РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку в условиях введения ФГОС

Роль информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку в условиях введения ФГОС Шестакова Валентина Николаевна, 
МАОУ СОШ №22 г. Тамбов

В настоящее время вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе является одним из наиболее актуальных. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этого предмета. 

Внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа, глобальной информационной компьютерной сети Интернет оказывает большое влияние на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что лежит в основе функционирования компьютерных технологий. Именно информационно-коммуникационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и педагогов, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность. 

Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. 

Виды учебной деятельности с иноязычными Интернет-ресурсами, которые я применяю на практике направлены на:
  • приобретение школьниками реального опыта межкультурного общения на иностранном языке; 
  • обогащение их гуманитарных знаний (в частности, об истории и культуре изучаемых стран); 
  • развитие умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации и создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; 
  • развитие иноязычных умений общаться в виртуальном пространстве. 
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую заинтересованность учащихся информационными технологиями, я также могу использовать эту возможность и в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Несомненным преимуществом использования ИКТ является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся. 

Компьютерные технологии удачно вплетаются в методическую структуру учебника «Английский язык нового тысячелетия», по которому я работаю. 

Использование данных технологий помогает мне применять в своей работе нестандартные методы обучения:
  • творческие учебные задания (виртуальные путешествия, экскурсии, литературные гостиные), включающие упражнения на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма; 
  • тестовые задания, помогающие осуществить контроль овладения умениями и навыками; 
  • проектную деятельность, которая вовлекает учащихся в работу над проектами вне урока; 
  • тематические презентации, позволяющие развивать самостоятельную поисковую деятельность школьников, в приготовлении которых учащиеся широко используют Интернет. 
Самый распространенный вид деятельности с применением данной технологии, который с удовольствием выполняют обучающиеся с разным уровнем подготовки – разработка проектов с использованием компьютерных презентаций. Для выполнения проектов ученики должны владеть приемами работы в Power Point, осуществлять поисковую деятельность в сети Интернет. Как правило, выполнение таких заданий осуществляется по группам. Презентации были подготовлены школьниками по всем изучаемым темам. Так, по теме «A time to celebrate» учащимися в группах были подготовлены следующие презентации: «Famous holidays in our country», «American holidays», «My favourite holiday», «Holidays in our town». Защита проектов и соответственно представление презентаций происходит на последнем уроке темы. 

Работу по развитию навыков устной речи я также осуществляю с опорой на компьютерные презентации. С этой целью я разработала презентации по теме «Holidays», «Family issues», «Sports». На слайдах размещаются картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают учащимся усвоить лексический материал по теме, и в дальнейшем сделать устное сообщение. 

С целью развития навыков чтения с извлечением конкретной информации и чтения с полным пониманием прочитанного, развития навыков аудирования, письма и говорения я предлагала учащимся задания, предполагающие их самостоятельную работу в сети Интернет. 

Структуру таких упражнений я раскрою на примере темы «Dream holiday destination»  

1 этап. Учащиеся должны послушать рассказ учителя о стране и занести в карточку информацию о месте расположения, отличительных особенностях, столице, языке, климате, достопримечательностях, возможных способах проведения свободного времени, традиционной еде. Рассказ учителя сопровождается показом презентации на экране. Дети отвечают на вопросы по стране, используя сделанные ими записи. 

2 этап. Учащиеся делятся по группам. Они должны посетить сайт http://www.lonelyplanet.com (Lonely Planet Travel Guides and Travel Information) и найти информацию о стране/месте, куда они бы хотели поехать. 

3 этап. Учащиеся должны сделать описание выбранного ими места проведения каникул и оформить информацию для других туристов в виде презентации выполненной при помощи Power Point. 

Для тренировки грамматического материала, а также для проверки знаний учащихся по грамматике я использую программу «Профессор Хиггинс», а также побуждаю учащихся к разработке собственных 

С помощью компьютера мне удается решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас школьников; отрабатывать произношение; тренировать учащихся в правильном употреблении грамматических структур. Применяемые мною методы помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетентности школьников, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности. 

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий помогают мне сформировать мотивацию учебной деятельности на уроках английского языка, развивать коммуникативно-когнитивные умения, что проявляется во внешних и внутренних показателях. Внешними показателями являются высокая успеваемость по учебной дисциплине, высокая активность на занятиях, самостоятельность и мотивированность организации своей познавательной деятельности, творческий подход к выполнению предложенных заданий, инициативность, проявление интереса к изучаемому предмету. Внутренние показатели – готовность личности к самообразованию и саморазвитию, получение дополнительных знаний; устойчивое стремление к овладению профессией.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт 
  • Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования» 
  • Иванова Н.В. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе – http://pedsovet.org 
  • Казакова И.В. Информационно-коммуникационные технологии – средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка – http://pedsovet.org 
  • Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования – Народное образование, 2001, №8 
  • Матвеев Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку – Информатика и образование, 2006, №6 
  • Нартова О. Изучение и формирование мотивации учащихся – Воспитание школьников, 2008, №3, №4 
  • Николаева В.Д., Ушницкая В.В., Нестерова А.С. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку – Информатика и образование, 2003, №7 
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 
  • Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка – Иностранные языки в школе, 2001, №2 
  • Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка – Иностранные языки в школе, 2000, №2, 3 
  • Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка – Иностранные языки в школе, 2000, №1 
  • Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучении. Каким ему быть? – Педагогика, 1999, №7 
  • Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку – Начальная школа, 2006, №4 
  • Сабитова Ч.Р. Использование ИКТ в обучении иностранному языку – http://pedsovet.org 
  • Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием? – Народное образование, 2006, №4 
  • Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка – Английский язык в школе, 2005, №3
Шестакова Валентина Николаевна06.12.2013 43610 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar