РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Размышления учителя: «хочу» и «я смогу»

Размышления учителя: «хочу» и «я смогу»

ХОЧУ, И Я СМОГУ

Сегодня в школу ты пойдёшь,
И первый раз ты прикоснёшься к букварю.
Ты в руки бережно его возьмёшь,
И тихо прошепчи: «Хочу», и «Я смогу».

Чтоб быть примерной ученицей
Два этих слова нужно повторять.
И дни полетят как быстрые птицы,
И некогда будет скучать.

«Хочу» и «Смогу» - это как заклинанье,
Ключик к успеху тебе.
Все двери откроются к знаньям,
Не будет препятствий в труде.

( Ильина Л. Н.)

Мне было 6 лет, когда вечером 31 августа я закатила дома истерику, что не пойду в детский сад, а хочу в школу. Моя мама работала в школе, преподавала географию и историю. И я всё лето канючила, чтобы она записала меня в 1-й класс. И, несмотря на то, что я бегло читала уже в 5 лет, мама считала, что я ещё маленькая, да и не принимали в 57 году в школу с 6 лет. И вот 1-го сентября мама разбудила меня пораньше и сказала, что они с папой решили – таки повести меня в школу. Формы у меня не было - в те времена носили форму тёмно – коричневого цвета с чёрным фартуком или белым в праздничные дни. Благо, что была чёрная юбочка и белая рубашка. Но до конца своих дней я буду помнить слова, которые мне сказала мама. Она взяла меня за руки и, глядя в глаза, произнесла: «Сегодня ты станешь на одну ступеньку выше, а это значит, что с тебя и требовать будут больше. До этого ты могла сказать, что чего - то ты не хочешь, что тебе что – то не нравится, что сделаешь потом, да и делать что – то просто лень. Но я научу тебя, как бороться с трудностями и как преодолевать их. Запомни два волшебных слова: «Хочу» и «Смогу» и у тебя всё получится».

Мне сейчас 53 года, и эти два слова были и есть для меня моими принципами. ( В переводе с латинского Principium – основа, начало – основания, фундаментальные тенденции, детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности.)
Этими принципами я руковожусь и работая с детьми в школе уже на протяжении 36 лет.

Три года назад у меня был первый класс, а дополнительно я вела курсы для дошкольников. В группе оказался мальчик Фёдоров Даня. Даня часто болел, и больше пропускал занятия, чем посещал их. Он бегло читал, лучше всех решал примеры, логические задачки. Всё больше я давала ему заданий, всё чаще усложняла их, а мальчик легко с ними справлялся. И всё больше я недоумевала, почему родители не отдали его в школу. Беседуя с ними, я выяснила, что они очень переживают за сына, из-за того, что он часто болеет, да и просто считали его маленьким.

Наступил апрель, занятия для дошколят подходили к завершению. У меня возникла идея записать Даню к себе во второй класс. Ведя первый класс, я видела, что он справится, что он находится на уровне и даже выше, чем мои первоклассники. Проблема была в письме букв. Я дала Дане прописи и стала отдельно учить его письму. Стала подготавливать его и морально. Шутила: «Как жаль, что ты не в моём классе, вот ты бы точно сегодня получил пятёрку». Потом стала договариваться с администрацией школы, директором и завучем начальных классов, и, заручившись их положительным решением, при условии, что Даня напишет выпускные контрольные на «4» или «5», стала разговаривать с родителями. До сих пор помню, глаза Даниной мамы (в них был страх, удивление) и возмущение бабушки: «Да Вы о чём говорите, Данечка ещё маленький, он так часто болеет, а кто с ним будет уроки делать?» Неуверенность читалась и на лице мальчика. Тогда я предложила в мае по их желанию (не покидая садика, на пару часов) посещать уроки в первом классе. Даня написал итоговые контрольные без единой ошибки.

Сегодня Фёдоров Даниил является учеником 4 класса и учится на отлично. Он практически не болеет. Думаю, что у него появились более важные задачи в жизни, чем сосредоточение на своих простудных заболеваниях. А его мама с бабушкой говорят, что я подарила Дане год жизни.
С первых дней пребывания в школе, в жизни ребёнка всё чаще появляются слова: «Надо» и «Должен». Эти слова мы слышим на протяжении всей нашей жизни. Но бывает, когда словам «надо» и «должен» противится всё внутреннее состояние человека. Человек испытывает страх, тревогу перед переменами, перед опасностью, теряет уверенность в собственных силах. И, если нарушается или задерживается формирование у ребенка чувства уверенности в себе, в своих силах, возможностях, успешное развитие способностей и вообще развитие ребенка затруднено. Распространённая причина патологической неуверенности в себе родом из детства. Иногда родители вольно или невольно убеждают ребёнка в том, что он ни на что не способен. Помните это: «ты растяпа!», «все дети уже умеют, один ты…», «только ты такой неуклюжий»? «он в математике такой слабый, потому что весь в меня». Все подобные выражения откладываются в памяти, и ребёнок усваивает не то, что нужно быть ловким, умным и послушным, а то, что у него никогда не получится быть таким хорошим, как те чужие дети, которые почему-то нравятся маме больше. С возрастом, конечно, это забывается, но неуверенность в себе остаётся, хотя раскопать реальную причину этой неуверенности бывает не так – то просто.
Не надо путать уверенность с самоуверенностью и заносчивостью.

Уверенный человек – это не тот, кто выглядит гордо, заносчиво или как-то ещё. Уверенность выражается в том, что человек просто не задумывается о каком-то вопросе или ситуации. Уверенность – это когда ваши эмоции по какому-то поводу не уходят ни в плюс, ни в минус – вы просто делаете то, что считаете нужным без страха и сомнений. Именно это и есть подлинная уверенность в себе.
Чтобы воспитать в ребенке чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ученику: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты плохо подготовился к уроку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь получить лучшую оценку». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему.
Позвольте вашему ученику поспорить с вами, хотя бы иногда. Если вы сделали это, то пойдите дальше – позвольте ему убедить вас в чем-то для него важном. Если вы сделали это, то пойдите дальше – позвольте ему хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы категорически не согласны. Не ошибается только тот, кто бездействует. Добиться того, чтобы сомнения не мешали жить, не портили качество жизни можно лишь одним способом – действовать вопреки им.

Научите детей часто повторять такие слова: «Мне всегда везет», «Я все могу», «У меня все получится», «Все будет хорошо».
Если к слову «надо» добавить «мне», получится - «это надо мне». Тем более всё получится, если ещё и к неуверенному «смогу?», добавить «я смогу!». А отсюда: «Я хочу это делать, потому что это надо мне, я смогу это сделать».
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

В позапрошлом году я приобрела ноутбук, чтобы «идти в ногу со временем». Обстоятельства сложились так, что мне не удалось пойти на курсы обучения компьютерному мастерству. Но я упорно, методом проб и ошибок, изучала все азы сама. А тут ещё родители одного мальчика подарили старенький компьютер классу для общего пользования. И моими учителями в некоторых вопросах стали мои же ученики второклассники. И особенно мне помогал Владик, мальчик, который, всё время втягивал голову в плечи, стоило мне назвать его фамилию. И как – то за очередным занятием, я ему призналась: «Мне надо бы освоить программу Power Point для создания презентаций, я хочу давать вам уроки с мультимедийной установкой и презентацией, но я очень боюсь, что не смогу». Дети, которые стояли рядом были поражены: «Вы боитесь?». А Влад произнёс: «Конечно, боится, но я чувствую - Вы сможете, а если что – то не получится, я Вам помогу». А у него самого вдруг выпрямились плечи, головка приподнялась, и больше он её не втягивал. А я ведь действительно боялась, боялась, что испорчу ноутбук, сорву или уничтожу программу, а если сорву урок… Сколько было радости восторга, когда я провела этот первый урок – презентацию для учителей школы. Нетрадиционный «Весёлый урок грамматики». Урок был действительно весёлым, интересным, с элементами театрализации; задания разнообразны (простые и сложные с вкраплениями на опережающее обучение), очень красочные слайды.
Целью урока было:
Познакомить уч-ся с новым видом работы на уроке.
Развивать любознательность, интерес к русскому языку.
(И, конечно же, показать ребятам, что я тоже боялась, но я смогла.)
А задачи я поставила следующие:
Уточнение знаний о звуках, буквах, словах.
Закрепление знаний о частях речи.
Обогащение словаря уч-ся новыми именами существительными. Наблюдение над многозначность слов: синонимами, омонимами.
Ознакомление с неизменяемыми им. существительными.
Развитие умения сравнивать и доказывать.
Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
Вовлечь всех ребят в процесс урока.
Оборудование:
Тетради, ручки, карандаши, ноутбук, медиапроектор, экран, муз. центр, доска.
На уроке работали все ребята без исключения, так как задания были подобраны с учётом их способностей, а значит и посильны для каждого.
Когда урок закончился, дети стали хлопать, а директор школы удивлённо спросила: «Что уже всё?» Я не буду описывать урок, моя цель – показать, в этой статье как преодолевать страхи, как избавиться от комплексов и обрести уверенность, тем самым преодолевать трудности.

Меньше бойтесь и переживайте. Это мешает принятию правильного решения. К тому же страх и переживания негативно влияют на здоровье. И чтобы они ушли, старайтесь больше улыбаться и смеяться. Поверьте, что гораздо легче и прекраснее жить, идя по жизни с улыбкой и оптимизмом. Чрезмерно заостряя внимание на своих комплексах, люди сами провоцируют их развитие. Часто то, из чего многие из нас создают себе комплексы, можно преподнести как достоинство, как изюминку, которая способна нас выгодно отличать от других. Но успех зависит только от вашего отношения. Правильное к себе отношение, к своим недостаткам и достоинствам поможет вам избавиться от комплексов. Начните в себя верить. Проявляйте уверенность во всем, что вы делаете. Постарайтесь понравиться в первую очередь себе, ведь всем не понравишься. Не бойтесь проявлять свою уверенность. Вы должны не только быть уверенными в себе и в своих словах, но и говорить истину и жить в соответствии с этой истиной. Это сделает вас действительно счастливым человеком. Вас начнут уважать окружающие, вас будут любить. А ведь любовь является высшей точкой любых отношений. Ваша жизнь станет интересной и яркой.
Запомните, результата в борьбе с комплексами, да и в любых других начинаниях, можно достичь благодаря двум факторам - вере и действию. Поэтому верьте в свои силы и действуйте, и все у вас получится.

Настоящий педагог, сколько живет и работает, столько и учится, потому что жизнь, пусть это и звучит банально, не стоит на месте. А если ты учитель и хочешь быть для своего ученика интересным, то решение здесь есть одно – учись. Но ведь можно, получив диплом об образовании, больше самому «не самообразовываться». Но тогда Вам с детьми по школьной дороге просто не по пути.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!

Ильина Лариса Николаевна
Учитель начальных классов
ГОУ школы № 118 Выборгского района СПб
Телефон: 8- 921-417-33-47 e-mail: pilani57@mail.ru
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.