РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование педагогической позиции преподавателей в новых условиях

Формирование педагогической позиции преподавателей в новых условиях

Щербакова Л.В,
преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)
«Темниковский сельскохозяйственный колледж»

Современное развивающееся образование требует преподавателей, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития студентов, являющихся профессионалами в различных областях деятельности, способными помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творчески-ми и уверенными в себе людьми.

Сколько бы методисты ни описали методов, сколько бы чиновники ни утвердили стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей - все это ничуть не отразится на результате, если не прошло через сознание преподавателя, не превратилось в его убеждения, его позицию.

Педагогическая позиция (видение собственного места) преподавателя в образовании предопределяет характер взаимодействия в педагогическом процессе, технологию формирования целей, освоения содержания, овладения методом.

Преподаватель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность.

Педагогическая позиция синтезирует и личностную позицию педагога, проявляемую во встрече взрослого и ребенка, и профессионально-деятельностную позицию, связанную с созданием условий для достижения целей образования и характеризую-щую видение им собственных педагогических функций.

Первый компонент педагогической позиции - «мудрец», Главная задача педаго-га, в этой позиции – помочь ребенку открыть в общечеловеческой сокровищнице духовно-нравственных ценностей, богатство собственной души. В позиции «мудрец» воплощена идея высокого назначения преподавателя - носителя культуры, духовности, педагога-профессионала, сочетающего в себе широкий теоретический кругозор, внеш-нее обаяние, уникальный стиль педагогической деятельности.

Второй – «культурный» компонент педагогической позиции – «преподаватель» соответствует педагогической функции вооружения обучающихся культурными нормами, средствами, способами образовательной деятельности. В данной позиции, преподаватель решает задачу формирования у ребенка позиции обучающегося («обучающего себя»), приобретения им «умения учиться», овладения способами учебных действий. Реализуя позицию «преподаватель», педагог превращает процесс учения для студента в процесс самообучения: «приобретение познаний становится плодом самодеятельности самого студента, его собственного умственного труда, роль же преподавателя сводится к тому, чтобы руководить процессом умственной работы студента и таким образом обеспечить достижение правильных результатов».

Педагогический процесс, ориентированный на овладение обучающимися культурой самообразования способствует постоянному обмену идей между студентом и преподавателем.

Уникальность позиции преподавателя как организатора образовательного процесса заключается в особой взаимосвязи «мудрец» и «преподаватель». Признавая их равноценность в образовательном процессе, приоритет закрепляется за позицией «мудрец», как непосредственно относящейся к главной цели развивающего образования - формирование многосторонне и нравственно – образованного человека, готового к свободной и ответственной самореализации в обществе.

В современных документах, определяющих стратегические направления инновационной образовательной политики профессиональная педагогическая позиция трактуется как миссия современного педагога. Она включает несколько компонентов, без которых педагогическая деятельность в новых условиях лишается потенциала развития:

1. Создание условий безопасности. Сделать все, чтобы сохранить и обеспечить здоровье ребенка.

2. Создание ситуаций развития. Формирования способности к саморазвитию.

3. Позитивное стимулирование, поддержка инициатив. Процесс воспитания инициативности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия преподавателей и студентов.

4. Обучение различным способам деятельности. С этих позиций современный образовательный процесс рассматривается как становление деятельного студента, способного к проектированию и управлению своей деятельностью.

5. Обучение жизненному проектированию. Основная цель жизненного проектирования - сформировать личностный проект развития выбранного жизненного пути. Технология обучения жизненному проектированию предполагает: ознакомление с социальными ролями и смыслами жизни; выработку жизненной программы относитель-но социальных целей; овладение способами обеспечения личного роста и развития в любых условиях.

6. Организация учебного сотрудничества. Переход от модели взаимодействия «конкуренция» - к модели «кооперация» является насущным требованием инновационного развития экономики и общества. Учебное сотрудничество позволяет обеспечить: более высокий уровень результативности и продуктивности образовательного процесса, формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в группе, повышение самооценки и коммуникационной компетентности студентов и сохранение психического здоровья обучающихся.

7. Формирование потребности в рефлексии и самооценке. Без понимания способов своего учения, механизмов познания, обучающиеся не смогут в полной мере присвоить те знания и умения, которые составляют содержание изучаемых ими предметов.

Превращение процесса образования в ценностно - и смысло-определенный образовательный процесс, возможен лишь на основе целенаправленной проектно-преобразующей деятельности педагога. Отправной точкой этого вида педагогической деятельности служит позиционное самоопределение педагога, выбор собственного способа «реализации базовых целей и ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими», составляющего, основу позиции. Целью позиционного самоопределения педагога - достижение единства профессионального сознания и профессиональной деятельности.

Преподаватель, обладающий соответствующей педагогической позицией, при-зван помочь ребенку максимально раскрыть все стороны его индивидуальности и должен быть профессионально готовым к построению гуманных отношений с коллективом обучающихся.

Щербакова Людмила Васильевна29.05.2012 19450 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar