РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ответ учителям на "Учить - значит воспитывать".

Ответ учителям на "Учить - значит воспитывать".

Учить нельзя воспитывать.

Прежде всего, как человек не имеющий непосредственного отношения к современной образовательной системе, хочу сказать, что судить о её компетентной стороне не могу и не буду. Но как продукт этой системы, могу оценить её методы, подходы и их результаты на личном опыте.

Тема этого эссе должна была звучать как «Учить нельзя воспитывать», но для меня лично, вопрос «где поставить запятую?» и не вопрос вовсе, обучение и воспитание личности, вопросы из разных плоскостей. Не берусь говорить про детские сады, но будь то школа или вуз – это, в первую очередь, учебные заведения. Человек, не важно какого возраста, школьник или студент, это прежде всего личность, а личности свойственны индивидуальные черты характера, способности, а главное, личное мнение, которое в контексте современных педагогических методик подвергается жесткой стереотипизацие.

Другими словами, весь многовековой опыт человека, представляется как априори верный, и в рамках учебной программы, любое проявление личного мнения является заблуждением, нуждающемся в корректировке по средствам негативных оценок, к чему неизбежно и прибегает педагог. Это воспитание, и в первую очередь воспитание в человеке сомнения в себе, в своих мыслях, навязывание необходимости равнения на других, «эталонных людей». На мой скромный взгляд, данный подход, оставляет свой отрицательный отпечаток на человеке до конца его жизни, а вызван он изначально не верно поставленной целью – выпустить человека – знающего, и умеющего использовать свои знания, в рамках поставленных целей. Мне кажется, было бы куда эффективнее научить человека прежде всего мыслить. Мыслящий человек способен не только использовать свои знания, но и самостоятельно усваивать новые. Об этом я и хочу порассуждать далее.

Я не буду спорить о том, что многие педагоги стараются использовать не стандартные методики обучения, развивающие и поощряющие самообразование и инициативу. Это так, но это лишь капля в море. Все обучение на данный момент построено на необходимости внушить человеку мысль, что 2х2=4. Говоря об этом подходе, хочется вспомнить пословицу «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Окончив школу, я понял, что рыбу ловить я так и не научился. Одной из причин этого, я считаю обязательную школьную программу. Например, я, как человек не имеющий слуха и не склонный к музицированию, никогда не понимал, что же мне могут дать уроки музыки.

Я никогда не имел предрасположенности к математике, и мой аттестат тому красноречивое подтверждение, а требования преподавателей к уровню моего понимания данной науки так и вовсе отбивали у меня всяческое желание учится. Я не в коем случае не оспариваю необходимость знания точных или каких бы то ни было наук из числа общеобязательных, и даже не думаю учить более компетентных лиц как выполнять их работу. Увольте… Я просто считаю, что в таком тонком деле, как формирование сознания, требуется более индивидуальный подход. Думаю, мне бы сейчас больше пригодились навыки в области русского языка и литературы, которым, к сожалению, уделялось не так много времени, как того хотелось бы мне. В моей повседневной жизни, потребность в знаниях по биологии возникает гораздо чаще, чем необходимость надеть противогаз за 15 секунд. Я бы с превеликим удовольствием пожертвовал часами, потраченными на труды, обж или уроки черчения в пользу любого из вышеперечисленных предметов, но такой возможности мне увы не предоставили.

Сомнения и незнание у думающего человека вызывают здоровый интерес к теме, а осознание необходимости этого знания – тягу к самообразованию. Воспитание в ребенке личности – обязанность родителей в первую очередь, обязанность не только моральная, но и возложенная на них конституцией РФ, а задача учителя, в моем понимание, главным образом, возбудить в нем интерес к предмету. Вот тут у педагогов полная свобода действия в поиске собственного подходи и методик для того, чтобы привлечь ребенка к процессу обучения, а не просто передать знания, полученные от своего учителя, которые он в свою очередь получил от своего, и.т.д… Задать вопрос и позволить прийти к ответу самому, не прибегая к заучиванию неинтересной ему информации в абсолютно ненужной ему области…

Не могу утверждать, что если бы мне позволили выбрать предметы для изучения в средней школе, или же не навязывали литературу, а научили читать и показали библиотеку, я бы вырос великим писателем или философом, но однозначно могу утверждать, что процесс обучения проходил бы для меня менее «болезненно». Баланс обязательных знаний и способностей ученика на каждом этапе, это ключ к успешному обучению, а поиск этого баланса – должен быть первоочередной задачей при разработке программы для школ.

И подводя итог, хотелось бы вернуться к изначально обозначенной теме. В школе я не раз бывал в кабинете у директора, мне не единожды грозили исключением, школьный психолог после бесед со мной разводил руками, а отметки за поведение в моем дневнике отзывались нервной дрожью у родителей. И в этом не было вины педагогического состава школы, просто я такой. Как и все дети, я любил пошалить, активность и энтузиазм так и лились через край, и я смиренно выслушивал нотации от родителей за каждую из моих шалостей, а потом снова носился по школе снося все на своем пути. Просить ребенка не быть «шкодой», все равно что просить водопад не шуметь… Не смотря на это, я вырос, я люблю читать, способен проникнуться уважением к окружающему меня миру, стараюсь не выражаться, и люблю своих родителей. И в первую очередь это их заслуга. Я не хочу сказать, что в этом нет заслуги школы, есть, но она скорее косвенная, мы перенимаем привычки тех, кто нас окружает, и очень быстро. Поэтому, если хотите воспитать нас, начните с себя.

Марков Анатолий, 22 года

Марков Анатолий12.06.2014 12389 Коллеги о коллегах
Всего комментариев: 9
avatar
0
1

Развивающее обучение - основа современной школы. Потому нас и перевели на новые образовательные стандарты. Если старая гвардия учителей и пользуется еще методами заучивания, закрепления знаний и их проверки всевозможными способами, то учительская молодежь более подвержена новым веяниям и придерживается методов самостоятельного поиска. То есть фактически - пускает образование на самотек. Поискал тему в интернете или в учебнике - решил задание или, что вероятнее, списал - и через неделю забыл, о чем вообще была речь. И тогда без помощи репетиторов ученик уже не выкарабкается до уровня сдачи ЕГЭ.
Я - за старую, проверенную советскую школу. Где математика, русский язык, физика, химия были в почете. Страна растила грамотных инженеров, а не полчища малограмотных менеджеров. Знания, полученные в школе, оставались надолго или на всю жизнь. Человек с таким багажом имел в глазах искру ума, а не хамства.
А про то, что начинать воспитание надо с себя - это верно. Только где же их наберешься, идеальных учителей-то...
avatar
0
3

Инженер без фантазии - сантехник. Фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность. И я хочу вас заверить, что талантливых и грамотных инженеров страна растит до сих пор, проблема в том, что стране они не нужны... утечка мозгов и все такое... cry
avatar
0
2

"просто я такой". Полностью согласна с автором. Сама ивсе сказанное пережила на собственной шкуре. Сочинения мои были лучшими в школе, а по физике и химии задачи никак не решались. Зато по геометрии сочиняла их сама. Просто я такая, и осталась такой , мне скоро 60 стукнет. Дети и внуки мои тоже "такие". И я с полной уверенностью скажу, что "таких" много. Одних можно подвести под общую сребенку, а других - нельзя. И слава Богу!
avatar
0
4

Молодой человек, я так поняла из вашей статьи, что вы, получив базовые знания в период, как я понимаю 90-2000-х годов, остались недовольны своими полученными ЗУНами??! И сразу возник вопрос: а кто вам мешает развиваться самостоятельно и дальше, и именно по тому направлению, которое вас интересует на данный момент? Вы же получили только БАЗОВЫЕ знания! В любом возрасте рекомендовано развиваться, чтобы мозг сохранял свою гибкость, мог мыслить. А чтобы мыслить, как вы выразились, в любом случае, для начала требуется получить базовые знания, а уже потом, если есть потребность и более масштабно расширять свои познания именно в том направлении, которое вас интересует. И неважно, сколько вам лет - 7 или 17...
По поводу вами затронутых таких ненужных, с вашей точки зрения, предметов очень хочу выразить своё мнение в противовес вашему. Меня просто убивает, что новое поколение растёт неприспособленное к труду, не может ориентироваться на местности по карте/по легенде (например, в туризме), и вдобавок ко всему не сможет оказать первую медицинскую помощь при любой форс-мажорной ситуации. А я, пройдя НВП (ОБЖ), очень благодарна этим урокам: в своё время пришлось применить свои (базовые знания) экстренно при отравлении и тепловом ударе. Все эти знания я пусть даже заучивала, но они в жизни мне пригодились, и ещё думаю, пригодятся. Мне просто интересно вы, не заглядывая в поисковик, сможете точно написать, какие действия нужно предпринять, если возле вас упал человек, получивший тепловой удар, или у человека сильное кровотечение (повреждение кровеносного сосуда) - где нужно зафиксировать жгут, что нужно написать в данном случае (ну, или запомнить, чтобы передать эту информацию медикам), и т.д. В противном случае, человек-то, не получивший первую медицинскую помощь, которую должны бы изучать на уроках ОБЖ, может погибнуть. А если возле вас окажется такой "незнаток"? Или вам это всё равно?
И поэтому, я тоже полагаю, что базовую часть по всем предметам нужно проходить ОБЯЗАТЕЛЬНО, а всё что интересует индивидуально - это уже дело каждого. И потом, образовательная программа не может подстраиваться под каждого ученика smile Вас могут заинтересовать одни предметы, а других другие. Целиком и полностью согласна с Ириной Евгеньевной по поводу "старой проверенной советской школы", жаль, что мы от этого отошли.
avatar
0
5

Полную\неполную разборку АК-47 я помню до сих пор, и как и где наложить жгут знаю, не переживайте. Не дай Джа с Вами чего случится, оказать помощь - не составит труда, уж поверьте.
wink
"Вас могут заинтересовать одни предметы, а других другие." О чем и речь. Я гуманитарий до мозга костей, и не по силам мне высшая математика, физика или химия... а отметки за эти предметы в моем аттестате о среднем образование навсегда закрыли мне дорогу в некоторые ВУЗы. Один только вопрос, Вы лично считаете что на западе уровень образования ниже чем у нас?..
avatar
0
6

Простите, Ишина, что я так к Вам обращаюсь, но не могу сдержать своих чувств по этому поводу... Но! Задорнов сатирик. А сатире, особенно современной, свойственно утрировать на темы, на которые объективно смотреть не приятно. (Мне будет очень интересно выслушать ваши доводы, если Вы не согласитесь по этому пункту, особенно учитывая подпись в личном кабинете... ЛС. smile Не спорю, страна, до моего рождения, выпускала гениальнейших людей, но как я уже заметил раньше, они не нужны стране в первую очередь. Я не питаю любви к западу и уж тем более не являюсь лоббистом современных западных реформ в сфере образования... (холодную войну ни кто не прекращал, и все такое...) Но говоря о западе, не стоит цитировать Задорного... Есть "Оксфорд", "Кембридж", "Гарвард", "Принстоун" и еще огромное кол-во уч.заведений, выпускники которых сейчас "НАД". Я лично имел опыт общения с тамошним контингентом, не охотно признаю, но и я, и любой другой выпускник ВУЗа в РФ рядом не лежали, как бы не больно было это осознавать. Понятие "Запад" не ограниченно "Новым Светом". Задорнову привет. dry
avatar
0
8

Как готовят абитуриентов для Оксфорда и Гарварда - известно. Там учатся детки толстосумов со всего света. И из нашей "Раши" в том числе. Преподами там тоже профессора-эмигранты, лучшие мозги не зря заманивали калачом. А вот каково среднее образование в той же хваленой Америке - недавно обсуждали на Учпортале, у меня к сожалению нет времени листать форум. Там была ссылка на статью нашего коллеги, которого занесло поработать в ИХ школу.
avatar
0
7

Прощаю! Не имею ни малейшего желания спорить с людьми скрывающимися под маской "инкогнито". Даже если вы напишете свои истинные сведения о себе (ФИО, род занятий, место проживания - заметьте, в Личном кабинете у меня не только подпись есть, но и все мои ориентиры, в отличие от ваших - противоречивых) для меня это уже неважно. Тем более мне не так крупно повезло в этой жизни - гарвардисты, кембриджисты и оксфордисты миновали мою скромную персону стороной и поэтому сравнению не подлежат smile Но потому, что привалило к нам именно с запада можно судить какой уровень образования там царит.
Приведу простенький пример: вы заказали костюм у двух разных мастеров - один вам сшил с иголочки, как говорят, а другой как у А. Райкина "Кто сшил костюм?". Какой костюмчик вам больше приглянется - будет, так сказать, к душе и к телу? А? А вот из-за каких-то там службистов, которые решили выпендриться - очередную медалку (без мягкого знака) на грудь повесить - направляет отличного мастера на повышение квалификации к тому, который "Кто вместо рукавов штаны пришпандорил?". Вывод, как вы понимаете - плачевный, что и наблюдается в данном реформировании. Вот у кого теперь придётся костюмчик-то заказывать? Кстати, в данной профессии – швейного мастера - использованы знания из следующих областей: математики, химии, физики, биологии, истории, черчения, рисования - в целом, в школе, это называется урок технологии или обслуживающего труда.
Я вас ужасно разочарую (хотя я вас и не очаровывала, но всё-таки) в ближайшее время в моём напряжённом графике не запланирована встреча с уважаемым мной Михаилом Николаевичем Задорновым, а значиЦЦа не смогу передать ему ваше почтение - ПРИВЕТа, но надеюсь, что он не будет сильно огорчён столь незаметным в его жизни событии.
Прошу великодушно простить мою скромную персону, и разрешите откланяться. В общем-то, и так она (персона) уделила слишком много внимания человеку прикрывшегося забралом smile почти троллю.
avatar
0
9

Наташа, ты не помнишь случайно тему, в которой была ссылка на статью учителя, работавшего в американской школе? Молодому человеку советовала бы почитать. Или молодой? В личном кабинете указана женщина, а пишет от мужского лица. Напрягает, честно говоря, эта партизанщина
avatar