РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Речевая зарядка на уроках чтения

Речевая зарядка на уроках чтения
Речевая зарядка на уроках чтения.


Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формируется медленно.

Чтение учащихся характеризуется:

1. Большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов).
2. Их стойкостью.

В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются 1-3 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами.

Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка.
Речевая зарядка-это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Термин подобран исходя из того ,что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка, семантически определяется как подготовка к действию.

Задачи речевой зарядки:

  1. Установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов.
  2. Дифференциация сходных единиц чтения.
  3. Накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения.
  4. Слияние в единый процесс восприятия и осмысления слов.
  5. Совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования.

Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на четкость произношения звуков, речевая за-рядка прежде всего готовит учащихся к правильному прочтению слов. Регулярное провеlение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены. В момент хорового чтения малообщительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Дальнейшая работа с текcтом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная.

Виды упражнений, используемых на речевых зарядках, могут быть следующими:

1. Дифференциация сходных слогов и слов:
  • ла-ра ма- мя дом-том
  • ло-ро мо-мё Дима- Тима
  • лу- ру му-мю кадушка-катушка
2. Чтение слогов по подобию:
  • а о у
  • ма мо му
  • са со су
  • ла ло лу
Учитель обращает внимание школьников на то как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е положение губ при произнесении от-дельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3. Чтение слов по подобию:
  • сом Маша шапка
  • лом Даша лапка
  • ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
4. Чтение слогов и слов с подготовкой:
  • о-то-сто-стол с-то-сто-ит
  • у-ту-сту-стул с-та-ста-ли
  • а-ра-вра-враг с-ня-сня-ли


Учащиеся 2 класса заканчивают чтение цепочки слоговых структур чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2-3 слогов, не представляющих особой трудности для восприятия их деть¬ми. В 3 классе предварительное прочтение слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова:
а-ра-тра-трам-вай

 

5. Чтение слов , отличающихся одной-двумя буквами или порядком их расположения:
  • кто-кот следы-слёзы
  • так-тот мука-муха
  • рам-как лыжи-ложись

 

6. Чтение родственных слов , отличающихся друг от друга одной из морфем:
  • лес-лесок шёл-пошёл
  • трава-травка нырял-нырнул
  • решила-решала увидел-увиделся
7.Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:
  • прошёл увял
  • проделал увёл
  • просмотрел увёз

 

Выполнение 5,6,7-го упражнений предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычного слова: « лесной» вместо лесистой,,, серый,, вместо сизый и т.д. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово , прочитывать правильно каждую его часть.

8. Чтение скороговорок , двустиший с отработанными слоговыми структурами.
  • Был у бабушки баран.
  • Бил он бойко в барабан.
Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляцией.


Виды упражнений для речевой зарядки выбираются с учетом общего состояния навыка чтения у детей, характера их ошибок, в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста. В зарядку включаются наиболее трудные элементы языкового материала.

Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно пред-шествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отработанные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После перво-го чтения слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть не¬точно поняты ими. На речевую зарядку отводит-ся 4-5 мин. в зависимости от объема материала.

Задания:

1. Ди- ли -ти; Динка, наш-ли, де-ти.

 

2. Ли- шли- нашли;
  • та- ста- ста- ли;
  • во- дво- дворе;
  • ко- кор- корм.
3. т-ть,ит-ить, сит-сить, но-сит-носить.

*Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.
Составляя таблицы на дифференциацию сходных звуков и слогов, учитель должен всегда помнить, что сам звук или слог не несет смысловой нагрузки. Это строительный материал, часть значащей единицы речи—слова. Поэтому работу над звуком и слогом необходимо связывать с работой над словом, стремясь к тому, чтобы процесс восприятия буквенного кода слова и понимания его значения все больше совпадал во времени, становился единым. С этой целью в материал речевой зарядки могут быть включены картинки. Например, перед чтением текста «Зима» предлагается задание на дифференциацию «с» и «з», при этом демонстрируются картинки:

  • с—са—ни—са-ни ( картинка)
  • сан-ки (картинка)
  • з—за-зи—зи-ма (картинка)
  • Си-ма(картинка)
  • Ту-зик (картинка)


Учащиеся, прочитывая, например, слово Сима, соотносят его с предметом, изображенном на картинке, за счет чего достигается слияние слова и предмета, слова и понятия.
На этапе перехода к чтению целыми словами во 2 кл. наряду с вышеперечисленными за-аниями в речевую зарядку включаются следующие упражнения:

* преобразование слов путём замены одной из согласных при их стечении
  • зверь-дверь
  • слон-стон
*путём замены гласной в слоге со стечением согласных
  • стол-стул
*путём замены 2-го слога в слове, в то время как 1-ый слог со стечением согласных
остаётся неизменным
  • сто-лы
  • сто-ял
  • сто-ит
  • сто-нут
*чтение слов с одним и тем же стечением согласных
  • право прыгал
  • прошу принёс
  • пруды прямо

Если позволяет материал текста из рассказа выделяется группа слов, в которой слоги со стечением согласных можно получить путём наращивания 2-го согласного и одному и тому же звуку:

  • с-не-сне-снеж-ки
  • с-не-сне- сне-го-пад
  • с-пе-спе-спе-ци-аль-ный
  • с-ко-ско-скольз-ко
  • с-ко -ско-ско-рый
  • с-лу-слу-слу-чи-лось

Ученики прочитывают, следя за указкой учителя, согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а некоторые слова—целым словом.

* Необходимо научить внимательно вглядываться в каждую-часть слова. С этой целью учащимся предлагается группа упражнений «Кто самый внимательный». В речевую за-рядку включаются специально подобранные слова с одним корнем, но с различными при-ставками, суффиксами и окончаниями. Чтение столбиков слов можно проводить как игру по рядам, оценивая выполнение Задания соответствующим количеством баллов каждому ряду.
*Второй вариант этого упражнения - чтение слов, сходных по звуковому составу, но отличающихся одной или несколькими буквами, либо порядком их расположения. Группу таких слов проще выделить из стихотворения:
  • Мелом-делом-белым
  • Утром- уютном
  • Дверь- поверь
  • На коне- на мне

Если в тексте нет группы таких слов, можно проводить это упражнение на произвольно подобранном мате¬риале, в основу которого взять все же слова из тек-ста:

  • Стать- спать- опять
  • Калина- кабина- рябина
  • Забота- работа- ребята

Параллельно с отработкой правильности чтения слоговых структур и слов речевая зарядка может способствовать накоплению словарного запаса, выработке умения подбирать родственные слова задолго до изучения соответствующей темы. В этом случае школьники прочитывают материал таблиц, а затем подбирают слова, начинающиеся с отрабатываемой слоговой структуры. Первоначально в этом под-боре слов участвует сам учитель.

Он показывает картинки, задает вопросы, называет слова:

  • во- кво-скво- сквор-цы
  • ро-тро-стро-стро-ить

Отработав одну строчку этого задания, учащиеся подбирают слова с сочетанием «сквор»: скворец, скворчик, скворушка, скворечник. Некоторые из этих слов учитель помогает воспроизвести, спрашивая: Как называется маленький скворец? А что это (демонстрируется картинка с изображением скворечника)?

Для проведения речевой зарядки необходимы определённые наглядные пособия и прежде всего таблицы. Удобно сделать планшетку в виде наборного полотна с 4-мя-5-ю рядами пазов, куда вставляются карточки с буквами, слогами и словами, накопление которых идёт из урока в урок. Есть и иные способы конструирования подвижной таблицы - фланелеграфе, когда обратная сторона карточек делается из бархатной бумаги, легко удерживающее их на полочке из фланели, или на магнит-ной доске. Применение таких таблиц кроме эффекта рациональности даёт учителю возможность изменять содержание таблицы в момент проведения речевой зарядки дополнить её, переставлять слоги, слова, изменять их, показывая ученикам образование слогов и слов.

Макарова Оксана Владимировна06.10.2012 91460 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar