РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок географии в 6 классе по теме «Погода в графиках».

Лебедок Варвара Анатольевна
учитель географии
МБОУ СОШ №1 г. Шимановска Амурской области
 
Урок географии в 6 классе по теме «Погода в графиках».


Цель урока:

Научить учащихся графически изображать изменения температуры воздуха, обрабатывать наблюдения за погодой, воспитывать активность на уроке, развивать самостоятельность мышления.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания о Солнце, как источнике тепла, нагревании воздуха от земной поверхности.
  2. Формировать понятия «погода», «суточный ход температуры воздуха».
  3. Устанавливать взаимосвязи между элементами, явлениями погоды.
  4. Устанавливать межпредметные связи (география - природоведение - математика — физика).
  5. Научить строить графики температуры и работать по готовым графикам.

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать развитию самостоятельности, умения работать в коллективе.
  2. Воспитание эстетического восприятия явлений природы.
  3. Формирование патриотических чувств учащихся.
  4. Формирование краеведческих знаний с использованием материалов метеостанции г. Шимановска.
  5. Формирование профориентационных взглядов (знакомство с профессией метеоролога).

Развивающие задачи:

  1. Продолжить развитие логического мышления учащихся, для чего создавать проблемные ситуации и формировать умение выхода из них.
  2. Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: научно- практическая экспедиция.

Методы урока: метод диалогического изложения.

Структура урока:

  1. актуализация прежних знаний,
  2. формирование новых понятий,
  3. формирование умений и навыков.

Средства обучения, оборудование: мультимедийный проектор, плакат «Маршрут экспедиции», календари погоды учащихся, миллиметровая бумага для построения графиков, таблица «Графики температур».

План урока.

  1. Вводное слово учителя 2 мин.
  2. Проверка знаний учащихся 7 мин.
  3. Изучение нового материала 20 мин.
  4. Закрепление изученного материала 12 мин.
  5. Подведение итогов, выставление оценок 4 мин.
Ход урока

Вводное слово учителя: «Ребята, сегодня у нас урок необычный по нескольким причинам.

Во-первых, сегодня мы будем заниматься географией, используя математические знания.

Во-вторых, сегодня у нас даже не урок, а научно-исследовательская экспедиция с целью познакомиться с изменениями температуры воздуха в разных частях света, изучить способы измерения температуры, научиться строить графики температуры, работать по ним, так как температура один из главных показателей погоды.

За нашей экспедицией следят научные работники, психологи, ученые, журналисты, корреспонденты.
Отправляемся мы в экспедицию на лайнере «Бриг», который нам предоставила фирма «Метео». Сегодня её представители тоже здесь (на уроке присутствует работник метеостанции).

Наша работа начинается в Информационном проливе. Сядьте удобнее, прослушайте информацию.

Учитель: Американский писатель Френк Хаббард как-то заметил, что 9 человек из 10 не смогли бы завязать беседу, если бы погода никогда не менялась. Да, что там беседа, ни одно событие или явление не обладает таким устойчивым, можно даже сказать вечным интересом для людей, как погода. Наступает зима, и многие из нас мечтают хоть немного побегать на лыжах по белоснежному искристому снегу в лесу или скатиться стремглав с горы - пусть с риском не удержатся, и зарыться в мягкий снежный сугроб.
А когда наступает лето, многие мечтают о походе, рыбалке, путешествии к морю. Но все эти удовольствия можно получать только при наличии хорошей погоды. А какая она, хорошая погода? Послушаем лирическую точку зрения на этот вопрос (звучит куплет песни «У природы нет плохой погоды» на фоне видеозаписи с разными видами природы).
Мы живём на дне 5 воздушного океана. Как он называется? (Атмосфера)

Процессы в ней нам во многом не ведомы. О многих явлениях даже учёные строят только предположения и гипотезы. И мы редко знаем, какие сюрпризы нам может преподнести погода. Но, всё же кое-что мы о ней знаем.

Например, что называется погодой? (с помощью опорного конспекта на доске «погодой называется состояние тропосферы в данном месте и данный момент или за какой-то промежуток времени»)

Почему в определении говорится только о состоянии тропосферы? (т.к. в ней находится 80% воздуха, большая часть водяных паров, образуются облака, дует ветер)

Почему в определении говорится «в данном месте»? (т.к. в разных частях планеты погода разная)

А почему «в данный момент»? (т.к. в разное время суток погода меняется)

А сейчас прослушайте запись прогноза погоды и ответьте на вопрос: «Что нужно отнести к основным элементам погоды, а что - к явлениям?» (учащиеся отвечают и проверяют по опорному конспекту, где эта запись предварительно была закрыта: основные элементы погоды: температура воздуха, влажность, атмосферное давление; явления погоды: ветер, облака, осадки.)

Все эти элементы и явления погоды связаны между собой и изменение одного из них приводит к изменению других и всей погоды в целом.

Сегодня на уроке мы остановимся на одном элементе погоды - это температура воздуха.

Мы благополучно миновали «Информационный пролив», наш путь лежит в залив «Трудный вопрос».

Откройте учебник с. 132, вопросы 1,2,3 перед параграфом 36.

1. Что является источником тепла и света для земной поверхности? (Солнце)
2. Почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси)
3. Объясните, с помощью рис. 73, как нагревается земная поверхность зависит от угла падения на неё солнечных лучей и почему? (Чем больше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, тем сильнее она нагревается)

Прежде, чем ответить на 4 вопрос, послушайте сообщение о том, как проходил один из первых полётов на воздушном шаре.

Сообщение учащегося:

В 1862 году два англичанина Глешер и Коксвель решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

На высоте 3 км они достигли облаков, дрожа от холода и сырости.

На высоте 5км было ещё холоднее, замёрзла вода, дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце неровно билось.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, один из них упал без памяти, смельчакам угрожала смерть.

На высоте 11 км было 24 градуса мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью, трава пестрела цветами. Один из исследователей из последних сил зубами

схватил шнурок, клапан открылся, и шар начал спускаться.

4. Почему же с поднятием вверх температура воздуха понижается? (воздух нагревается от земной поверхности, чем дальше от земли, тем ниже температура воздуха)

Спасибо за правильные продуманные ответы. Наша экспедиция преодолела залив «Трудный вопрос», и путь наш лежит к острову «Исторический».

Сценка.

Учитель: Предположим, что Алёна сидит в каюте «Брига» и читает книгу, ей прохладно. Но вот дверь открывается, и входит Женя после тренировки.

Женя: Как у Вас жарко. Алёна: Как же жарко, у нас прохладно.

Учитель: Так как же в комнате: жарко или прохладно? С помощью чего можно ответить на этот вопрос? (для того чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть на термометр)

Учащийся идёт к доске, смотрит на термометр, где +21 градус.

- Температура воздуха в каюте нормальная. Жене жарко, т. к. он разгорячился после тренировки.

Учитель: Что известно о термометре?

Сообщение учащегося:

До появления термометров, люди судили о температуре воздуха по своим ощущениям: «тепло», «холодно», «горячо». Сведения о погоде на Руси записывали так: «1657 год, Генваря, 30 дня, пяток. День был ветреный и холоден до обеда, а после обеда отеплён, в ночи было ветрено, мороз лютый». Термометры в России появились в 16 веке. Состоит он из тонкой трубочки, куда налита жидкость (спирт или ртуть). Действие термометра основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься.

Учитель: А теперь давайте вспомним, как определять температуру по термометру? (Учащиеся называют температуру по таблице: -3;-4;+12;+18).
Ребята, более точные измерения температуры воздуха проводят на метеостанциях. У нас сегодня в гостях Н.С.Фомина - метеоролог метеостанции Шимановская, она расскажет, как проводят наблюдения за погодой в современных условиях (рассказывает о метеостанции, показывает термометры, измеряющие температуру почвы, воздуха; знакомит ребят с графиками, которые они вычерчивают).

И снова в путь. Впереди море «Графическое».

Учитель математики:

1. Для того чтобы иметь представление об изменении температуры в любой момент времени, надо уметь строить графики температуры (показ по таблице принципа построения)

2. Устная работа по готовому чертежу:

  • какая температура была в 2 часа, в 3 часа, в 23 часа?
  • в какое время температура была 0, 4 градуса?

Когда температура была положительна, отрицательна?

Самостоятельная работа по графикам (работают в тетрадях, в это время звучит музыка).

3. На острове «Практическом» выполняют практическую работу: «Построение графика изменения температуры воздуха за неделю». (После выполнения сдают работы на проверку).

1 - В построить график изменения 2 – В построить график изменения температуры воздуха температуры воздуха за неделю октября за неделю февраля

Учитель: За нашей экспедицией наблюдали представители фирмы «Метео». Им слово:

- Мы внимательно наблюдали за ходом экспедиции, просмотрели ваши работы и пришли к выводу. Вы многое узнали в ходе экспедиции, многому научились. Ваши работы показывают, что в основном ребята научились работать по графикам и строить графики изменения температуры воздуха. Думаем, что знания и навыки, приобретённые вами, пригодятся вам в дальнейшем.

Учитель: Наша экспедиция подходит к концу. На берегу материка «Итог» нас встречают родные, фотографы, журналисты. Первыми, как всегда, «прорываются» к участникам экспедиции журналисты, хотят спросить, чему вы научились (фотограф в это время фотографирует).

Журналист: Как прошла экспедиция?

Ученик: Нам понравилось, мы увлечённо работали, узнали много нового, интересного.

Журналист: Что вы узнали в ходе экспедиции?

Ученик: Мы узнали, что называется погодой, какие выделяют основные элементы и явления погоды.

Журналист: Что называется погодой?

Ученик: Погодой называется состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени.

Журналист: Назовите основные элементы погоды.

Ученик: Основные элементы погоды - это температура воздуха, влажность, атмосферное давление.

Журналист: Чему вы научились в ходе экспедиции?

Ученик: Мы научились строить графики, измерять температуру воздуха.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Домашнее задание: параграф 36; и по желанию: написать стихотворение, четверостишие, может быть даже песню, музыку, мини-сочинение, где выразить своё отношение к погоде; изобразить свои наблюдения за погодой в октябре и феврале в виде графиков.

Литература:

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «Начальный курс. География»
  2. Максимов Н.А. «Методическое пособие по физической географии. 6 класс»
  3. Герасимова Т.П., Крылова О.В. «Методическое пособие по физической географии. 6 класс»
  4. Сиротин В.И. «Практические работы по географии. 6-10 класс»
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.