РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системная подготовка к ЕГЭ по русскому языку в пятом классе

Речевая компетентность школьников предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, базовыми умениями использования языка в различных сферах и ситуациях общения; соблюдения норм литературного языка; умение выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей.

И сегодня к учителям и учащимся приходит осознание необходимости готовиться к экзамену не в одиннадцатом классе, а с пятого со справочника, на базе тех упражнений, что есть в учебнике. (Русский язык для 5 кл./ Т.А Ладыженская идр. –М. 2013г.)

Работу по изучению тропов и стилистических фигур нужно начинать с пятого класса: именно в этом возрасте дети очень восприимчивы, чутки к слову, начинают сочинять. В пятом классе курс литературы предполагает знакомство с понятиями эпитет, сравнение, гипербола, метафора. Остановимся подробнее на сравнении. Пятиклассники узнают, что сравнение помогает увидеть новые стороны в давно знакомых предметах, явлениях. На уроках русского языка мы продолжаем работу над этим средством выразительности, стремясь при этом по мере возможности соединить её с изучением программного материала;

Например, при изучении раздела «Словообразование», знакомясь с значениями суффиксов прилагательных; -ова-, -еват- «-немного», «-слегка-» ; -ист- -«похожий на» указываем, что такие имена прилагательные могут выражать сравнительные отношения.

Из-под куста мне ландыш серебристый (как серебро) приветливо кивает головой (М.Ю. Лермонтов)

Небо было … выцветшее голубоватое очень старое. (К.Г Паустовский)

У него был крючковатый (слегка похожий на крючок) нос.( Соколов – Микитов)

Изучая тему «Имя существительное»,знакомим пятиклассников с понятием о творительном сравнении.

Мчатся тучи, вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий. Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга.(А.С.Пушкин)

Травы стоят непроходимой упругой стеной ( К.Г Паустовский).

А по двору метелица ковром шелковым стелется. ( А.С Есенин)

Работа над сравнением продолжается при изучении темы «Имя прилагательное».

Сообщаем учащимся, что конструкции со словом похож, похожий на – одно из средств сравнения.

Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в желтом пуху( М. Пришвин)

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.( К,Г. Паустовский)

Раздел «Синтаксис» дает возможность понаблюдать над предложениями, осложненными сравнительными оборотами.

Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. ( Н.А.Некрасов)

Маленькая головка с усами уставила глаза свои, понюхала воздух,как гончая собака и, как серна, пропала. (Н.В.Гоголь)

А снег все сыпался,как стеклянный дождь, падающий с елки. ( К.Г Паустовский

Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки.(В.П.Астафьев)

Дети без труда находят сравнения в тексте.

Работу можно усложнить, что сделает её более интересной и живой: предложим следующие задания.

1) Допишите, с какими животными обычно сравнивается человек.

По его внутренним качествам

Верный, как….., храбрый, как…, хитрый, как…, трусливый, как…, сильный, как…

По внешним качествам

Высокий, как…., стройный, как.., неуклюжий, как.., длинноногий, как…

2) Придумайте сравнения, включив их в ответы на вопрос

На что похоже штормующее море

На что похожа полная луна

На что похоже поле пшеницы осенью

3) В предложенном вам тексте найдите сравнения. Какие средства выражения сравнения использованы?

  1. Только волны покачивались и как будто кивали Герде пенистыми гребешками.
  2. Лебеди летели так стремительно, как летят стрелы .Потом олень повернулся и стрелой пустился назад. (Г.Х. Андерсен)

Большое место в работе над ИВС отводим текстам. При этом важно, чтобы пятиклассники не только научились находить сравнения и определить их роль в тексте, но и умели использовать в своей речи.

Таким образом, в курсе 5-го класса осваиваются выразительные средства, отрабатывается навык распознавания их в тексте. Творческие способности детей направленно развиваются, основывалось на ассоциативном мышлении и использовании языковых средств выразительности в собственных текстах. Систематическая работа над средствами языка уже в ходе обучения в 5 классе позволит начать подготовку к экзамену в 9-ом и 11-ом классах.

Автор: Банданова Жаргалма Соктоевна

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены