РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система внутришкольного контроля за качественной подготовкой к государственной итоговой аттестации

Система внутришкольного контроля за качественной подготовкой к государственной итоговой аттестации

Автор: Соколик Светлана Леонидовна

Государственная итоговая аттестация учащихся играет огромную роль, как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся. Внутришкольная система управления, обеспечивая объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, способствует прогнозированности результатов своей работы, оптимальной расстановки кадров, формированию у педагогов мотивации к повышению педагогического мастерства, качественному внутришкольному контролю, позволяющему вносить своевременные коррективы в образовательный процесс.

Не секрет, что для получения достойных результатов образовательной деятельности необходима кропотливая работа, как всего педагогического коллектива, так и административного руководства. Тщательное планирование, выбор верных стратегических шагов в период подготовки к ГИА это залог будущих успешных показателей. В школе ведётся планомерная и методическая работа по подготовке к ГИА.

На педагогическом совете в августе заслушивается полный анализ результатов ГИА, в котором не только представляются полученные результаты и сравниваются с показателями по городу, области, России, но и также анализируется деятельность каждого педагога, обучающиеся которого принимали участие в сдаче ГИА. На методических объединениях учителя-предметники также анализируют полученные результаты, выявляют недостатки, намечают пути их устранения, обсуждают особенности КИМов, корректируют тематические планы, готовят общий план проведения повторения и т.д.

В начале сентября разрабатывается и утверждается на аппаратном совещании у директора план подготовки обучающихся школы к итоговой аттестации. Работа администрации по подготовке к ГИА ведётся по различным направлениям: организация информационной работы с педагогами, обучающимися и родителями по подготовке учащихся к ГИА, мониторинг качества предметной подготовки.

В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ГИА выделяется три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

Информационная работа с педагогами включает в себя информирование учителей на производственных и аппаратных совещаниях о нормативно-правовых документах по ГИА, о ходе подготовки к ГИА в школе, о динамике учебных результатов и др. Информационная работа с учащимися включает в себя различного рода инструктажи, знакомство с нормативными документами, подготовку информационного стенда на котором размещаются нормативные документы, образцы и правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА. На родительских собраниях родители знакомятся с процедурой ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, информируются о результатах административных срезов, работах СтатГрад. Оформляется лист ознакомления с нормативными документами, классные руководители оформляют протоколы ученических и родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы, посвященные ГИА.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам. Мониторинг в школе представлен двумя уровнями.

  • первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям);
  • второй уровень (внутрилицейский) осуществляет администрация лицея (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия « учитель- ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей. Чем эффективнее работа учителя, тем заметнее продвижение ученика в приобретении знаний. Для отслеживания результатов учителя используют разные виды контроля. Кроме того, каждый учитель- предметник, работающий в 9 классе, разрабатывает свой стратегический план подготовки к ГИА, включающий как предметную, так и методическую подготовку. В данном плане определяются сроки тематических срезов, планируется работа с обучающимися, которые способны получить высокие баллы на ГИА, а также индивидуальная работа с обучающимися, которые относятся к «группе риска».

Мы не рекомендуем учителю определенные схемы, каждый разрабатывает такую систему отслеживания, которая является эффективной и позволяет:

  • выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
  • определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
  • скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности.

Кроме тематического учета учителями разработаны «Листы мониторинга» на каждого выпускника. В нем отражена учебная деятельность ученика на уроке, качественные показатели, общеучебные навыки, фиксируются изменения, происходящие с учеником в течение учебного года. Мониторинговые исследования, проводимые учителями-предметниками, позволяют дифференцировать учащихся класса по уровням: от недопустимого до оптимального, когда уровень знаний полностью соответствует требованиям программы, отследить ход подготовки каждого старшеклассника к ГИА. По окончании четверти учитель определяет уровень подготовленности каждого ученика, ведет рейтинговый учет достижений, информирует родителей о результатах. Родители обучающихся, относящихся к «группе риска», приглашаются на аппаратное совещание при директоре, где официально знакомятся с результатами успеваемости и уровнем подготовки к ГИА. Благодаря оперативной связи, своевременно выявляются трудности ученика в учебной деятельности и намечаются пути их устранения.

Мы считаем, что необходимо как можно раньше выявить обучающихся, планирующих сдавать какой-либо предмет на ГИА. Поэтому, еще в начале года проводится анкетирование обучающихся, проводятся ученические и родительские собрания, на которых уточняется выбор предметов обучающихся. Это необходимо не только для дифференцированного контроля за уровнем подготовки обучающихся, а также для контроля за посещением курсов по выбору. Курсы по выбору способны решить многие проблемы: расширить программу базового обучения, обеспечить углубленную подготовку детям, имеющим более высокий уровень учебной мотивации, а также дают возможность устранить пробелы в знаниях у слабоуспевающих учащихся.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным и самостоятельным работам, результаты административных срезов, диагностических работ, репетиционных экзаменов. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ГИА, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Такая работа обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ГИА.

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся включает также и такое направление деятельности как посещение администрацией уроков учителей-предметников и методическая помощь педагогам. Посещение уроков проводиться с различной целью: наблюдение за системой работы учителя по подготовке к ГИА, дифференцированная работа на уроке с «сильными» и слабоуспевающими учениками, отработка бланковых и тестовых технологий, контроль над прохождением программного материала.

В соответствии с планом внутришкольного контроля, в рамках подготовки к итоговой аттестации, с целью проверки уровня обученности и готовности обучающихся к сдаче ГИА проводятся административные срезы, как по обязательным предметам, так и по предметам по выбору. Это позволяет выявить детей «группы риска», спланировать с ними индивидуальную работу, проинформировать родителей об их уровне знаний; дать рекомендации педагогам по устранению имеющихся пробелов в знаниях; обратить внимание на объективность выставления оценок.

Пятый год наше учреждение сотрудничает с МИОО СтатГрад. По результатам выполнения работ проводились собеседования с обучающимися, проводится информирование родителей.

Нельзя не указать на важность участия обучающихся в диагностических работах, проводимых центром мониторинга. Это позволяет учителю определить уровень подготовленности учащихся, выявить недостатки в работе, а также самим обучающимся оценить свои знания.

По результатам ВШК и мониторинговых исследований мы принимаем различные управленческие решения:

  • с целью повышения эффективности работы учителя администрации школы провести диагностику профессиональной компетентности учителя;
  • учителям русского языка и математики взять под контроль ведение мониторинга отслеживания усвоения обязательного стандарта знаний учащимися;
  • организовать дополнительные занятия со слабоуспевающими учениками;
  • посещение уроков учителей, показывающих низкие результаты по срезовым контрольным работам;
  • в план – график ВШК включить классно-обобщающий контроль в классах с низкой успеваемостью;
  • в план ВШК включить административные срезы знаний по предметам для учащихся 9-х классов;

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА будет способствовать повышению эффективности и качества результатов экзамена.

Соколик Светлана Леонидовна26.01.2016 19530 Немного о ЕГЭ...
Всего комментариев: 0
avatar