РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подготовительная работа к теме "Сложное предложение" в 9 классе

Подготовительная работа к теме "Сложное предложение" в 9 классе

Нетрадиционные уроки – уроки трудные. Даже само название, к примеру, урок – «исследование» действует на учеников очень положительно: название как бы делает более весовым дело, в котором они сами будут принимать активное участие.

Работу по теме «Сложное предложение» в 9-ом классе целесообразнее начать с повторения, систематизации и ни в коем случае это не должно объясняться как новый теоретический материал.

Работа будет строиться на основе следующих положений:

  1. Сложное предложение не есть механическая сумма простых предложений. Смысловые отношения, возникающие в сложном предложении между его частями, делают эту конструкцию более богатой по выражаемой информации. Дополнительная информация сложного предложения возникает из соотношения содержания его составляющих и закрепляется, уточняется, благодаря средствам связи.
  2. Сложное предложение – лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений. Однако было бы ошибкой внушать учащимся мысль, что сложное предложение всегда лучше, уместнее простых предложений. Выбор конструкций зависит от задачи, сферы, содержания высказывания.
  3. Различение видов сложного предложения не должно рассматриваться как самоцель. Правильнее относиться к освоению классификации сложного предложения как средству осмысления структуры и значения конструкций. Вот почему полезно обращать внимание учащихся не только на средства связи, но и на те смысловые отношения, которые возникают между частями сложного предложения.
  4. В существующей практике школы пунктуационные правила изучаются разрозненно, применительно к каждому виду сложного предложения. В результате на ряде уроков пунктуация выпадает из поля зрения учителя и учащихся; над наиболее трудными и новыми для девятиклассников правилами пунктуации работа ведётся в течение короткого промежутка времени.

Целесообразно в самом начале изучения темы познакомить учащихся со всей системой знаков препинания, используемых в сложном предложении, с тем, чтобы исподволь показать функции различных знаков, их связь не только со строением предложения, но и грамматическим значением. Работа над пунктуацией сложного предложения должна сопровождать любое задание, проводиться постоянно на фоне повторения и закрепления других пунктограмм.

Ведь пунктуация – это не просто свод правил расстановки знаков препинания при письме. Это система знаков, которые способствуют выполнению одной из основных функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми. Знаки препинания помогают читающему лучше, точнее, быстрее воспринимать текст, а пишущему – точнее, выразительнее передавать свои мысли и чувства.

Поэтому работу над сложным предложением целесообразнее начать с актуализации изученного ранее. Для этого надо повторить основные признаки сложного предложения, используя тексты, рассказывающие о знаках препинания, о роли пунктуации, о системе знаков препинания, которые необходимо употреблять и «читать» в таких видах речевой деятельности, как создание письменных высказываний и восприятие читаемого текста.
Задания и тексты могут быть разной степени сложности, содержать различные дидактические задачи.

Задание 1. Прочитайте текст. Составьте его план.

В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно.

С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.
Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания; если ставить, то какой.
Место в предложении или тексте, где нужно решить пунктуационную задачу, называют пунктограммой.

Внимательно прочитайте ещё раз последние два абзаца. О чём в них говорится? Какие знаки препинания в них использованы? Опираясь на таблицу, определите, каких знаков препинания в них нет?

Красная строка, точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки, многоточие

Задание 2. Запишите текст, решите пунктуационные задачи, оформляя красную строку, границы предложений. (Текст даётся учащимся без знаков препинания)

Дорогие ребята! Читая этот текст, вы убеждаетесь, как помогли бы вам в работе знаки препинания. Что же мы знаем о них?

Знаки препинания, расставленные по правилам, помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять текст, прочитать его с нужной интонацией. Помогают они и пишущему точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным.

Знаки препинания – наши помощники. Будем же относиться к ним очень внимательно.

Задание 3. Прочитайте текст, включая недостающие слова, озаглавьте его. Составьте и запишите план текста в форме вопросительных предложений.

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. Чтение таких записей было медленным и трудным.

Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась … - первый и основной знак членения текста. На основе … возникли другие знаки: … . Вошли в употребление также скобки, тире и кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» - принято называть знаками пунктуации.
(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)

Задание 4. Зачем нужно знать правила пунктуации и уметь ими пользоваться? Ответьте на вопрос, внимательно прочитав данный текст.

Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит целям общения между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

А так как все пишущие выступают и в роли читающих и, наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.

Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договор между пишущим и читающим.
(По А. Шапиро)

Задание 5. Сравните толкование термина пунктуация в разных книгах: какое вам представляется более точным и полным?

  1. Знаки препинания, пунктуация, - знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия и т. д.) (Д. Розенталь)
  2. Термин пунктуация (лат. Рunctum- точка) означает, во – первых, совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи, во – вторых, собрание правил их расстановки ( в последнем смысле точнее говорить о правилах пунктуации) (В. Валгина)
  3. Пунктуация (от лат. Рunctum- точка) – 1) собрание правил постановки знаков препинания; 2) расстановка знаков препинания в тексте; 3) то же, что знаки препинания. (Русский язык. Энциклопедия)

Предложенные задания могут быть включены в урок выборочно или, как я сказала выше, в порядке подготовки к нетрадиционному уроку – семинару, конференции и т. д. – индивидуально или в форме групповых занятий.

В последнем случае, после того как каждая группа учащихся познакомит весь класс с содержанием и смыслом своей работы, могут быть поставлены и обсуждены такие вопросы:

  1. Что общего во всех рассмотренных текстах?
  2. Какая информация отличает каждый текст от остальных?
  3. Для чего выполнялись задачи? В чём их смысл?

В работу по актуализации, наряду с пунктуацией, будет включено и повторение основных признаков сложного предложения, которое также организуется в форме групповых или индивидуальных заданий. Для этого можно использовать следующие упражнения.

Задание 1. Запишите предложение. Докажите, что оно сложное.

Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник эксплуатации, мелькало озабоченное лицо главного инженера.
(А. Рыбаков)

Прочитайте предложение вслух. По какому признаку можно определить, что перед нами не три простых, а одно сложное предложение? Каким оно является по средствам связи его частей?

Составьте схему предложения, чтобы доказать, что оно сложное. Какую норму пунктуации необходимо отразить в схеме?

Задание 2. Какими (по числу грамматических основ) предложениями воспользовался А. Дорохов в следующих заметках? Докажите правильность своего ответа.

Когда сто лет назад в России впервые побежали по рельсам поезда, многие крестьяне и жители захолустных городков ни за что не решались садиться в вагон. Они были уверены, что паровоз движет нечистая сила.

Составьте схемы предложений и сравните их со схемой предложения их предыдущего упражнения: что общего между тремя схемами и что их различает? Какие трудности при определении главных членов в последнем предложении?

Задание 3. Из данных предложений составьте сложные, используя союз и. Запишите получившиеся предложения, применяя нужные правила пунктуации.

Областную олимпиаду решили проводить по русскому языку. Мы обрадовались.
Областную олимпиаду решили проводить по русскому языку. Мы огорчились.
О чём мы узнаём из первого сложного предложения дополнительно к содержанию простых, вошедших в его состав? А из второго?
Опираясь на проведённые наблюдения, докажите, что содержание сложного предложения богаче содержания составляющих его простых.

Задание 4. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Попытайтесь объяснить, почему после зачина строфы поставлено двоеточие, какую роль оно выполняет. На какое чтение последующих строк настраивает?

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою – Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух … там Русью пахнет!
Какая особенность синтаксического строя этой строфы позволила поэту нарисовать такую развёрнутую картину сказочных чудес?
Попробуйте объяснить, почему простые предложения в составе сложного в одних случаях отделяются в данном тексте друг от друга запятой, а в других – точкой с запятой.
Какова роль местоимения там в тексте?

Задание 5. Проанализируйте строение данного текста. какова в нём роль первого предложения? Как развёртывается тема? Какие виды и средства связи между предложениями использовал автор?

Стояла короткая пора бабьего лета. Росными холодными утрами всё позже, неохотней всходило солнце. В его косых лучах зябли красные и мокрые верхушки сосен, горький жёлтый цвет осени тронул берёзы, с них сыпались листья сами собой, без ветра, и пахло в лесу грибами. Но днём солнце грело по – летнему, в прозрачном воздухе носилась паутина и блестела на стерне.
(Г. Бакланов)

Как меняется характер синтаксических конструкций по мере раскрытия темы описания?

Какое по числу грамматических основ предложение позволило нарисовать живую картину осеннего леса с его красками, запахами, ощущениями? Составьте схему этого предложения, чтобы доказать правильность своего ответа.

Подготовьтесь к записи текста под диктовку.

По окончании актуализации интересным и полезным будет задание – сформировать вопрос по данной теме, используя учебники, ученические словари (они ведут их с 5-ого класса). Это развивает индивидуальные возможности учащихся, потому что даёт возможность сформулировать точно и ясно то, что хочешь сказать, правильно, со знанием дела задать вопрос.

Закончить работу, направленную на повторение и систематизацию знаний, можно шуточным стихотворением С. Я. Маршака:
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

…Заявили запятые:
«Мы особо занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».

Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!» -
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой;

Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».

"Нет... - сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, -
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие..."

Вопросительный знак
Удивился: "То есть как?"
Восклицательный знак
Возмутился: "То есть как!"

"Так, - сказала точка
Точка - одиночка -
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас".

Неговора Ирина Васильевна01.05.2014 14490 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar