РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Технологии совершенствования навыков чтения у обучающихся начальной школы" (опыт работы)

«Технологии совершенствования навыков чтения
у обучающихся начальной школы»

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Выражение "уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий. Это не просто научиться хорошо читать, но и понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать свою точку зрения. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Современная программа диктует ребёнку жёсткие условия. Увеличивается объём информации, а темп чтения не позволяет материал осваивать. Задача учителя помочь ребёнку научиться быстро читать с помощью доступного, лёгкого метода обучения. Но сначала надо разобраться.
Каковы же причины медленного чтения?
- Психологические (темперамент, дискомфортная психологическая обстановка).
- Общее недоразвитие речи.
- Нечёткое произношение звуков (например, ребёнок вместо «р» говорит«л» значит вместо слова « рак» прочтёт «лак», следовательно ребёнок искажает смысл прочитанного текста).
- Послоговое чтение (некоторые ученики даже во 2-ом, 3-ем классе читают по слогам, а не целыми словами) .
- Прочитывание слова с ошибками (основной тип ошибок – правильное прочитывание начала слова, а конец читается с искажением).
- Малый угол зрения.
- Челночное чтение (чтение с возвратом).
- Чтение малого количества книг.
- Проблема дислексии – ребёнок допускает нелепые ошибки в чтении, путает буквы (например б-п, д-т, е-ё, ё-ю, у-ю и др.), неправильное чтение твёрдых и мягких слогов.
Что влияет на скорость чтения?
На успешность чтения влияет: произвольное внимание, то есть умение концентрировать внимание; мышление; оперативная память – умение
запоминать прочитанное; зрительное восприятие; широта поля зрения. Также очень важно умение анализировать и осмысливать прочитанное.
Многие дети не любят читать, так как процесс чтения очень трудоёмкий, требующий временных затрат, во многом зависящий от мотивации ученика.
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Основная причина трудности в чтении: недостаточная сформированность техники чтения.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений.
Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, всплыл). На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл.
Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения). Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, приведёт к отставанию ребёнка от других детей. С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Психолого-педагогические исследования показали, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Этот вопрос интересует многих учителей. Процесс этот чрезвычайно трудный. Но несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе. Для решения этой задачи, работа должна вестись в следующих направлениях:
• отработка навыка чтения целыми словами,
• сведение к минимуму ошибок при чтении,
• осознанность чтения,
• выразительность чтения. Для реализации поставленных целей помогает учебное пособие Л. А. Ефросининой «Литературное чтение»: учебник и рабочие тетради из учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века» (под редакцией проф. Н. Ф. Виноградовой). Одним из основных направлений этого учебно-методического комплекта является развитие навыка чтения. Методический аппарат учебника построен так, чтобы постоянно совершенствовалась техника чтения учащихся, отрабатывались умение читать молча, навык выразительного чтения.
Совершенствование навыка чтения неотделимо от отработки техники речи. Под техникой речи подразумевается система техтологических приёмов дыхания, голосообразования, дикции, темпоритма, интонации, доведённых до степени автоматизма.
Начинать обучение техники речи следует с постановки дыхания. Вторым компонентом техники речи является голос. Поэтому необходимо заботиться о голосе, воспитывать его. В отличие от дыхания, которое является автоматическим, голос должен быть управляемым. Для этого следует уметь управлять голосовыми резонаторами. В тесном единстве с воспитанием голоса стоит проблема нахождения нужной интонации. В отличие от дыхания, голоса, дикции, интонации нельзя обучить, всякая отрепетированность в этом плане вызывает ощущение фальши. Следующим компонентом техники речи является дикция. Необходимо помнить, что дыхание, голос, дикция – это неразрывно связанные части единого комплекса и вся работа должна проводиться в сочетании с отработкой правильного дыхания и устранения дефектов в звучании голоса. Условием чёткой и ясной дикции является хорошая артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи. Поэтому работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики.
Важная часть техники речи – темпоритм. Определение соответствующего темпоритма зависит от характера речи, музыкальности и особого лингвистического чутья автора речи. Отрабатывать темпоритм можно, используя стихотворные тексты (лирика, басни, фольклор…)
В комплексе с темпоритмом и интонацией в речи выступает логическое ударение, являющееся важным элементом интонационно-смысловой выразительности речи. Логическое ударение выражает психологическую направленность речи, что очень существенно. Для отработки логического ударения можно использовать упражнения-цитаты, чтение сложных смысловых отрывков из художественных произведений, с которыми работаем на уроках.
На каждом уроке желательно проводить тренировочные упражнения на материале читаемых произведений. Можно выделить следующие упражнения:
• упражнения, направленные на развитие чёткости произношения, на развитие речевого аппарата,
• упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения,
• упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя, умение угадывать последующий текст,
• упражнения на развитие целостного восприятия и понимания текста,
• упражнения на обогащение словаря.
Выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. Для проверки эффективности этой работы необходимо проводить (раз в две недели), а в первом классе - еженедельный контроль за техникой чтения учащихся. Для этого можно использовать различные способы проверки и самопроверки навыка чтения, ориентируясь на следующие критерии: скорость чтения, способы чтения, понимание прочитанного, выразительность чтения.
Материалом для проверки навыка чтения могут быть произведения из учебной хрестоматии, из учебника или специально подобранные тексты из пособия для учителя «300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению для начальной школы» под редакцией Л. И. Тикуновой, Т. В. Игнатьевой. Чтобы наглядно было видно и родителям, и учителю насколько лучше или хуже читает ребёнок, на каждого ученика составляется график - контроля навыка чтения. Проверка ведётся из четверти в четверть со второго полугодия первого класса до конца четвёртого класса.
Урок в первом классе начинается с игровой разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения. В книге М. Р. Львова «Школа творческого мышления» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и уметь говорить звонко, громко, но без крика».
Формировать навык владения дыханием и голосом предлагается с помощью следующих упражнений.
«Цветочный магазин».
Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. Выдох медленный, плавный.
«Проколотый мяч».
Представьте себе, что у вас на уровне груди большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажать слышно, как выходит воздух. Имитируйте звук подражательным «сссс…». Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, воздух должен быть плавным, энергичным, не ослабевающим к концу.
«Свеча»
Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха.
Варианты этого упражнения:
Представьте, что на руке стоят 3, 5… 10 воображаемых свечей. Сделайте глубокий вдох и выдохните на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу. Представьте, что перед вами именной пирог. На нём много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.
«Побрызгай бельё» ( в один, три, пять приёмов )
Представь, что ты помогаешь маме гладить бельё. Сделай глубокий вдох и имитируй разбрызгивание воды на бельё.
«Звукоподражание».
Это упражнение тренирует различные виды выдыхания. Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни:
Летела муха около уха: ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали (кулачок прижимается к уху ): з-з-з пусть летит!
Для разогрева голосовых связок предлагаю так называемые распевные упражнения.
«Медвежата»
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося  м .
Мам, мёду б нам,
Мам, молока б нам…
«В лифте».
Представьте, что вы едете на лифте и объявляете этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем с первого на девятый, а потом вниз.
Для развития голосового аппарата рекомендую следующие упражнения:
1. Имитация колокольного звона.
Сочетание бом-бом произносится на различных регистрах с заданными или выбранными тонами.
2. «Постанывание – убаюкивание».
Представьте себе, что у вас болит зуб. Постанывая, вы изображаете различную степень воображаемой боли.
3. «Барабанный бой».
Это упражнение можно сопровождать стихотворением:
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов
Била Била
Бурю! Бой!
( И. Сельвинский. ) С целью совершенствования произношения на уроке надо проводить работу над дикцией. Система упражнений по дикции включает в себя чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком; чтение чистоговорок и скороговорок для выработки сохранения чёткости произношения при любом темпе речи и т. д. На первом этапе работа со скороговорками идёт медленно, с преувеличенно чёткой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения.
Учебный материал помогает подбирать упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения; оперативное поле чтения и память; словарный запас; целостное восприятие и понимание текста. К таким упражнениям относятся такие как:
- Укажи соответствие частей пословицы, имени героя – названию произведения, отрывка – произведению, иллюстрации – тексту.
- Укажи имена положительных и отрицательных героев, их действия и поступки.
- Сравни произведения разных жанров, иллюстрации.
- Составь пословицу, поговорку, загадку, сохранив их ритм и рифму.
- Найди в тексте пословицы, эпитеты, олицетворения, сравнения, определи значения слов по словарю, подбери синонимы к указанному слову, допиши предложение.
Для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры, для обогащения словаря учащихся, для развития целостного понимания и восприятия прочитанного, можно применять на уроках чтения как дополнительное пособие «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Мисаренко Г. Г.
Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп.
1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов – слияний типа рука, молоко, вареники. Словосочетания, предложения и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры.
Во 2-й группе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, анализ, жаворонок. Она завершается словосочетаниями, предложениями и текстами, состоящими из слов первой и второй групп.
В 3-й группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: банка, больница, галчонок. В словосочетаниях, предложениях и текстах используются слова первой, второй, третьей групп.
Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется.
На уроке, работая с пособием, можно использовать различные приёмы тренировочного чтения.
Кроме выше описанных упражнений, для формирования навыка чтения и устойчивого интереса к чтению, на уроках желательно использовать разные виды чтения.
Особенно любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям можно проводить с инсценировкой. Весьма полезны и принимаемы детьми и такие виды чтения, как «буксир» – чтение за хорошо читающим учеником или учителем с внезапной остановкой – проверкой. А также: «игра в прятки» (чтение начинается не сначала, а где попало, называется только страница, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего); «мнимое слово» (учитель в ходе чтения произносит не правильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах); «чтение за диктором» (диктором может быть учитель и хорошо читающий ученик, за которым следует слабо читающий ученик. Такой вид работы помогает слабо читающему ученику включаться в работу класса); «молния» (чередование нормального чтения с чтением на максимально доступной скорости. Переход на чтение на максимальной скорости осуществляется по команде «молния» и продолжается с 20 секунд ( в начале ) до 2 минут); «спринт» (чтение глазами на максимальной скорости, а после прочтения, ответы на вопросы учителя); «хоровое» и «жужжащее» (большую пользу приносят эти виды чтения, так как на равных работают все дети: как быстро читающие, так и медленно. Кроме этих видов чтения, можно использовать такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три названных упражнения проводятся коллективно, т. е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому надо задавать не одинаковый отрывок, а ориентироваться на один и тот же промежуток времени. При выполнении этих упражнений можно использовать учебное пособие Г. Мисаренко или текст учебника. Проводится это так: после того как начало нового текста прочитано учителем и осознано, осмыслено детьми, предлагается начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, второй результат оказывается лучше первого на несколько слов. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё. Третий раз меняется характер упражнения. Этот же кусочек текста дети читают в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны чётко проговариваться.
Перед четвёртым разом этого текста надо настраивать детей читать медленнее, но красиво, выразительно. Ученики прочитывают часть текста до конца. Они переходят на незнакомую часть текста и продолжают читать в том же повышенном темпе. Некоторых хватает не надолго (полстроки, строка ), но если ежедневно проводить такие упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развивать у них навыки исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка. Дети значительно быстрее осваивают приём чтения целыми словами, допускают меньше ошибок при чтении. Выразительность перестаёт быть привилегией отдельных детей, а становится прочно усвоенным навыком каждого ребёнка.
Работа над совершенствованием техники чтения, должна продолжаться и вне урока, т. е. дома. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Поэтому, когда семья собирается вечером, и родители, и дети по очереди читают книгу перед сном. Это и есть последнее яркое впечатление дня, это укрепляет вкус к чтению. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому у него и нет желания читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает столько сколько ему хочется (одну – две строчки, один – два абзаца) и после этого получает кратковременный отдых.
Если родители вместе с учителем будут работать над проблемой медленного чтения и выполнять рекомендации учителя, результаты не заставят себя ждать.

Список литературы. 
1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М., 2003.
2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие.– М., 2004.
3. Бондаренко А. Работа над дикцией в начальных классах.  Начальная школа. – 1987. - № 1.
4. Беленкова В. М. Приёмы выработки у детей навыков чтения.  Начальная школа. – 1991. - № 2.
5. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения.  Начальная школа. – 1996. - № 6.
5. Баязова Л. Б., Волков В. А. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения.  Начальная школа. – 1998. - № 1.
7. Игнатьева Л. Хоть недостаточно, надо действовать.  Начальная школа. – 1997. – № 8. – февраль.
8. Николаева Л. Пусть в речи отразится чувство.  Начальная школа. – 1997. – № 30, 31, 32. – август.
9. Стрельцова О. Тогда все будут хорошими.  Начальная школа. – 2000. – № 20. – май.
Мишукова Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ Сосновская СОШ №1
Сосновского района Тамбовской области
Мишукова Ольга Ивановна21.04.2012 90821 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо, за такие подробные рекомендации. hands
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей