РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информатика в школе. Проблемы и трудности.

Информатика в школе. Проблемы и трудности.

Учитель информатики 
ГБОУ СОШ с. Ягодное, 
​Алексей Иванович Фоломкин

Никто не рискнет оспаривать тот факт, что современное общество не может жить без компьютеров. Компьютерные технологии смело завоевывают все новые и новые области деятельности человека. Это особенно важно для такого предмета, как информатика, учитывая стратегическую роль информационных технологий практически во всех областях современной жизни. Не случайно информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных направлений стратегического развития, выделенных Президентом нашей страны. Именно в школе закладываются фундаментальные знания по информационным технологиям.

По моему мнению, можно выделить основные проблемы, которые сегодня стоят перед современной школой: профессиональная компетентность учителя информатики, оплата труда учителя информатики, техническое обеспечение, система переподготовки специалистов, особенности организации учебного процесса.

Ответственность учителя информатики в школе очень высока. Во-первых, это человек, который должен владеть компьютерными технологиями на более высоком уровне, чем другие учителя и работники школы. Во-вторых, обеспечивать бесперебойную работу парка компьютерной и оргтехники. И в-третьих, грамотно применять современные педагогические технологии с целью успешной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе.

Давайте проследим, как сегодня учебный план позволяет организовать изучение информатики в обычной общеобразовательной школе. По новым государственным стандартам в 3 классе информатика внесена в предметную область «математика». На весь раздел отводится 4 часа, ясно что все часы отдают на математику. В 4 классе 1 час в неделю. В 5, 6 и 7 классе информатика вообще не изучается. В 8 классе - 1 час в неделю, в 9 – 2 часа. В 10 и 11 классе по 1 часу в неделю.

Как видим, нарушена преемственность в изучении информатики. Дать глубокие знания по предмету при таком количестве часов сложно.

Это приводит к тому, что учащиеся 11 классов редко выбирают ЕГЭ по информатике, т.к. уровень заданий весьма сложен. Тем более, что и существующие учебники базового уровня по предмету «информатика» в 10 и 11 классе, не содержат многих тем, включённых в задания ЕГЭ (программирование и т.д.).

При переходе на ступень получения высшего образования результаты ЕГЭ по информатике бывают востребованы крайне редко, даже при наборе в группы по подготовке специалистов в области информационных технологий. Это также, не стимулирует учителей готовить, а учеников выбирать экзамен по информатике.

Как правило, в школе ведут информатику учителя физики или математики.

Если же в школу приходит специалист по информатике, он вынужден совмещать нагрузку с другим предметом, так как получать достойную зарплату при таком количестве часов невозможно. Парадокс!

Компьютеры, информационные технологии, создание нового программного обеспечения является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, появляется огромное количество программ, создающих новые возможности для пользователей, совершенствующих профессиональную деятельность в различных системах. Поэтому особо остро стоит вопрос переподготовки учителей информатики. При высокой занятости на работе невозможно осваивать новые программы, поэтому существует большая потребность в обучении на специальных курсах. Учебники не успевают за новшествами и зачастую содержат устаревшие сведения, не восполняют потребность в новых знаниях как учителей, так и учеников. Есть дистанционные курсы для учителей, но стоимость обучения на них слишком высока, и это является препятствием к обучению на этих курсах.

Существует и проблемы технического оснащения кабинетов информатики. Мало того, что в кабинетах не хватает компьютеров (за одним компьютером работает по 2 ученика), не выделяются средства на приобретение лицензионных программ, что также является сдерживающим фактором для повышения качества обучения информационным технологиям.

Не каждый учитель-совместитель может подготовить учащихся для получения на экзамене высоких баллов. Тем более не готовят к ЕГЭ существующие учебники базового уровня по информатике, поэтому большинство выпускников, выбравших этот предмет, готовятся к нему самостоятельно (курсы, репетиторство и т.д.).

В заключение следует отметить, что решение данных проблем требуют комплексного подхода и финансовой поддержки. Хотелось бы, чтобы моя статья привлекла внимание работников Министерства образования и решение организационных вопросов. Это реально приведет к улучшению состояния обучения информатики в наших школах.

Фоломкин Алексей Иванович31.10.2016 1070 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar