РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание условий для повышения качества знаний через организацию безопасной среды на уроках русского языка и литературы

Создание условий для повышения качества знаний через организацию безопасной среды на уроках русского языка и литературы

Успешной учебе способствует добрая, располагающая к творчеству обстановка, безопасная среда, которая создается:

  • внешними условиями (хорошо проветренная и освещенная аудитория, соблюдения гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, озеленение классной комнаты);
  • искусством и культурой общения учителя с учениками (межличностные контакты, взаимоотношения между ними).
Если во время занятий создана атмосфера взаимного доверия и уважения, учитель доброжелательно выявляет знания обучающихся, то и результаты будут объективнее.

Тон, мимика, жесты, выражение лица учителя способствуют мобилизации ученика на выявление своих знаний, помогают ему привести их в систему, проверяют его готовность к полному их изложению или затормаживают его память, внимание и гасят стремление отвечать. Повышение качества учебно-воспитательного процесса вообще нужно начинать с решения проблемы общения: "Учитель - ученик".

Учителю необходимо иметь представление о биоритмологических особенностях функционирования организма ребят.
На уроке у обучающихся появляется потребность в двигательной активности, поэтому следует проводить физкультминутки, физкультпауза, смену видов деятельности.

Предлагаем упражнения, которые можно проводить в начале, в середине и в конце урока.

В начале урока:

  1. Растирания ушных раковин и пальцев рук активизируют все системы организма.
  2. Перекрестные движения активизируют работу обоих полушарий головного мозга. С правой рукой движется левая нога, потом наоборот наоборот.
  3. Качание головой улучшают мысли, деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
  4. Ленивые восьмерки активируют структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза, сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
  5. Симметричные рисунки улучшают зрительно-моторную координацию. Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки. 
Во время урока:
  1. Лобно-затылочная коррекция улучшает мозговое кровообращение. Сидеть с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая на затылок. 1 минута.
  2. Медвежьи покачивания расслабляет позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
  3. Поза дерева снимает статическое напряжение позвоночника. Руки плавно поднять вверх, подтянуться всем телом.Удерживать позу 15-20 сек. можно выполнять стоя и сидя.
  4. Гимнастика для глаз снимает напряжение с глаз.Тренаж со зрительными метками.
В конце урока:
  1. Медуза - сидя на стуле,совершать плавные движения руками,подражая медузе,плавающей в воде.

Во время физминуток целесообразно проводить не только упражнения физического плана,но и упражнения для развития памяти,логического мышления,сообразительности:

Скороговорки (нужное и полезное упражнение,которое исправляет плохую дикцию):

  1. Шапкой Миши шишки сшибли.
  2. Ткачи ткали ткани на платье Тани.
Игра - наоборотки. Определите,какая известная песня переведена в наоборотки:
  1. Улетело счастье - закрывай окна. (Пришла беда - открывай ворота.)
  2. Кредит дармовщиной бел. (Долг платежом красен.)
Одно из самых сложных педагогических проблем сегодня является детская агрессивность, стрессовое состояние.

Ребят необходимо учить противостоять стрессу и в острой стрессовой ситуации не принимать никаких решений:
  1. Прежде всего сосчитать до 10,при этом дышать медленно и глубоко,задерживая дыхание на воздухе.
  2. Выпить стакан холодной воды:медленно,мелкими глотками,не отвлекаясь.Смочить виски,лоб и артерии на руках.
  3. Оглянуться вокруг и постараться описать подробно каждый предмет,который видите.
Для психологической разгрузки обучающихся используем картину Игоря Эдуардовича Бендицкого "Подводный мир".Картина помогает ребятам на любую ситуацию посмотреть с иной стороны - погрузиться в другой мир,представить себя одним из представителей подводного царства.Войдя в этот мир,где не чувствуются резкие рывки,а царят плавность и постепенность,ребёнок получает мощную психологическую разгрузку.

Снижение нервно - психологической напряжённости,тревожности достигается посредством улучшения эмоционального фона урока,рациональной структуры урока,исключения домашних заданий на выходной,вооружения учеников знаниями о влиянии движений на здоровье,умений самодиагностики по пульсу.Реализация этих положений на практике приводит к неплохим результатам обучения по предметам.

Система работы по организации безопасной среды на уроке помогает целенаправленно и обоснованно строить учебную деятельность и заботиться о повышении качества знаний учеников.

Бочарова Елена Фёдоровна21.12.2012 32480 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar