РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика

Голенева Ирина Александровна, 
учитель иностранного языка и географии 
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения 
«Карцовская основная общеобразовательная школа»

Тема: «Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика»

Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность.
Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый простой вариант. 

В начале урока, когда дети входят в класс они выбирают картинки: 


Интересно
Хочу домой

Не знаю
Очень устал

В конце урока каждый ребенок выбирает себе еще по одной картинке, проанализировав выбор детей можно понять, на сколько удачный у меня был урок. Я могу видеть свой урок глазами детей. 

Также интересен прием оценки «приращения» знаний и достижения целей. 

Предлагаю детям закончить фразу:
  • Я не знал …, а теперь я знаю… 
  • У меня не получалось…, а теперь получается… 
  • Я не понимал…, а теперь понимаю… 
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке. 

Достаточно известен прием синквейна. Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учеников. 

После выполнения любого задания по карточке предлагаю рядом с каждым выполненным заданием поставить значок:

! - было трудно выполнить;
v- не было трудно;

Иногда даю такое задание, чаще в среднем звене, расшифровать оценку учителя (устно). Дети анализируют свои ответы, вспоминают, на какие вопросы они отвечали, и насколько правильно.
Другой прием, позволяющий провести интеллектуальную рефлексию усвоения понятий «Таблица», где каждый учащийся фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие ЗналУзналХочу знать





Рефлексию урока можно проводить с помощью различных программ. Вместо ответов на привычный вопрос:
Что нового изучил? 

Даю детям кроссворд, выполненный в Microsoft Office PowerPoint 2007, или тест, выполненный в той же программе. Использую программу «Мешалка». 

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. 

Использованная литература:
  1. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2 
  2. Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31. 
  3. Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены