РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интеграция и межпредметные связи на уроке сольфеджио

Интеграция и межпредметные связи на уроке сольфеджио
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 
дополнительного образования детей 
«Детская школа искусств № 1 им. Г.В.Свиридова» 
г. Курск 


Подготовила преподаватель теории музыки
Андронова Наталья Анатольевна

 

 

Современный мир, опирающийся на интегративную основу, требует разностороннего знания, компетентности, умения из потоков информации выбирать нужную и грамотно оперировать ею. Поэтому образование также должно строиться на интегративной основе, вводить человека в новый мир и помогать его освоить.

 

 

Интеграция предмета сольфеджио с другими общеобразовательными предметами является средством расширения школьного образования, методического обогащения педагога.

Интеграция - процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое.
Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

Урок сольфеджио в 4 классе на тему «Музыкальные антонимы» построен на интегративной основе. На уроке мы затронули понятие «антонимы» не только в русском языке, но и в музыке.

В начале урока звучит песня «На далекой Амазонке», которую исполняют автор – Сергей Никитин и Татьяна Никитина. Этот фрагмент урока - интеграция с литературным чтением. Данный вид работы применяется на этапе знакомства с текстом песни. Для качественного исполнения любого вокального произведения необходимо чувственное восприятие предлагаемого материала. Чтобы детям стало понятно, о чем идет речь в музыкальном произведении, на уроке производится анализ текста. Анализируется каждая строчка. Определяется настроение, которое заложено автором, средства художественной выразительности, используемые в каждом отрывке. Далее идет рассуждение об общем характере музыки. Дети выбирают какими цветами они бы нарисовали мелодию куплета и припева, определяют характер каждого раздела и музыкально-выразительные средства им соответствующие- минор и мажор.

Вспоминают и записывают строение мажорной и минорной гаммы. Обсуждаются вопросы: «Можно ли объединить эти понятия в пару? По какому принципу?» Повторяется понятие тональность ( тоника+ лад), формируют две пары тональностей- параллельные и одноименные, выясняют их отличие и сходство. Делают промежуточный вывод- тональности объединяются в пары по принципу противоположности, что соответствует различию в характере музыки куплета и припева. Далее мы слушаем пьесу П. Чайковского «Баба-яга» из цикла «Детский альбом».Преподаватель задает вопросы: »Похожа ли эта музыка на предыдущую? Почему?». Мы разбираем средства музыкальной выразительности и приходим к выводу, что особый характер мелодии во многом определяется сочетанием звуков- интервалами. Значение французского слова «сонанс»- звучать и приставок – «конс»-(объединять, согласовывать) и «дисс» (разъединять, противоречить). Дети складывают два слова «консонанс» и «диссонанс» и объясняют их значение. Находим в пьесе все знакомые интервалы и делим на две противоположные группы по характеру звучания. Консонансы и диссонансы можно назвать музыкальными антонимами. Затем плавно переходим к упражнению из русского языка на определение антонимов, характеризующих характер музыки. Преподаватель говорит: «веселая, плавная, мелодичная и т.д.», дети отвечают: «грустная, печальная и т.д.». Это упражнение помогает детям сделать анализ музыкального произведения, увеличивает словарный запас, расширяет кругозор.

Проследив антонимы в музыке и русском языке, дети обнаруживают их присутствие на других предметах: математике- сложение- вычитание, деление- умножение и т.п., хореографии- плавные и резкие движения, рисовании- теплые и холодные тона.Можно найти антонимы и в жизни ( день-ночь, свет- тьма, жизнь-смерть) В интегрированных уроках стирается граница между наукой и искусством.

О разрыве связей между предметами, которые изучают дети в школах искусств разговор идет давно. Что же делать с этой проблемой? Как ее решить? Разрабатывая программу по соль-феджио, преподаватель постаралась сократить разрыв между предметами. Конечно, идеальный вариант, когда все предметы по возможности ведет один преподаватель, но это, к сожалению, невозможно. Поэтому, преподаватель постаралась соединить специальность с сольфеджио, музыкальной литературой и хором.
Взаимосвязь сольфеджио и специального инструмента.

Один из видов работы на уроках сольфеджио- анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся. Мы разбираем эпоху, в которой жил композитор, историю написания произведения, музыкальную форму. Дети разбирают строение каждой фразы, мелодическую линию. Это помогает им в работе дома. Ведь главная проблема специалистов, это не секрет, это домашняя подготовка ученика к уроку специальности. Самый оптимальный вариант- это привлечение родителей в работе с детьми. Каждый год преподаватель проводит родительские собрания с открытым уроком по сольфеджио. На уроке дети все задания выполняют, играя на своих инструментах. Результат положительный. Родители видят, что ребенок должен делать дома, используя знания, полученные на уроках сольфеджио.

Сольфеджио и музыкальная литература

Не секрет, что не так уж много детей посещает с родителями концертные залы, и не так часто родители устраивают просмотры передач по каналу «Культура». В результате уровень музыкального восприятия ребенка может ограничиться просмотром передач для взрослых и слушанием популярной музыки. Поэтому на своих уроках преподаватель использует для про-слушивания, как небольшие пьесы разных композиторов, так и отрывки из симфоний , опер, давая задания: найти знакомые гармонические обороты, сделать гармонический анализ и т.д. соответственно дома. Ребенок будет слушать, найдя в Интернете, необходимое произведение, чтобы выполнить задание и получить отметку. Поверьте, это срабатывает!

Другая форма работы - это диктанты. Используя сборник С. Привалова «Сольфеджио на материале музыкальной литературы», можно в разных формах написания приобщать детей к музыке великих композиторов.

Сольфеджио и хор

Пение хоровых произведений, основанных на полифоническом многоголосии, позволяет детям проследить по тексту движение каждого голоса. Ребенок легче запоминает и воспроизводит на инструменте полифонию, если использует способ поиграть один голос и спеть другой. У композитора Ж. Металлиди, в ее учебниках по сольфеджио - прекрасные произведения, которые можно использовать на занятиях хора. Преподаватель этим пользуются и не без успеха. Ведь точное интонирование- это главная задача сольфеджио, а если ребенок будет петь песню, которую учит на хоре, дома , то проблемы с интонацией исчезнут.
Решая задачи, стоящие перед нами, как и перед любой другой школой,- сохранности контингента, доступности излагаемого материала, заинтересованности ученика в процессе обучения - преподаватель пришла к выводу, что межпредметные связи в работе много-профильного детского образовательного учреждения необходимы для наиболее полного всестороннего эстетического развития ребенка.

Используемая литература:

  1. СД Поют Татьяна и Сергей Никитины, издательство Музыка, 1988г. 
  2. П. И. Чайковский Детский альбом, издательство Советский композитор, 1984г. 
  3. С. Привалов Сольфеджио на материале музыкальной литературы, издательство Классика – 21 век , - 2009г. 
  4. Ж. Металлиди Сольфеджио» 4 класс, издательство Классика -21 век ,-2002г. 
  5. Методический материал - авторская разработка.
Андронова Наталья Анатольевна18.01.2014 34430 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar