РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль краеведения в формировании ключевых образовательных компетенций

Роль краеведения в формировании ключевых образовательных компетенций
«Роль краеведения в формировании ключевых образовательных компетенций» 

Авторская концепция 
учителя истории и обществознания 
МОУ СОШ № 21 г. Воронежа 
Корневой Инны Анатольевны 

Николай Глазков когда-то написал:
Я на мир взираю из-под столика.
Век XX – век необычайный:
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальнее.

XXI век оказался для человечества ещё сложнее. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создаёт духовный вакуум, отсутствуют выверенные духовные ориентиры. Теряют актуальность традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения.

История, как никакая другая наука, призвана содействовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей независимостью суждений и взглядов, активной жизненной позицией.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций
Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории.
Обозначив актуальность данной проблемы, можно сформулировать тему работы как «Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций».

Авторская концепция имеет следующую нормативно-правовую базу:

  • Национальная доктрина образования в РФ.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Инструктивное письмо МО РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
  • Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Воронежской области, на 2007 – 2010 годы».

Можно поставить следующие цели:
  1. Создание наиболее благоприятных условий и возможностей для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданин, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. 
  2. Формирование ключевых компетенций в системе гражданского и патриотического воспитания школьников. 

Задачами представленной концепции являются:
  1. Формирование чувства гордости за свой народ и страну. 
  2. Воспитание морально-волевых качеств личности. 
  3. Формирование правовой и политической культуры, становление общественно-активной личности. 
  4. Воспитание чувства чести, достоинства, благородства, ответственности. 
  5. Социализация подростков. 
  6. Пропаганда здорового образа жизни. 
Основные концептуальные идеи концепции:
  1. Формирование у подрастающего поколения осознанного отношения к прошлому и будущему своей Родины. 
  2. Сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания. 
  3. Воспитание патриотизма, гражданственности, духовности и чувства сопричастности молодого поколения к истории России. 
  4. Воспитание толерантного сознания. 
  5. Развитие личности и формирование активной жизненной позиции молодого поколения в процессе воспитания. 
  6. Овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умением участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом. 
  7. Формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности, в области межличностных отношений, в отношениях между людьми различных национальностей. 
Что же в педагогике подразумевается под компетенцией?

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – совокупность качественных характеристик учащегося, позволяющих ему эффективно и продуктивно осваивать современные реалии на основе опыта (превращение знаний в умения).
Её следует отличать от Компетентности – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Проще говоря, компетентность – уже состоявшееся личностное качество.

Понятие «компетенция» составляют
  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. 
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. 
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. 
  • стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир. 
  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. 

Образовательные компетенции – это требования к образовательной подготовке, выраженные совокупностью смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

На основе главных целей общего образования выделяют семь основных (ключевых) образовательных компетенций:
  1. Ценностно-ориентированные (ценностно-смысловые). Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 
  2. Учебно-познавательные. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 
  3. Общекультурные. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. 
  4. Информационные. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 
  5. Коммуникативные. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 
  6. Социально-трудовые. Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 
  7. Личностного самосовершенствования. Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. 
Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Итогом работы любой общеобразовательной школы является выпускник, который сам определяется в жизни, выбирает дальнейшее профессиональное образование, получая профессиональную квалификацию. При условии сформированности ключевых компетенций, выпускнику обеспечена успешная социализация личности и профессионального самоопределения. 

Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования. Компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций. 
Чтобы определить, какими приёмами и методами можно способствовать формированию образовательных компетенций с использованием школьного исторического краеведения, рассмотрим каждую группу компетенций в отдельности. 

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; 
  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; 
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. 
Учебно-познавательные компетенции:
  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; 
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; 
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; 
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; 
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). 
Реализация учебно-познавательных компетенций:
  • участие в районном торжественном митинге, посвящённом Дню памяти жертв политических репрессий; 
  • проведение внутришкольных краеведческих конференций и «круглых столов»; 
  • проведение фестиваля исследовательских работ на темы «Моя родословная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки (моего дедушки)» и др.; 
  • исследовательские проекты «История посёлка Сомово», «Летопись нашей школы», «Русские национальные праздники»; 
  • участие в районных и областных краеведческих конференциях. 
Общекультурные компетенции:
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; 
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; 
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др. 
Реализация общекультурных компетенций:
  • изучение традиций, игр, песен русского народа 
  • экскурсии по историческим местам Воронежа и области 
  • экскурсии по школьному музею крестьянского быта 
  • проведение традиционных русских праздников 
  • (Масленица, Колядки, рождественские театрализованные представления, Святочные посиделки и др.) 
  • работа школьного краеведческого кружка «Живые истоки» 
Коммуникативные компетенции:
  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; 
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; 
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; 
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; 
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; 
  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. 
Реализация коммуникативные компетенций:
  • сбор материала для школьной краеведческой экспозиции («Музей крестьянского быта») 
  • подготовка и проведение костюмированных экскурсий по школьной краеведческой экспозиции 
  • работа исследовательских групп участников школьного краеведческого кружка «Живые истоки» 
Информационные компетенции:
  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; 
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; 
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; 
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; 
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет. 
Реализация информационных компетенций:
  • подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций по истории посёлка, города, области на уроках и внеклассных мероприятиях (проекты: «Воронеж в годы Великой Отечественной войны», «Коллективизация и воронежские крестьяне», «Процесс индустриализации в Воронеже», «Современность: Воронеж и воронежцы», «Школьная летопись», «Музей под открытым небом: архитектура посёлка Сомово», «Политические репрессии в СССР. Мемориал в посёлке Сомово») 
  • участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах 
Социально-трудовые компетенции:
  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; 
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; 
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 
Реализация социально-трудовых компетенций:
  • районные Олимпиады по основам избирательного законодательства 
  • районный конкурс социальной рекламы «Мы за жизнь!» 
  • ежегодный «Марш добра» (сбор игрушек и школьных принадлежностей для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации) 
Компетенции личностного самосовершенствования
История нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. 

Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.
Корнева Инна Анатольевна13.06.2011 95580 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar