РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта работы над развитием навыка чтения по программе Л.А.Ефросининой «Литературное чтение»

Из опыта работы по курсу «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой.


Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению её в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного. Но зачастую эти цели и задачи не реализуются. Прежде всего, это связано с тем, что учителя используют в своей работе устаревшие методы.
Новый век информационных технологий оказывает негативное влияние на несформировавшееся мировоззрение юных читателей. Невероятный поток информации, фрагментарное сознание ведут к неспособности глубокого восприятия текстов.
Проводя исследовательскую работу, я убедилась, что большая часть детей не могут воспринимать красоту окружающего мира через литературные произведения, не могут выделить главную мысль, не имеют достаточного для их возраста словарного запаса, просто не хотят читать.
У меня, как у учителя, возникло множество вопросов. Основной: как обеспечить подрастающему поколению новое качество обучения чтению? Успешное решение этой задачи во многом зависит от мастерства учителя, которое совершенствуется при условии самообразовательной и творческой деятельности, непрерывного обогащения научными знаниями и педагогическими находками.

Сначала я проанализировала работы современных педагогов по преобразованию уроков чтения. Ознакомившись с особенностями курса «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой (программа « Начальная школа ХХI века» ), обратила внимание на то, что проблемы развития личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры решаются с максимальным учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения. Единый курс классного и внеклассного чтения позволяет учить детей восприятию литературного произведения как искусства слова и одновременно совершенствовать у них навык чтения, обогащать их речь.
Второй год я работаю над темой «Инновационные методы обучения на уроках чтения». Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей. Цель моей работы не только теоретическое изучение проблемы, но и непосредственное применение в ходе практической исследовательской работы новых нетрадиционных методов обучения чтению. Из собранного мною материала я выбрала, на мой взгляд, наиболее продуктивные методы и скомбинировала их в единое целое.
У многих детей в 1 классе был слабо развит речевой аппарат.

Поэтому на первом этапе урока я начала проводить дыхательную и артикуляционную гимнастики.

Упражнения:
1) чтение сочетаний с двумя- тремя согласными;
2) чтение слов, содержащих тренируемый звук;
3) чтение скороговорок, чистоговорок.

На втором этапе я проводила работу над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Упражнения:
1) чтение шёпотом и медленно;
2) чтение тихо и умеренно;
3) чтение громко и уверенно

Для развития памяти, мышления, речи провожу дидактические игры. Со второго класса изучение нового материала провожу при помощи метода динамического чтения (когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки, чтение только глазами).
Использую чтение « эхо», «канон», «спринт», «разведка», чтение со счётом слов, чтение под музыку.

Актуализация ранее изученного материала начинается как обычно: выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы, ролевое чтение, можно с инсценировкой.
Методы, направленные на развитие познавательного интереса: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фонограмм.
Многие упражнения проводятся не только вслух, но и про себя. Такая работа способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля, самоанализа.
Программа каждого класса начинается с раздела «Малые жанры фольклора». Скороговорки, потешки, дразнилки, загадки, заклички, считалочки, народные песни, колыбельные - огромное поле для деятельности над формированием выразительности, эмоциональности, техники речи. В пословицах заключена мудрость, накопленная в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Поэтому естественным является стремление как можно шире использовать пословицы в обучении на этапе, когда процесс становления и развития личности ребёнка особенно активен. Общение, коммуникация – важнейшая составляющая социума. Анализ пословиц позволил выявить целый пласт коммуникативных пословиц. Именно их целесообразно использовать на уроках обучения культуре общения. Важен не обед, а привет. Где слова привета, там улыбка для ответа. Спасибо – великое дело. От учтивых слов – язык не отсохнет. Следование советам коммуникативных пословиц обязательно при желании достичь положительного результата в общении.

Советую использовать также следующие упражнения:
1. Физминутки. Ритмичные упражнения (шаги, повороты, прыжки) вместе с чтением стихотворений К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и скороговорок. Например, « Шесть мышат в шалаше шуршат» читается шёпотом вместе с ходьбой на цыпочках. «Белые бараны били в барабаны» читается громко с маршевой ходьбой.
2. Дифференцированный подход к группам учащихся с разным уровнем сформированности навыка чтения.
- при посадке за одну парту попадают: ребёнок с хорошей техникой чтения и со слабой;
- чтение стихов наизусть. Для сильных детей - индивидуально, для слабых – в паре, в группе, по рядам;
- новое произведение помогают читать сильные ученики, а слабые слушают, следят, подчёркивают « новые», «непонятные» слова;
- чтение стихов. Сильные читают четверостишиями, а слабые ищут рифмы.
3. Работа со стихотворениями.
- тон, паузы, темп, логическое ударение отрабатываются после первичного ознакомления (читает учитель);
- темп (чтение с хлопками);
- чтение учителем части строки, а дети заканчивают строчку;
- чтение рядами, мальчики – девочки;
- заучивание стихов на уроке: сначала закрываем конец строки, потом начало.
4. Формирование литературного произношения и выразительного чтения.
- слушание детьми выразительного чтения учителем;
- работа со словарём (удобство программы в том, что к каждому тексту дан словарь устаревших, малоупотребимых, новых слов) ;
- чтение диалогов по ролям;
- инсценировка отдельных эпизодов или всего произведения;
- подготовка праздников.
5. Интегрированные уроки.
- отработка интонации на уроках русского языка « Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»;
- чтение + окр.мир. Тема: « Осенние изменения в живой и неживой природе». А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало…», Н. Сладков « Эхо».
6. Проверка техники чтения по программе Л. А. Ефросининой выполняет разные функции:
- устанавливает объём самостоятельно прочитанного текста с самопроверкой;
-проверка учителем понимания прочитанного (подготовка карточек к текстам учебной хрестоматии 4-5 вопросов, в которых есть ошибки в именах и содержании).
7. Библиотечные уроки.

С недавних пор традицией нашей школы стало проведение совместных библиотечных уроков посвященных различным историческим датам, юбилеям поэтов и писателей. Новой совместной формой работы в этом году является проектная деятельность по теме « Жизнь славян на Мытищинской земле»
Благодаря этим упражнениям и методам, к концу первого класса учащиеся усвоили азы литературной речи и средств выразительности, научились выделять ударное слово, выбирать нужную информацию, передавать своё отношение к читаемому.
Продолжаю работу с использованием инновационных методов обучения и составления диаграмм успешности.

Используемый материал.
  • http://schoolguide.ru/index.php/progs/21vek-2011/ucheb/215.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/rabochaya-programma-umk-nachalnaya-shkola-xxi-veka-2-klass
  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены