РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологий дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ .

Использование технологий дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ .

Автор: Найда Ольга Кондратьевна

В наши дни дистанционное обучение наряду с традиционной формой обучения имеет широкое применение и высокую эффективность.

Дистанционное обучение (ДО) заключается во взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии. ДО отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуется специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[1][2].

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, использующая различные информационные технологии.

Следующие основные элементы используются в современном дистанционном обучение:

  1. среда передачи информации (телевидение, радио, информационные коммуникационные сети, почта),
  2. методы, зависимые от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет:

  1. снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  2. проводить обучение большого количества человек;
  3. повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
  4. создать единую образовательную среду.

Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ.

  1. Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
  2. Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания;
  3. Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения[1].

Дистанционное обучение возникло в середине прошлого века. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Аудитория обучения возросла в сотни раз. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь. В начале 80-х годов начали появляться разнообразные автоматизированные обучающие системы широкое распространение получили персональные компьютеры и появилась глобальная сеть Интернета.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. [6]

Дистанционное обучение включает в себя систему ДО, обеспечивающую:

  1. централизованное автоматизированное управление обучением;
  2. быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;
  3. единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;
  4. поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;
  5. персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;
  6. широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

Основным средством, используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения.

Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов:

  1. информационные слайды;
  2. симуляции работы с программным обеспечением;
  3. интерактивные тренажеры;
  4. тесты;
  5. ролевые упражнения; [7]

Наша гимназия № 44 г. Краснодара является базовым образовательным учреждением, в котором на протяжении четырех лет проводится дистанционное обучение учащихся. Работа ведется с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, одиннадцатиклассниками, в форме подготовки в ЕГЭ, и с одарёнными детьми. Средством ДО являлись интернет - ресурсы, такие как Телешкола и Интернет-школа, с использованием Skype. Каждая программа включает в себя разнообразные видеоклипы, электронный учебник, многоуровневые тесты, тренажёры. Предусматривается работы как с одним ребенком, так и с группой детей в условиях видеоконференции. Так же возможны выполнения проектов и участие в различных творческих конкурсах.

Обе программы дают возможность эффективного дистанционного качественного обучения учащихся с учетом возможностей их физического и психического здоровья. В ресурсе Телешколы оценивание результатов обучения детей более автоматизировано. Хотя как одна так и другая системы является равнозначной и эффективной. В условиях отсутствия доступа к данным ресурсам (недостаточное финансирование), учителя используют свои презентации и разработки, также и различные другие интернет - ресурсы.

Надо отдать должное высокому профессионализму учителей нашей гимназии, которые на высоком уровне проводят уроки, находят нужный индивидуальный подход к каждому ребёнку и добиваются высоких результатов в обучении.

ДО имеет недостатки:

  1. сложность внесения оперативных изменений;
  2. необходимость формирования дополнительной мотивации у слушателей дистанционного обучения, по сравнению с другими формами обучения;
  3. необходимость высоких инвестиций на подготовительном этапе проведения дистанционного обучения (инвестиции в разработку дистанционных курсов);
  4. высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву дистанционного обучения;
  5. отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий дистанционного обучения.

К достоинствам ДО относятся:

  1. эффективность процесса обучения;
  2. адаптация учебных программ под конкретного обучаемого;
  3. проведение обучения квалифицированными преподавателями;
  4. возможность получения большого количества информации.

Сегодня дистанционное обучение переживает период стремительного развития и является гарантом обеспечения доступности качественного российского образования для каждого ребёнка вне зависимости его местожительства и здоровья. Как показывает опыт работы нашей гимназии ДО наряду с традиционной формой обучения является достойной формой образовательного процесса.

Использованная литература:

  1. «Термины и определения дистанционного обучения», Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образования
  2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17
  3. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
  4. Технологии Будущего: Роботы
  5. Приказ 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%F1%F2%E0%ED%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5
  7. http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17
Найда Ольга Кондратьевна26.06.2015 13940 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar