РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Я-гражданин

Берент Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №17»
г.Лысьва, Пермский край

Конспект классного часа: «Я - гражданин?!»
6 класс
Тема: «Я - гражданин?!»
Цель: выяснить, знают ли ребята, кто такой гражданин; расширить и углубить знания по этому вопросу; сформировать начальные представления о поведении гражданина в обществе; побудить учащихся осмыслить свой статус как гражданина Российской Федерации.
Ход классного часа.
Класс разбивается на 3-4 группы
1.Слово классного руководителя:
-Ребята, знаете ли вы, кто такой гражданин? (на столах карточки: красные, жёлтые, синие). Поднимите красную карточку те, кто знает, кто такой гражданин; жёлтую – не уверен, что знает, но хотел бы узнать; синюю – ничего не знает).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Что должны узнать? (ответы ребят).
Сегодня мы поговорим о том, кто такой «гражданин»; как стать настоящим гражданином, какие же есть у гражданина права и обязанности; и где они записаны.
2.Кто такой гражданин? (ребята предлагают варианты ответов).
Всё, что вы сказали, это правильно. Но для того, чтобы быть гражданами России, мы не только должны жить в России; мы должны учиться и трудиться, любить Родину, свой дом, свою семью. А ещё это слово обозначает высокое звание, которое получают самые достойные люди.
Классный руководитель просит ребят записать ответы в виде схемы (работают в группах, рисуют на ватмане).
гражданин

1.житель страны 2.любит и служит Родине 3. почётное звание

3. А кто знает, каково происхождение этого слова?
Жители каких стран в древности назывались гражданами? (высказывания детей).
Понятие «гражданин» возникло в тесной связи с понятием « город» и «горожане». Первыми гражданами были жители независимых городов Древней Греции и Древнего Рима. Римляне считали себя особым народом. Они верили, что сами боги выбрали их для того, чтобы править другими народами. Поэтому каждый римский гражданин должен был обладать добродетелями - доблестью, мужеством; должен быть справедливым, честным, выносливым, неприхотливым в своих потребностях: уважать заветы отцов, быть верным сыном Отечества. За заслуги перед Отечеством гражданину полагался почёт, выборы на должности, даже пожизненные статуи. Таким образом, не всех людей Древнего Рима называли гражданами.
- Каких людей в Древнем Риме можно было назвать гражданами? (ответы детей).
Вы согласны с тем, что гражданин и сейчас должен быть честным, справедливым, мужественным, небезразличным к судьбе своей Родины.
( используется презентация)
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын». (Н.Некрасов).
4.Работа в группах.
Подготовьте рассказ о достойном гражданине нашей страны, который вызывавает у вас особое уважение.(можно просто назвать).
5.У каждого гражданина России есть свои права и обязанности.
- Что такое права?
Это возможности, которые предоставляются каждому гражданину.
Самое главное право вы уже приобрели – это право на жизнь.
- А где записаны права, которые предоставляются каждому гражданину?
У меня в руках «Конституция РФ»
-Что означает слово «конституция»?
В переводе с латинского «устройство». Это основной закон, в котором изложены устройства государства, самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Правила эти долгое время остаются неизменными, и каждый гражданин обязан их знать.
Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
6. Работа в группах с книгой «Конституция РФ».
На первой странице Конституции- гимн нашей страны.(по желанию можно прослушать гимн). Гимн всегда слушается стоя.
Посмотрите некоторые статьи Конституции, самые понятные для вас и запишите.
( ребята в группах обсуждают, записывают несколько статей).
Классный руководитель использует приготовленную презентацию.
Вот некоторые статьи:
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
Каждый человек имеет право владеть имуществом.
Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.
(ребята приводят наиболее понравившиеся им статьи; обсуждаем).
7. Мы пользуемся этими правами?
Но у нас не только есть права, которые нам дает государство, но и обязанности перед этим государством.
- Какие у нас есть обязанности?
- Что мы должны делать, чтобы быть хорошим гражданином государства?
(обсуждаем, приводим примеры).
8. Ребята, а какой основной документ гражданина?
(можно показать паспорт, рассмотреть его).
«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан» ( Н. Некрасов).
Можете ли вы теперь сказать, что знаете, кто такой гражданин. (используем карточки).
9. Понравилась ли вам тема? Интересна? (используем карточки).
Каждый из вас ответит на мой вопрос: «Я – гражданин?»
Дети отвечают: «Я – гражданин!»

Список литературы:
1. Ваши права «Вита-Пресс», 1995
2.Воспитательная работа, издательство «Экстремум», Волгоград, 2007
3.Конституция Российской Федерации, М., 1996
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены