РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок внеклассного чтения по теме «Красота родной природы в рассказах Е.И. Носова»

Урок внеклассного чтения по теме «Красота родной природы в рассказах Е.И. Носова»
Урок внеклассного чтения по программе «Школа России», 3 класс. 

Урок внеклассного чтения по теме «Красота родной природы в рассказах Е.И. Носова» 

Цели урока: кратко познакомить учащихся с биографией и произведениями Е.И. Носова, особенностями его рассказов, раскрывающих красоту природы родного края; развивать устную речь, образное и логическое мышление, наблюдательность, формировать читательскую самостоятельность; воспитывать бескорыстное отношение к природе, сочувствие к животным; умение согласованно работать в парах. 

Ход урока 

I. Оргмомент. 

II. Постановка целей и задач урока. 

- Урок внеклассного чтения я хочу начать вот такими словами: «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться. Тронул и все испортил». 

- Что можно сказать о человеке, который написал такие строки? 

- А почему? 

III. Знакомство с биографией писателя. Рассказ учителя, показ фотографий. 

- Да, это человек, который очень любил природу. И не просто природу, а природу нашего родного курского края. Эти слова принадлежат самому знаменитому курскому писателю – Евгению Ивановичу Носову (портрет). Посмотрите на эти фотографии. Природа курского края. Именно на таком берегу реки Сейм под Курском в селе Толмачево в далеком 1925 году родился этот писатель. Родители мальчика работали на заводах в Курске, а дед и бабушка были простыми колхозниками и жили в селе, где родился мальчик. Здесь среди полей, лугов, лесов и рек прошло детство будущего писателя. Приезжая на каникулах в деревню, он помогал своему деду. Очень любил ловить рыбу. С самого раннего детства научился наблюдать за животными и птицами, просто за деревьями и травами. Многие воспоминания из детства попали в его рассказы.
Евгений Иванович Носов еще очень любил фотографировать и рисовать. Это был Мастер слова и Мастер художник. По его произведениям изданы книги, сняты художественные фильмы, поставлены спектакли. Писатель удостоен многих государственных премий, является Почетным гражданином Курска. Умер в 2002 году.
В Курске открыт памятник замечательному человеку, писателю, певцу природы курского края. Мы с вами посетили этот памятник. Кто помнит, какие слова написаны на нем? («Покормите птиц»). В старших классах вы еще не раз встретитесь с творчеством этого писателя. 

IV. Работа по теме урока. Анализ рассказов «Разбой на большой дороге», «Хитрюга», «Белый гусь», «Усатый». 

1) Игра «Угадай рассказ»
  • а) Вычеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать название рассказа: БХЯСОИКЗЖТЛРУЛБСЖЮОУГЯЗКА («Хитрюга») 
  • б) Прочитать только русские буквы: WRБGDЕSZЛJLIUЫRWQЙQW GJFDГSУRYUСLZVЬW («Белый гусь») 
  • в) Соотнести буквы первого столбика с цифрами второго столбика: 
С У Ы 2 1 5
Т Й А 4 6 3 («Усатый»)

– Я знаю, что вы к этому уроку рисовали главных героев произведений. Кто же является главным героем этих произведений? (Рисунки вывешиваются на доску). Ребята, а кто еще прочитал какие рассказы Носова и сделал к ним рисунки? («Тридцать зерен», «Зимородок», «Разбой на большой дороге»; рисунки сороки, зимородка и синички).

2) Анализ рассказа «Разбой на большой дороге». 

- Ребята, так какова основная тема рассказов Е.И. Носова? Мне кажется, что название одного рассказа не подходит к нашей теме. Какой? 
- Да, послушайте, как резко и грубо звучит название этого рассказа. Так кто же является разбойником в этом рассказе? 
- Что же сороку заставило стать разбойницей? 
- Прочитайте, как автор описывает природу осеннего дня. 
- А как автор описывает сороку. Найдите в тексте. 
- Кем же является сорока – разбойницей-воровкой или голодной птицей? 
- Трудно приходится птицам в жизни, особенно зимой. Надо бороться за выживание.

3) Анализ рассказа «Хитрюга». 

- Если я скажу слово «хитрюга», о ком прежде всего можно подумать?
- Давайте подберем к этому слову родственные слова.
- Так кто же главный герой этого рассказа?
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- Почему ежа долго не могли найти?
- Как автор все же поймал ежа?
- Чем вас удивил ежик?
- Как автор описывает осенний день (повадки ежа)?
- Выполните задание карточки № 4.
«Ежу очень удобно собирать _______ . Найдет ______ где их больше, растопырит иголки – и ну ______ , с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его ________ . Встанет на ________ еж, а его под листьями и не видать. Так и бежит он в _______ одежде в свою норку».
Слова для справок: кататься, местечко, листья, колючки, золотой, лапки.
- Вот с такой не совсем обычной стороны мы узнали о ежике.

4) Анализ рассказа «Белый гусь». 

- В каком рассказе Носова главным героем стала самая обыкновенная домашняя птица?
- Почему обычный гусь стал героем рассказа?
- А что удивило автора?
- Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?
- Давайте прочитаем описание этого удивительного гуся.
- Каким вы увидели гуся? 

Посмотрите, как автор приглашает полюбоваться гордой птицей. И сразу возникает интерес – а что же будет дальше? Найдите строчки, что же произошло дальше.
 
- Какие надо взять краски, чтобы нарисовать свинцовую тучу?
- Какие приемы использует автор для описания, чтобы мы лучше представили ярость надвигающейся тучи?
- Ребята, а что вас поразило в рассказе?
- Какие прилагательные помогут нам описать характер белого гуся? Выполните задание в карточке №5. 

Подчеркните слова, которые помогут вам описать характер гуся.
Находчивый, заботливый, добродушный, сильный, слабый, благородный, глупый, мудрый, смелый, злой.
- Я хочу обратить ваше внимание на последние строчки рассказа о маленьком гусенке. В этих словах автора заключается главная мысль рассказа. Что хотел нам сказать автор этими словами?

5) Анализ рассказа «Усатый». 

- К этому рассказу я составила вот такую схему (картинка детей, стрелка, кузнечик»; над стрелкой большой красный вопросительный знак). Почему?
- Какие чувства вызвал кузнечик у детей?
- Найдите описание концерта.
- Как выглядел кузнечик? Найдите описание в тексте.
- Вот такой герой рассказа. Что произошло дальше?
- Как вы относитесь к коллекционированию Вовкой насекомых?
- Давайте вернемся к нашей схеме. Дети поймали кузнечика и посадили его в банку – это нехорошо, кормили травой, слушали концерт, но на свободу не выпускали – тоже нехорошо. А затем он погиб. Дети не сделали ничего хорошего. Так относиться к животным нельзя. Да, люди к природе относятся по-разному: заботливо и внимательно, бережно и жестоко, безразлично и равнодушно. А животные дают возможность человеку ощутить радость, восторг. И иногда они за это расплачиваются жизнью.

6) Выступления детей, выполнивших дополнительные задания по теме урока (аннотация к рассказам «Тридцать зерен», «Зимородок» и др.).

V. Итог урока, выводы и обобщение материала.

- Чем похожи все эти рассказы?
- А чему учат произведения нашего курского писателя?
Урок я хочу закончить замечательными словами Евгения Ивановича Носова: «Человек – это тот, кто понимает, что жизнь на земле возможна только при бережном отношении к природе»
Тощакова Светлана Васильевна17.02.2013 68190 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar