РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование мультимедийных технологий в работе школьного учителя-логопеда

Использование мультимедийных технологий в работе школьного учителя-логопеда

Лихачева М. И.
МБОУ «СОШ № 15»

Основной целью работы учителя-логопеда является: обеспечение организационной и содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Для реализации поставленной цели наряду с множественными методами и приёмами используются новейшие технологии обучения. Мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, которые принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще применяемых в работе логопеда. Мультимедиа (множественные среды, англ. ) — взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Типы мультимедио- продуктов : слайд – шоу, мультимедиа-презентация и доклад. Аппаратные средства мультимедиа: лазерные диски, видеокарты, фрейм грабберы.

Традиционную обязанность консультировать педагогов по вопросам использования ИКТ, возлагаемую на учителей информатики, могут выполнять любые педагоги, освоившие те или иные технологии. Это я проверил на себе. Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.

Использование медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Я считаю, что молодым учителям проще разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, поэтому обучение таких учителей ложится на плечи, или учителя информатики или учителя, воспитателя, разбирающегося в мультимедийных технологиях.

С появлением возможности использовать мультимедиа на уроках, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы организации и проведения мультимедиа уроков. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и кабинета

Технология мультимедиа (лат. multi – «много», media – «среда») – способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов.

Технология мультимедиа предъявляет повышенные требования к качеству и возможностям устройств компьютера (звуковая плата, видеоплата, монитор, жёсткий диск, оперативная память и т.д.). Для создания и просмотра мультимедийных продуктов вам скорее всего потребуются такие периферийные устройства, как акустическая система или наушники, MIDI-клавиатура или синтезатор, дисководы CD иDVD, проектор.

Программная составляющая технологии мультимедиа представлена сегодня большим числом средств просмотра рисунков, звукозаписи, воспроизведения звука и видео. Многие программные продукты являются мультимедийными по своему предназначению: компьютерные энциклопедии, учебники, игры. Особая категория мультимедийных документов это - презентации.

Компьютерная презентация (англ. presentation – «представление») – это электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов), выполненных в технологии мультимедиа.

Компьютерные презентации имеют широкое распространение в современном информационном поле деятельности человека: это и сфера рекламы в бизнесе (проведение рекламных акций и выставок), и сфера административного управления (проведения совещаний и конференций), и сфера образования (учебные слайд-фильмы). Предшественниками компьютерных презентаций в прошлом можно назвать диафильмы и слайд-фильмы, но они, конечно, сильно проигрывали в привлекательности из-за невозможности использовать видео, звуковые и анимационные эффекты.

Презентации могут быть интерактивными (содержать элементы управления) и непрерывными с линейной (последовательной) структурой. (Примеры И.Г. Семакина)

Для создания и демонстрации презентаций наиболее распространёнными программными средствами сегодня являются: Macromedia Director, Adobe Captivate, Photodex ProShow, ProShow Producer,приложения в составе пакета MS Office - PowerPoint и пакета OpenOffice.org - Impress.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Авторские презентации реализуют принцип интерактивности обучающих программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности. Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер – ребенок» постепенно из лидирующей позиции может переходить в пассивную наблюдательскую.

Основные преимущества использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях заключаются в следующем:

  • повышение мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков ;
  • обеспечение психологического комфорта на занятиях;
  • развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  • развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  • совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
  • формирование личности ребёнка в целом;
  • повышение качества обучения и работоспособности детей.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

  1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
  2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
  3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
  4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.
  5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5
Лихачева М.И.21.11.2014 11900 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar