РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система заданий по Дане Толлингеровой как способ формирования универсальных учебных действий на уроках биологии

Кассихина Татьяна Александровна,
учитель биологии
МКОУ ООШ д. Городище Немского района Кировской области

Переход общего образования на новые стандарты поставил перед учителями новые задачи, а именно развитие учащихся в общекультурной, познавательной и личностной сфере. При этом результатом обучения должна стать сформированность у учащихся различных компетентностей и в первую очередь «умения учиться».

Реализация задачи трехстороннего развития невозможна без формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые должны формироваться средствами всех учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, разработанного коллективом авторов под руководством А.Г. Асмолова.

Результаты последних международных исследований TIMSS и PISA свидетельствуют о высоком уровне предметных знаний наших школьников и недостаточном уровне общеучебных.

Среди множества учебных умений особое значение имеют умение проводить анализ и синтез, осуществлять сравнение, обобщать изученное и классифицировать объекты. Все эти умения необходимы для формирования знаний не только по биологии, но и по другим предметам.

Проводимые мной в течение нескольких лет контрольно- методические срезы на сформированность учебно-логических умений по биологии, разработанные на основе методики, предложенной Т.В. Шишкиной, зам. директора по УВР и Е.А. Алисовой, учителем биологии МБОУ "СОШ № 20", г. Астрахань, показали, что наибольшее затруднение учащиеся испытывают в заданиях именно на эти умения и особенно на умение делать вывод. Поэтому формирование универсальных учебных действий - объективная необходимость.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает объединение усилий всех учителей-предметников в выработке у учащихся потребности учиться и формировании необходимых для этого умений.

Однако, исследования ученых показывают, что далеко не все педагоги знают, как развивать универсальные учебные умения, при этом не все считают необходимым заниматься их формированием.

Существуют различные пути управления человеком, которые влияют на овладение им различными умениями. Система заданий позволяет учителю предвидеть предполагаемый результат.  Разнообразие учебных заданий вызывает активные учебные действия, которыми учитель на уроке может планомерно управлять, чтобы учащиеся воспроизводили, сопоставляли, устанавливали взаимозависимости, делали обобщения и выводы. Поэтому первостепенной задачей для учителя является умение конструировать учебные задания в соответствии с педагогическими целями и учебным материалом.

Учитель должен самостоятельно определить, на какие именно УУД на данном уроке ему следует обратить внимание. Чтобы задания не были при этом интуитивными, зависящими от опыта и дидактической грамотности учителя, можно использовать таксономию Даны Толлингеровой, профессора педагогики и психологии из Чехословакии, для составления системы заданий.

Согласно таксономии по Д.Толлингеровой все учебные задачи подразделены на пять классификационных групп согласно когнитивным характеристикам.

Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой.

1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных:

1.1. на узнавание;

1.2. на воспроизведение отдельных фактов, чисел, понятий;

1.3. на воспроизведение дефиниций, норм, правил;

1.4. на воспроизведение больших текстов, блоков, стихов, таблиц.

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:

2.1. на выявление фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления);

2.2. на перечисление и описание фактов (исчисление, перечень);

2.3. на перечисление и описание процессов и способов действий;

2.4. на разбор и структуру (анализ и синтез);

2.5. на сопоставление и различение (сравнение и разделение);

2.6. на распределение, упорядочивание (категоризация и классификация);

2.7. на выявление, определение взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.);

2.8. на абстракцию, конкретизацию и обобщение;

2.9. на решение несложных примеров (манипуляции с неизвестными величинами и поиск по правилу, формуле).

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

3.1. на трансформацию, перенос (трансляция, трансформация);

3.2. на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснования);

3.3. на индукцию;

3.4. на дедукцию;        

3.5. на доказывание (аргументацию) и проверку (верификацию);

3.6. на оценку.

4. Задачи, требующие сообщение знаний и сочинение:

4.1. на сочинение/ разработку обзоров, конспектов, содержания, резюме;

4.2. на разработку отчетов, трактатов, докладов;

4.3. на самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты.

5. Задачи, требующие творческого мышления:

5.1. на практическое приложение;

5.2. на решение проблемных задач и ситуаций;

5.3. на постановку вопросов и формулировка задач или заданий;

5.4. на эвристический поиск/ обнаружение на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных;

5.5. на эвристический поиск на базе логического мышления (на рациональной основе).

В 2014-2016 годах группа учителей нашей школы участвовала в работе экспериментальной площадки «Воспитание личности обучающегося, воспитанника в урочной и внеурочной деятельности» под руководством Е.А.Белорыбкиной доцента, кандидата педагогических наук, заведующей Центром духовно-гражданского образования   ИРО Кировской области. В рамках работы в площадке таблицы Д.Толлингеровой были нами дополнены универсальными учебными действиями, которые формируются заданиями определенного типа и сейчас выглядят таким образом.

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных

Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой

Ключевые слова в формулировке вопроса / задания

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

1.1. Задачи по узнаванию

1.1. Что это…? Кто это…? Какая из …?

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в

том числе с помощью компьютерных средств;

1.2. Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

1.4. Ориентация на партнера по общению;

1.5. Умение слушать собеседника.

РВС  - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к 

выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

1.2. Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий

1.2. Как называется …? Когда было …?

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в

том числе с помощью компьютерных средств;

1.2. Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

1.4. Ориентация на партнера по общению;

1.5. Умение слушать собеседника.

Пользуясь этими таблицами можно разрабатывать систему заданий как для одного конкретного урока, так и для всей темы на формирование и совершенствование определенных видов универсальных учебных действий. Разрабатывая разные типы задач для учащихся, учитель не только создаёт условия для формирования и развития определенных способов действий, но и совершенствования процесса мышления. Система заданий, разработанная к одному уроку, позволяет варьировать типами заданий на формирование различных групп УУД в зависимости от класса. Система заданий к целой теме дает учителю возможность работать в процессе изучения темы над разными видами УУД. Например, система заданий к уроку «Экологические факторы» по биологии 5 класса.

Система заданий для формирования УУД по теме «Экологические факторы среды» Биология 5 класс/

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных

Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой

Ключевые слова в формулировке вопроса/задания

Формулировки заданий

1.1. Задачи по узнаванию

1.1. Что это…? Кто это…? Какая из …?

Что это - температура, освещенность, влажность?

Что это- любые влияния живых организмов друг на друга или на место, где они живут?

Какой из факторов относится к факторам неживой природы? (вырубка лесов, поедание травы лосем, понижение температуры воздуха, образование почвы)

1.2. Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий

1.2. Как называется …? Когда было …?

Как называется влияние хозяйственной деятельности человека на природу?

1.3. Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил

1.3. Дайте определение …;

как сформулирован закон …?;

Как выражается формула …?

Дайте  определение: экологического фактора

1.4. Задачи по воспроизведению больших блоков текстов, стихов, таблиц, и т.д.

1.4. Перескажите …; Воспроизведите…

Перескажите пункт «Факторы неживой природы»

 

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными

2.1. Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления, …)

3.1. Сколько…? Какой величины..? Какого размера…? (лаб.р.)

Сколько групп факторов, влияющих на организм можно выделить?

2.2. Задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень, т.д.)

2.2. Опишите состав…; Перечислите факторы..; Дайте характеристику…

Составьте перечень факторов, относящихся к группе факторов  живой природы/ неживой природы/ деятельности человека.

2.3. Задачи по перечислению и описанию процессов и способов деятельности

2.3. Почему так происходит..?; Скажите, как реализуется..?

Объясните, почему так происходит: когда в полях живет много хищных птиц, то сначала уменьшается численность мышевидных грызунов, а затем и самих хищных птиц?

2.4. Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)

2.4. Произведите разбор..; Проанализируйте…

Проанализируйте и скажите, почему рядом с человеком становится меньше уток, белок, красивых растений, но больше мышей, тараканов, сорняков?

2.5. Задачи по перечислению и различению (сравнение и разделение)

2.5. Чем отличается..?; Сопоставьте…; Определите совпадения

Сравните факторы живой и неживой природы: что у них сходного и чем отличаются

2.6. Задачи по распределению (категоризация и классификация)

2.6. Как можно разделить..?; Согласно чему разделили..?

Распределите факторы на три группы: растения, дождь, пожар, вырубка леса,  загрязнение воды, град, речная запруда.  Согласно чему вы распределили их на группы?

2.7. Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ, и т.п.)

2.7. Что случится, если..?; Почему.?; Каким способом..?; Что является причиной..?; Какое влияние на … оказало..?

Что случится, если исчезнет вода на Земле?

Что произойдет, если погибнут все растения?

Какое влияние оказывает деятельность человека на живые организмы?

2.8. Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению

2.8. Обобщите…; Что объединяет…?; Что лишнее…?

Обобщите и скажите:

Много воды, мало кислорода, наличие течения, увеличение давления с глубиной, уменьшение освещения с глубиной – это все ….

Много света, много кислорода, наличие ветра, нерегулярные осадки – все это…

Отсутствие света, отсутствие кислорода, много готовой пищи, постоянная температура – это все …

Мало света, мало кислорода, твердые частички , много минеральных веществ – это все…

Что среди выражений лишнее и почему: вода, свет, воздух, почва, кротовина.

Среди представителей среды обитания найдите лишнее и объясните, почему он лишний.

2.9. Решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.)

2.9. Определите …, если известно…; Решите уравнение…;

Определите сколько воды необходимо для роста подсолнечника в течение 3 месяцев, если известно, что за сутки одно растение испаряет 800 грамм, а на испарение тратится 99,8% поступающей в растение воды? Каждый месяц равен 30 дней.

 

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными

3.1. Задачи по переносу (трансляция, трансформация).- обязательная операция для изучения «предметного» языка

3.1.Переведите…; Прочитайте диаграмму…; Обозначьте на схеме…

Обозначьте на схеме «Экологические факторы» недостающие звенья:

     Экологические факторы

Факторы    Факторы   Факторы

Неживой

Природы   ……….     ……….                             ………..                      Вырубка                                      

…. ….         ……….   лесов

………    ………..  Загрязнение

………..   ………      водоемов                                                               

                                    Посадка     

                                   лесополос

3.2. Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование)

3.2. Как вы понимаете…? Раскройте значение..; По схеме опишите…; Объясните смысл…

По схеме «Экологические факторы» опишите действие факторов неживой природы на дельфина.

 

3.3. Задачи по индукции

3.3.Продолжи…; Дополни…;

Продолжи логическую цепочку:

3.4. Задачи по дедукции

3.4. Что относится к этому понятию…?

Что из перечисленного относится к факторам живой природы: перемещение песков в пустыне, высадка растений, поедание тли божьими коровками, выпадение дождя, наступление ночи, рыхление почвы дождевыми червями, очистка сточных вод.

3.5. Задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верификацией)

3.5. Подтвердите…; Почему вы думаете..? Проверьте…

Подтвердите фактами на примере дерева липа, что на любой организм одновременно действуют все группы экологических факторов.

3.6. Задачи по оценке

3.6. Правильно ли…? Что вы думаете…? Соответствует ли…?

Правильно ли гласит поговорка: «Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.» объясните свое мнение.

 

4. Задачи, требующие сообщения данных

4.1. задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.

4.1. Составьте план-конспект…; Кратко выпишите …

Составьте план ответа по теме «Экологические факторы»

4.2. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.

4.2. Составьте доклад…; Разработайте отчет…;

Подготовьте

рассказ…

Подготовьте рассказ об одном из экологических факторов.

4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.

4.3. Начертите…; Постройте сечение …; Напиши сочинение …

Напишите сочинение «Как человек влияет на природу».

 

5. Задачи, требующие творческого мышления

5.1. задачи по практическому приложению

5.1. Где мы на практике  встречаемся ..? Исследуйте функцию…

Где мы на практике в жизни встречаемся с факторами неживой природы? Живой природы? Деятельностью человека?

5.2. решение проблемных задач и ситуаций

5.2. Как можно поступить в данной ситуации..? (варианты)

Как можно поступить в такой ситуации: «Однажды ребята пошли в лес. По узкой тропинке, которая вела вглубь леса, мальчики дошли до предполагаемого места отдыха. Решили зажечь костер. Принесли дров. Подожгли бумагу и создали большое пламя. Когда костер разгорелся, то мальчишки решили пойти на речку. Речка оказалась не так близко, как хотели этого мальчики. Про костер, естественно, все забыли. Пламя становилось все больше и больше. Стали загораться деревья, которые росли рядом с костром. Загорелась трава. Пламя побежало все дальше и дальше. Лесные звери стали разбегаться. Вскоре, мальчики увидели дым…..»

5.3. постановка вопросов и формулировка задач или заданий

5.3. Составьте вопросы (задание) по тексту…

Составьте вопросы и задания к тексту: «В долине между невысокими горами протекала небольшая речка. По её берегам росли красивые камыши, ствол и листва которых были тёмно-зелёного цвета. Камыши наклонялись к прозрачной воде и любовались своим в ней отражением. В некоторых местах по берегам реки проступал песок, на поверхности которого частенько встречались ракушки и водоросли.

Речку любили все: к ней прилетали птицы, чтобы утолить жажду, приходили из дальнего леса животные, чтобы искупаться. Вода в реке была прозрачной-прозрачной, такой, что часто проходящий мимо реки путник мог увидеть в воде красивых рыбок. Любили речку и бабочки: они частенько летали над поверхностью воды, а потом улетали на полянку, на которой росли прекрасные цветы.

Однажды в долине, в которой протекала речка, поселились люди.»

5.4. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)

5.4. Внимательно рассмотрите, что происходит, когда..;

На основе собственных наблюдений…

Прочитайте сказку о приключении одуванчика: «Как-то раз на поляне вырос одуванчик и подул ветер. Все семена разлетелись, лишь одно приземлилось на одежду человека. Человек куда-то пошёл, семя испугалось что так далеко улетело  от дома, и оно думало, что погибнет. Человек сел в какую-то громадину, и эта громадина  поехала. Семя не знало, где оно находится, и вдруг  эта громадина  остановилась,  человек вышел из громадины,  и вошёл в большое здание. Семя испугалось, а  человек  вошёл в дверь и уронил семечко  в горшок с землёй, стоявший у входа. Когда человек покидал здание, он  заметил семечко на поверхности земли. Прикопал его глубже в землю, ежедневно начал за ним ухаживать: поливать, рыхлить землю, подкармливать минеральными удобрениями.

Где-то через две недели  семечко проросло, а через полтора месяца  выросло и превратилась в большой и красивый цветок. После отцветания растение превратилось в новый одуванчик.

Много было таких путешествий, но я рассказал вам именно это путешествие.»

На основе сказки и собственных наблюдений скажите, какие условия необходимы для прорастания семян и роста растений? К каким группам экологических факторов они относятся?

5.5. задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе)

5.5. На основе собственных размышлений определите…

В сказках часто рассказывается о живой и мертвой воде, как вы считаете в нашей жизни они встречаются. Свое мнение поясните и подтвердите фактами, примерами.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт // www.standart.edu.ru
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Таксономия задач [электронный ресурс]/ URL: http://www.intel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf   07.06.15)
  4. Смирнова В. А. Использование таксономии целей и задач для разработки кодификатора познавательных универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 572-576.
  5. Толлингерова, Д. Психология проектирования умственного развития детей [текст] / Д. Толлингерова, Д. Голоушова, Г. Канторкова. — Москва — Прага: Роспедагенство, 1994. — 48 с.
Кассихина Татьяна Александровна06.10.2016 2070 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar