РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проведение лабораторных и практических работ на уроках математики в начальной школе

Проведение  лабораторных и практических работ на уроках математики в начальной школе

Последнее время вопросу совершенствования преподавания математики уделяется большое внимание. Разрабатываются новые, более эффективные методы преподавания математики, совершенствуются формы организации уроков.

Важное условие совершенствования преподавания математики — усиление ее практической направленности.
Одним из путей решения этого вопроса является выработка у учащихся практических умений и навыков. Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков геометрического характера (конструктивно-географических и измерительных), которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневной деятельности.

Одной из форм обучения математики, способствующей развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, необходимых для конструирования и практической деятельности, являются лабораторные, лабораторно-графические и практические работы. Однако, в современной школе таким работам в настоящее время не уделяется достаточного внимания. Эти работы, как правило, выполняются не систематически, от случая к случаю. Причиной этого является недооценка учителями математики данного вида деятельности.

Между тем, хочется отметить, что лабораторные, лабораторно-графические и практические работы имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными курсами.
Проведение лабораторных и практических работ с учащимися вносит разнообразие в уроки математики; повышает активность и самостоятельность учащихся на уроке; способствуют повышению качества знаний учащихся по математике; делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными.

При правильной организации работ воспитывается культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычка к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков.

Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы.
В методической литературе по математике нет строгой и четкой классификации лабораторных и практических работ.
Но многие авторы методических пособий и учителя считают, что к «лабораторным занятиям по математике следует отнести те самостоятельные работы учащихся, которые выполняются посредством наблюдений, сравнений, измерительных и вычислительных инструментов, составления таблиц, вычерчивания графиков, исследования математических формул, чертежей, фигур, с целью установления новых для учащихся математических фактов, являющихся основой для теоретических выводов и обобщений, и, впоследствии, получающее, по необходимости, строгое логическое доказательство».

Методическая разработка практических работ по математике во 2 классе

1. Тема урока: Угол. Прямой угол.

Цели урока:

  1. Научить детей видеть углы, строить их при помощи угольника и различать по видам.
  2. Развивать математическую речь, внимание, память, пространственное воображение.
  3. Формировать графические умения.

Практическая работа по закреплению изученного.

На партах у 1 варианта – салфетки, у 2 варианта – проволока. Сделайте из них прямой угол и проверьте с помощью угольника, затем сделайте острый и тупой.

2. Тема урока: «Ломаная линия. Нахождение длины ломаной».

Практическая работа:

  1. На какой из рисунков ломаная линия состоит из наибольшего числа звеньев?
  2. На какой из рисунков ломаная линия состоит из наименьшего числа звеньев?
  3. Где нарисованы незамкнутые кривые?
  4. Где нарисованы замкнутые кривые?
  5. Какая ломаная имеет три вершины?

Найдите длину ломанной на данном рисунке:

3. Тема урока: «Окружность. Круг»

Практическая работа.
1) Приступаем к практической работе.
2)

– Возьмите круг
- Сложите пополам
- Нашли линию сгиба
- Обведите её любым цветным карандашом
- Эта линия называется диаметром и обозначается буквой d (показываю карточку)
- Сами сформулируйте определение диаметра (отрезок, соединяющий две точки окружности, и проходит через центр).

4. Тема урока: «Ломаная линия»

Практическая работа.

Оборудование: проволока, спички, счетные палочки, пластилин, полоски бумаги, клей.

  • Продемонстрируйте свои модели. Из чего вы сделали ломаные линии? (Из отдельных палочек, частей, кусочков…)
  • Из каких элементов состоит ваша ломаная? ( Из отрезков) (звеньев)
  • Сколько отрезков в вашей ломаной?
  • А сколько может быть?
  • Значит, из чего состоит ломаная линия? (Ломаная линия состоит из отрезков.)

Вывод: Ломаная линия – это совокупность отрезков, при которой конец первого является началом второго, а конец второго – началом третьего и т.д.

Вопрос на догадку:
- Как бы вы ответили на вопрос: из скольких звеньев состоит ваша ломаная? (3,4,5)
- А как вы догадались? (Детские ответы)
- Вы умницы! Каждый отрезок, из которых состоит ломаная линия, называют «звеном ломаной линии».

Знакомство с новой единицей измерения - литром

5. Тема урока: Литр

Практическая работа

Перед детьми на столах находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 1 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.

Учитель: Что вы видите у себя на столах?
Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у вас?
(Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде.)
(Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах.)
(А лучше всего выяснить, где воды больше всего. А где меньше?)
( Я думаю, что мы не сможем сразу выполнить задание, потому что мы не знаем, сколько воды в каждом сосуде.)
(Я предлагаю взять ведро, слить всю воду вместе и измерить её количество.)
(Я не согласна с предложением Стаса. Если мы всю воду объединим, тогда мы не сможем сравнить количество воды в разных сосудах. )

Учитель: А как можно сравнивать количество воды в разных сосудах?
(Можно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой.)
(Я хочу возразить Ире. Ира, ты посмотри внимательно на стол. Вот баночка широкая, а ваза высокая, но узкая. А в кастрюле вообще не видно, сколько там воды налито. Я думаю, нужно взвесить воду, и сразу станет ясно, где масса воды больше.)
(Ну да, кастрюля сделана из металла, она сама по себе очень тяжёлая.)

Учитель: Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах. Чем мы всегда пользуемся для измерения? (нужна мерка)

Учащиеся выбирают разные мерки: стаканы, маленькие банки, кружку. Начинают переливать воду в 2-литровые банки, считая количество мерок.

Самостоятельная работа в группах.

Проверка:

  • 1 группа - 5 стаканов (0,2 литра)
  • 2 группа - 4 кружки (0,25 литра)
  • 3 группа - 2 банки ( пол-литровые)

Учитель: Интересно, у кого же больше воды? Почему?

Все приходят к выводу, что у ребят 1 группы налито больше воды, ведь в кастрюле налито 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2.

Учитель: А теперь маленький фокус. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд). Что вы заметили?
( Можно сказать, что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные.)

Учитель: Ваши мысли по этому поводу?
(Я понял, мы же взяли разные мерки, а нужно было всем выбрать мерки одинаковые.)

Учитель: Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?

Дети: Это литр.

Учитель показывает детям литровую банку и предлагает перелить воду в литровые банки. Дети убеждаются, что у всех групп было одинаковое количество жидкости. В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.

Российские ученые (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) теоретически обосновали и экспериментально доказали, что на развитие человека, его сознание можно влиять в процессе специально организованной деятельности. Использование системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников позволяет добиться метапредметных, предметных и личностных результатов образования.

Обучение математике, так же как и обучение любому другому предмету, должно решать образовательные, воспитательные и практические задачи.

Именно в начальных классах школы, где берут начало такие математические понятия, как число, арифметические действия, система счисления, геометрическая фигура и т.д., школьник должен утвердиться в том, что «…математика имеет своим объектом отношения действительного мира, стало быть – весьма реальный материал». Поэтому очень важно правильно реализовать связь обучения математики с жизнью.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильная организация практической и самостоятельной работы учащихся начальных классов является не важным элементов развития школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М., 1977.
  2. Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. - М., Воронеж, 1996.
  3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М., 1984.
  4. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
  5. Давыдов В.В., Савельева О.В., Микулина Г.Г., Гробов С.Ф. Математика. 1 класс: учебник-тетрадь для первоклассников. М.: МИРОС, 2010.
  6. Давыдов В.В., Савельева О.В., Микулина Г.Г., Гробов С.Ф. Математика. 2 класс трехлетней начальной школы: учебник-тетрадь.М.: МИРОС, 2010.
  7. Давыдов В.В., Савельева О.В., Микулина Г.Г., Гробов С.Ф. Обучение математике. 2 класс: Методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы, работающих по программе развивающего обучения. М.:МИРОС, 2010.
  8. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  9. Методика начального обучения математике /Под ред. А.А.Столяра и В.Л.Дрозда. Минск, 1988.
Шестопалова Татьяна Сергеевна01.11.2014 44950 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar