показывает практика, нравственное воспитание и качество образования неразрывно связаны. Давая качественное образование ребёнку, мы воспитываем высоконравственную личность. Но если знания закладываются без воспитания нравственных качеств у личности, это может привести к жутким последствиям. И здесь уместно вспомнить изречение Д.И.Менделеева: «Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего».

Подтверждением этих слов является содержание материала, раскрытого учащимися РМОУ Сокурская СОШ в научно – практической конференции «Наука и нравственность», девизом которой мы выбрали слова «Прав ли был Прометей, давший людям огонь».

На протяжении всего выступления ребята убеждают слушателей в том, что без нравственности не действуют государственные, юридические, экономические законы, что обязательно появляются агрессия и национальная вражда.

Основы нравственного воспитания закладываются в семье. В условиях, когда семья не может обеспечить ребенку подобного воспитания, обязанность по педагогическому воспитанию перекладываются обществом и государством на плечи школы. По мере возможности учреждения образования выполняют заменяющую функцию семейного воспитания, используют богатый арсенал педагогических приемов и методов. Педагоги вольны сами выбирать систему воспитания, но они должны представлять собой образцы нравственного поведения, иначе педагогическое воздействие будет сведено к нулю. Велика роль классного руководителя: в зависимости от его возможностей и способностей может применяться обширный арсенал форм и средств духовно- нравственного воспитания учащихся. 

Для этого можно использовать:

  • общение с родной природой / походы, экскурсии, экологические тропы/, 
  • общение с хранителями народных традиций, краеведение, 
  • общение с ветеранами, героями войны, трудового подвига, 
  • традиции семейного воспитания, 
  • изучение истории родного края, семьи, школы. 
  • создание компьютерных репродукций по истории села, школы, семьи, 
  • просмотр лучших отечественных фильмов, 
  • просмотр спектаклей и постановок, 
  • работа с хорошей книгой, 
  • использование уроков пения, хорового пения, 
  • использование уроков истории и литературы, как гуманитарных предметов, 
  • использование уроков рисования ( пейзажи, портреты), 
  • работы с фотоаппаратом , видеокамерой, 
  • использование кружков и объединений, 
  • общение с домашними животными и многое другое. 
Главной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование личности человека, основные интересы которого направлены не только на удовлетворение собственных потребностей, но в первую очередь на бескорыстное служение обществу, малой Родине, родному Отечеству. 

Физика как учебный предмет создает у наших ребят представление о научной картине мира, формирует мировоззрение, убеждения учащихся, умения самостоятельной работы, развивает логическое мышление и исследовательские навыки, то есть способствует воспитанию нравственной личности; вооружает учащихся методом научного познания, без которого человек не может стать творческой самостоятельно мыслящей личностью. 

Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности,

Онькова Ольга Владимировна18.11.2010 35041 Про Нашу школу
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

С удовольствием прочитал статью. С уважением благодарю автора. Как и в каждой статье, в ней есть крупинки ценного опыта. Удовольствие еще и в том, что в комментарии можешь выразить и свою точку зрения на некоторые вопросы.

"На современном этапе политика реформирования системы образования предполагает неадекватность акцента на ее модернизацию вне духовно-нравственного контекста."
Сложновато для непосвященных. После этого предложения не у каждого останется желание добраться до конца статьи.

"Прежде всего усиливающимся падением нравственности как среди взрослых граждан и что страшнее всего, среди детей и подростков. Примеров этого с каждым днем становится все больше и больше."
Нельзя ли парочку примеров для усиления аргументации? А то общие красивые фразы как-то неубедительны. Например, во время Гражданской войны, во времена ГУЛАГа нравственность была выше, чем при "развитом соцализме", в "лихие 90-е" или сейчас? Как вы считаете?

"Среди классических направлений развития личности: физического, умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное воспитание является важнейшим."
Спрорый вопрос, между прочим. Нравственный дурак, желающий всем добра, лучше умного, но не очень нравственного?

"Нормами (критерием) нравственности считаются нравственные положения мировых религий."
Да, существуют известные заповеди и правила поведения верующих в быту. Но во многих религиозных системах мировоззрения есть очень много составляющих, спорных с точки зрения нравственности. Не хотелось бы трогать эту тему. Долгие исторические споры (и войны) по этому поводу так и не привели к общему согласию и, по видимому, будут безуспешны в будущем.

"Без нравственности не действуют государственные, юридические, экономические законы, появляются агрессия и национальная вражда."
Ну, почему же? Любой агрессор или угнетатель считает свое поведение вполне нравственным. (Например, у Дж. Лондона это прекрасно описано в романе "Морской волк").

"Первоочередная роль по воспитанию духовно-нравственной личности принадлежит семье."
Бесспорно. Хотя, глядя на некоторые семьи, так и хочется сказать, что лучше бы они никого не воспитывали. Но у нас разрешения на это никто не спрашивает, и правильно делает. Иначе жизнь не будет такой разнообразной.

"А если ребенок активно занимается творчеством с раннего детства, то у него и не закладываются отрицательные наклонности."
Склонность к творчеству, с точки зрения нравственности ни хороша и не плоха. Многие мошенники - исключительно творческие личности. Иногда изобретают такие способы отъема имущества, что только диву даешься. Вопрос в том, куда направлен вектор творчества, какова его цель и кто учитель.

К сожалению, в настоящее время нет общепринятой устойчивой СИСТЕМЫ духовно-нравственного образования и воспитания, только фрагменты. Наверное, ее и быть не может. Такое образование получить с помощью запланированных «мероприятий» и «уроков нравственности» невозможно. Они только способствуют этому, и то, если методически грамотно, неформально подготовлены и проведены. Духовно-нравственное воспитание человека начинается в младенчестве, продолжается всю жизнь и передается только из рук в руки, от человека, к человеку. У каждого человека есть УЧИТЕЛЬ. И это может быть вовсе даже не школьный учитель, а родитель, родственник, друг, тренер и даже, не дай бог, сокамерник. С кем поведешься, от того и наберешься. Выбор такого учителя в возрасте, когда человек осознает себя как личность, он делает на основе заложенных в далеком детстве ценностях. А может быть под влиянием генетики? Орла может воспитать только орёл. Т.е. чем больше будет достойно живущих семей, чем больше будет работать в школах высоконравственных и духовно богатых людей, тем выше и качественнее будет уровень образования выпускников. Никак иначе.

avatar