РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование обществоведческой культуры учащихся как фактр повышения качества подготовки учащихся к ЕГЭ

Формирование обществоведческой культуры учащихся как фактр повышения качества подготовки учащихся к ЕГЭ

Учитель истории и обществознания ПГИА II Овчинникова И.Р.

В условия реформирования российской системы образования, актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относиться к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными.

Прежняя концепция дисциплины «обществознания» ориентировала учителя и учеников на заучивание формулировок из учебных пособий по различным социально-гуманитарным наукам: экономика, философия, политология, и т.д. 

Обществознание сегодня – это прикладная дисциплина. Это не знание формул, а исследование глобального общества, мира. В котором действуют мощные силы, объединяющие человечество в единый организм: экономический, геополитический, культурный и религиозный, где силы современного общения – информационные технологии.

Следуя Федеральному закону РФ «Об образовании» и Федеральному закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена Петергофская гимназия императора Александра II в рамках гимназической программы ведет систематизированную работу по подготовке и проведению итоговой аттестации по обществознанию в формате ЕГЭ.

Успешно освоить предмет обществознания и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс (основа – учебный комплекс Боголюбова Л.Н. для профильных классов). В Петергофской гимназии существует системный подход для формирования и усовершенствования социализации учащихся, которые в дальнейшем будут конкурентно способными личностями в современном мире.

Структура формирования обществоведческой культуры:

I этап – 6-8 классы (1 час в неделю).

Гимназисты приобретают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права. Здесь акцент делается на их возрастное восприятие. Например, урок-игра 6 класс «Виды деятельности человека и его духовный мир». Или 7 класс – урок-защита проектов «Дисциплина и ее формы», где формируются креативные умения и учебные навыки учащихся, их способности работать в команде, создавать «готовый продукт». Это так же элективный курс для 8 класса – основы экономических знаний (программа курса разработана учителем Овчинниковой И.Р. и утверждена МО истории и обществознания Петродворцового района)

II этап – 9 классы (1 час в неделю в рамках школьной программы)

Здесь присутствуют консультационные час «Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию» в рамках школы. Данные этап требует большего внимания к возрастным рубежам гимназистов, изменению их социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта. Необходим более глубокий анализ действий и алгоритм выполнения тех или иных заданий.

III этап – 10-11 класс (профильный уровень).

Для него характерно: 3 часа – обществознания (программа и учебное пособие Боголюбова Л.Н. в двух томах), 1 час – права (программа и учебное пособие Баранов П. А., Воронцов А. В., Романов К. С.), 1 час – экономика (учебное пособие Иванов С.И.).

Так же, существуют консультационные часы «Подготовка к ЕГЭ», индивидуальные консультации и подготовка к олимпиадам.

Таким образом, обществоведческое образование в Петергофской гимназии ведется и в урочное, и во внеучебное время. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах.
В разные годы, процент желающих сдать ЕГЭ по обществознанию варьировался среди старшеклассников от 45% до 71%.

Основные факторы работы педагога по повышению качества по подготовке к ЕГЭ предполагает решение следующих задач:

  • Повышение предметной компетентности учащийся;
  • Развитие у них устойчивого интереса к предмету;
  • Формирование умений и навыков решения, как тестовых заданий, так и заданий повышенной сложности;
  • Психологическая подготовка учащихся к государственной аттестации;

Именно эти задачи и могут нацелить учителя на поиск практической помощи и методической поддержки. Известная система «Статград» (чьи рекомендательные разработки проводятся по заданию Рособрнадзора) уже несколько лет является одним из сегментов в образовательном поле по демонстрации вариантов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. У Петергофской гимназии существуют договорные отношения со «Статградом», которые формируют тестовую и диагностическую базу профильного обучения.

Нацеленность на положительный результат должна сподвигнуть учителя на поиск различных вариантов участия детей в социально-образовательных проектах. Этим приемом можно расширить личностное понимание учащихся многих обществоведческих задач, характерных для «Блока С».

Оценка общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе современной Российской государственности ярче всего проявляется в практической и исследовательской деятельности учащихся. Самостоятельный поиск социальной информации, необходимой для принятия собственных решений и ее критическое восприятие, приобретаемое в межличностном общении и массовой коммуникации – небольшой перечень приобретенных и используемых знаний и умений, так необходимых учащимся на всех этапах реализации образовательного процесса, используемого для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Немаловажным элементом может стать расширение социальных взаимодействий и образовательного участия детей, старшей возрастной группы, в различных исследовательских проектах. Таким стало ежегодное участие в «Московской открытой научно-практической конференции старшеклассников по экономике и предпринимательству», проходящей в ГБОУ гимназии № 1503 города Москвы. Конференция является образовательной программой, направленной на развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Оргкомитет конференции:

  • Департамент образования города Москвы
  • Московский институт открытого образования
  • Московский Государственный открытый университет
  • Академия экономических наук и предпринимательской деятельности (АЭНПД)

Работа Овчинниковой И.Р. по подготовке старшеклассников была отмечена благодарственным письмом Департамента образования города Москвы.

Поиск дополнительных ресурсов в подготовке к углубленному изучения курса обществознания и подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию может сориентировать учителей на местный районный источник, такой как – ежегодный районный проект «Экономические чтения», сформировавшийся при ГОУЦО №671 «Перспектива», где участвуют и гимназисты 9-11 классов, которые представляют свои исследовательские работы.

Бесспорно, система подготовки к ЕГЭ учащихся старшего звена требует участия и во внешкольных, и во внерайонных аттестациях уровня знаний. Действительно, неоднократно, наши гимназисты были призерами и победителями многих олимпиад. Так в рамках «Российского Совета олимпиад школьников» (РСОШ), образованного в 2006 году Российским Союзом ректоров, Министерством образования и науки РФ и Российской Академии наук на основании Поручения Президента РФ [от 4 авг. 2006 года № Пр. 1321, и в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 окт. 2007 года № Пр. 285], учащиеся 11 класса стали победителями региональной межпредметной олимпиады школьников по экономике 2011-2012 год, что позволило им быть досрочно зачисленными по программе очного обучения на бюджетные места в Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Говоря об этапах подготовки к ЕГЭ по обществознанию, хочется обратить внимание на то, что у учащихся должна сформироваться и субъективная мотивация на решение тестовых заданий ЕГЭ. Их компетенция должна быть направлена на поиск той познавательной деятельности, которая сумеет мобилизовать учеников на грамотное использование приобретенных знаний и умений.

Учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты;
  • Анализировать информацию и выявлять существенные черты;
  • Аргументировать, доказывая значимость той или иной авторской концепции;
  • Иллюстрировать, т.е. раскрывать на примерах основные социально-экономические и политико-правовые события и действия;
  • Формулировать и применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач.

Не смотря на все сложности, ЕГЭ является современной и прогрессивной формой итоговой аттестации, дающей мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся. Самый простой анализ поступления выпускников гимназии за последние годы, позволяет сделать вывод, что количество учащихся поступающих в лучшие ВУЗы страны выросло и неизменно растет.

Список литературы:

  1. Федеральный закон о внесении изменений в Законе Российской Федерации «Об образовании» в части проведения единого государственного экзамена.
  2. Единый Государственный Экзамен 2012 Обществознание Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ (автор-составитель: Е.Л. Рутковская. – М.: Интеллект-Центр 2010)
  3. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию /сост. Л.Н. Боголюбов; под ред. А.Ф.Кисилева. – М., 2008 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки ЕГЭ
  2. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
Овчинникова Ирода Рахматовна22.07.2014 14210 Немного о ЕГЭ...
Всего комментариев: 0
avatar