РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Школьникам об экологии: читаем и обсуждаем вместе.

Школьникам об экологии: читаем и обсуждаем вместе.

Никто из современников не будет оспаривать важность экологического воспитания в школе. Это понимают учителя, и родители, и сами учащиеся. Отличие лишь в том, что каждый видит свои приоритеты в данном направлении. Множество учебных дисциплин самым тесным образом связано с ним: биология, анатомия, химия, физика, сравнительно новый предмет – «Самопознание». К сожалению, существует мнение, что учитель прекрасно должен знать, прежде всего, свой предмет, что предметы политехнического цикла – это разговор в первую очередь материальном, а потом о духовном.
Состояние внутреннего мира человека, его отношение к жизни, к окружающему миру и существующим проблемам определяют состояние экологической среды, в которой он живёт. Таким образом, на первый план работы педагога выдвигается такое понятие, как «экология нравственности». Чем шире круг жизненных интересов самого учителя (музыка, живопись, танцы, спорт, современные технологии, литература…), тем интереснее он как личность, тем шире жизненный кругозор его воспитанников. Интеграция предметов различных циклов открывает путь не только к разуму, но и чувствам ребёнка, приучает его черпать информацию из различных источников.

Готовя учащихся к предстоящему разговору, даю им опережающее задание: найти в ИНТЕРНЕТЕ примеры (слайды) экологических катастроф и бедствий, а из личных фотоархивов составить презентацию «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Совместно с учителем литературы обсуждаем круг чтения. Наш выбор остановился на книге Чингиза Айтматова и Мухтара Шаханова «Исповедь на исходе века, или Плач охотника над пропасть». Она построена в виде диалога между писателями и затрагивает важнейшие проблемы современности. Одна из глав называется « Стоны заблудившихся лебедей, или Тайны медуз». Начинается она словами легенды:
Однажды Всевышний сказал человеку: «Отдаю тебе во власть всё живое на земле. Вот тебе бескрайние равнины, высокие горы, глубокие моря, прозрачные озёра, дремучие леса. Будь властителем и всей животной твари. После меня ты второй, кто будет в ответе за всё. Станет ли прекрасной земная жизнь или пойдёт прахом – зависит от тебя. За всё ответ будешь держать передо мной ты». Так человек удостоился великой чести и безграничной власти.

Думая о том, сколько живого ещё существует на земле и сколько загублено рукой человека, становится не по себе от возникающих невесёлых мыслей…(Ч.Айтматов)
Размышляя об этом, автор приводит в пример легенду об охотнике Кожажаше, который превысил в охоте меру дозволенного и безжалостно уничтожал всё живое вокруг себя. Не пощадил он нутрий, веселящихся на своей свадьбе, ни матерей с детёнышами, ни продолжателя рода теков – Серого Козла. Слёзы и мольба животных не трогали его сердце. Погоня за Серой Козой привела его на край пропасти. Обратного пути не было. «Вот и пришла расплата за бесчисленных истреблённых тобой зверьков». Горестный вопль пронесся над пропастью. «Но что пользы от самого горького раскаяния, если оно пришло слишком поздно…» Состарилась в одиночестве невеста Кожажаша, а его имя стало нарицательным. Кожажашами сегодня называют людей, безжалостно относящихся к природе.

На уроке литературы учащиеся читали и обсуждали легенду, зачитывали из книги ключевые фразы, анализировали прочитанное. Продолжен разговор на уроке биологии. Авторы, ссылаясь на документальные источники, приводят немало примеров экологических бедствий. Выброс китов на сушу, по их мнению, протест против человека, загрязняющего мир его обитания. В районе Бермудских островов под влиянием радиации медузы превратились в мутантов, достигающих 60 метров. Они, пренебрегая рыбой, стали нападать на людей, яхты, корабли, а их яд стал смертельным. Стая лебедей, летящих из Казахстана и Кыргызии в тёплые края, сбилась с курса и улетела в Якутию, где погибла. В Красноярском крае сельская жительница засолила в стеклянных банках грибы, а весной вместо них обнаружила чудовищных мутантов, нападающих на людей. Что же будет, если радиоактивными мутантами станут более крупные представители животного мира: слоны, киты, львы, крокодилы? «Думаю, каждый образованный человек должен задуматься над словами Циолковского, который в своё время предрёк: человек совершил насилие над природой, и теперь должен ждать насилие природы над собой». Какие экологические ошибки совершил человек? Отстрел чаек, якобы поедающих рыбу, не увеличил её количество, а привёл к распространению инфекции: ведь птицы поедали, в основном, больную рыбу. Борьба с воробьями не увеличила хлебные посевы, а способствовала распространению вредителей, с которыми боролись пернатые. «В природе нет ничего лишнего. От самого разумного на земле существа (а это вопрос спорный) до самого низкоорганизованного – червяка или насекомого – все являются равноправными членами природы. Их единство и связь представляют собой огромную биологическую систему. И стоит выйти из строя одному из её механизмов, как неизбежно нарушится отлаженная деятельность одного из них». Признавая это, человек, тем не менее, в самой вульгарной форме нарушает это равновесие. Авторы упоминают безмерную круглосуточную добычу нефти и газа, угля и других полезных ископаемых, когда человек, даже не доходя до земного ядра, полностью высасывает из земли всё содержимое и превращает её в пустую скорлупу. После извлечения из земляных недр природных богатств место выработки остаётся фактически пустым, то есть сейсмически опасным, оказывающим вредное влияние на живую природу в целом. Разумеется, это не означает, что человечество должно остановиться в своём развитии. В чём же его задача? В том, чтобы использовать новейшие способы разработки месторождений, чтобы не раскаиваться впоследствии в непоправимых ошибках, зная, что раскаяние пришло слишком поздно.

Существует предположение ученых о том, что жизнь на земном шаре до нас повторялось четырежды. Если верить этой гипотезе, то конец всему живому на Земле сначала наступил во время глобального землетрясения, потом в результате кровавой тотальной войны, затем вследствие изобретения сверхмощного оружия и, наконец, во время всемирного потопа. А причиной всех этих катаклизмов является обнищание человеческой души, алчность и безбожность людей, толкающие их на истребление природы. Вот где кроется истина!
«Мы – представители пятой цивилизаций на Земле, и главная наша проблема – сможем ли мы в будущем уберечь земной шар от катастрофы или нет».
Учащиеся понимают, насколько близко всё это касается и нас, когда мы обращаемся к региональному компоненту. Авторы приводят ряд отрицательных и положительных примеров.
Строгие статистические данные говорят о том, что в течение последних 90 лет только в Алматы и ее окрестностях количество зеленых насаждений уменьшилось на 57 процентов. А ведь лишь одно семи-восьмилетнее дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько необходимо двум людям для дыхания. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пришла к выводу, что в такой среде нельзя находиться детям до 8 лет. Мы привыкли относиться к природе по принципу «все вокруг наше, что хотим, то и творим». «Выходит, губя природу, мы рубим сук, на котором сидим, то есть фактически укорачиваем себе жизнь».
В то же время во время субботников главы государств, мэры городов высаживают деревья. Мухтар Шаханов тоже посадил дерево в честь своей дочери. «Конечно, одним - двумя саженцами не исполнить сыновний долг перед нашей землёй. Но разве не из этой малой благодарности вырастает наша доброта?»
Чингиз Айтматов вспоминает, что, когда ему предложили сняться в документальном фильме, он выбрал место съёмок весьма необычное мест.

Мы пришли к скоростному автобану, протянувшемуся по линии Брюссель - Люксембург – Триер – Ковпец – Франкфрут. По этой магистрали днем и ночью на огромной скорости мчатся в шесть рядов в оба направления разные автомобили. Вдоль автобана с обеих сторон на сотни километров протянулись прочные металлические ограждения. И эта бетонная лента рассекла горы, поля, леса и озера. Животные, оставшиеся по разные стороны магистрали, лишились возможности перебраться на противоположную сторону. Нарушилась целостность природного пространства. И что же придумали люди, чтобы решить эту проблему? Через каждые десять километров над автобаном перекинулись специальные мостики для оленей, кабанов, зайцев, скорпионов и змей. В нашем же отечестве, не говоря о животных, даже для людей построить такие красивые навесные мостики – непосильная задача.
Подойдя вместе с кинематографистами к этому уникальному мосту, я сказал:
- Вот пример победы человечности над эгоизмом, сочувственного отношения к природе. … Главная проблема - в ответственности каждого человека за экологию.
- Сколько бы мы ни призывали не истреблять волков и лисиц, медведей и белок – толку от этого мало. Самое главное – воспитывать в людях сочувственное, доброе отношение ко всему живому, желание помочь ему и изменить ситуацию к лучшему.
Эти мостики, которые я видел в Люксембурге, словно говорят животным: «Простите нас за грубое вторжение в вашу тихую жизнь, за нарушенный покой и испорченную природу. Эти мостики для вас, пользуйтесь, пожалуйста!» Как нам этого не хватает! Много мы произносим хороших слов по этому поводу, но все так словами и остается.

Чтобы наши слова превращались в дела, необходимо что-то делать. Например, взять в руки фото- и видеокамеры и пройти по родной школе, школьному двору, городу. Пусть экологический патруль покажет и расскажет о том, что вызвало возмущение, негодование. На уроках русского языка ребята пишут эссе, репортажи, очерки, путевые заметки, в которых выражают своё отношение к увиденному и призывают не допускать подобного. «Костёр на траве» - это недопустимый способ уборки опавшей листвы. «Стеклянные берега» - так выглядит Иртыш после выходного дня. «Это что вдали дымится?» Обычный мусорный контейнер. «Песочница для детей?» - спрашивают мамы, ведь чаще в них увидишь кошек и собак. Активно вторгаясь в окружающую жизнь, дети учатся вырабатывать собственную позицию по отношению к увиденному.
В списке произведений, в которых содержится азбука экологического воспитания, рассказы В.Астафьева «Хвостик», «Гуси в полынье», «Белогрудка», « Зачем я убил коростеля?», «Крохотки» А. Солженицына. Теперь на книжной полке старшеклассников «Исповедь на исходе века…». Исповедь – это то, о чём уже невозможно молчать. Книга Ч.Айтматова и Мухтара Шаханова даст вам, уважаемые коллеги, неисчерпаемый материал для проведения уроков, классных часов, конференций, а главное - совместных размышлений.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены