РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интернет в учебном процессе школы и ВУЗа

Интернет в учебном процессе школы и ВУЗа
Е.А.Шлямина
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Можайск, Московской области, fonari2004@mail.ru


В настоящее время всемирная компьютерная сеть Интернет стала самым крупным и доступным банком данных и средством для обучения. Кроме того, Интернет является средством общения и гласности, огромным мультимедиа архивом, глобальной игровой площадкой.
На мой взгляд, одной из задач школы является разработка такой педагогической системы, которая позволила бы устранить негативное влияние Интернета и научила подростков жить в информационной среде, использовать ее блага и противостоять опасностям.

В настоящее время школа предоставляет учащимся и преподавателям возможность использовать в учебном процессе:
  • электронную почту для обмена информацией, как внутри сети, так и с внешними абонентами, что особенно важно для развития партнерских отношений и осуществления обмена информацией с учащимися и студентами других школ и ВУЗов;
  • внутришкольную электронную доску объявлений;
  • участие в телеконференциях, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера;
  • доступ к открытым файловым серверам сети Internet для получения свободно распространяемых программных средств;
  • удаленный доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных материалов по предметам;
  • получение электронных периодических изданий по избранной тематике;
  • участие в on-line' телеконференциях сети Internet;
  • самостоятельное и контрольное тестирование.
Интернет-ресурсы, на мой взгляд, можно эффективно использовать и для проведения различных школьных мероприятий. Планируя школьные мероприятия, мы, обратили внимание на то, что очень многие школьники увлечены компьютерными играми. Было принято решение использовать интерес детей к компьютерным играм для организации школьного турнира «Компьютерных игр». Задачами турнира стали развитие логического мышления и пространственного воображения учащихся, формирование стратегических умений, совершенствование коммуникативных навыков. В турнире участвовали учащиеся с 5 – го по 11 класс. Было присвоено 3 призовых места в каждой параллели.
Хороший толчок к саморазвитию учащихся дает участие в заочных конкурсах и интернет – олимпиадах различного уровня, так как, во-первых, в процессе работы над заданиями конкурса у школьников формируются навыки самостоятельной работы и активизируется познавательная деятельность, во-вторых, поиск ответов на многие вопросы конкурсных заданий осуществляется с помощью поисковых систем Yandex и Google и др., что позволяет формировать умение собирать и анализировать информацию. Мощным стимулом для самореализации учеников и средством обновления образовательного процесса являются и Всероссийские дистанционные олимпиады.
Сети Интернет немного больше 30 лет и строилась она отнюдь не в целях образования. Для преподавателя она видится как совокупность компьютерных сетей, связывающих участников образовательного процесса между собой с широким выбором информационно-образовательных и телекоммуникационных услуг, которые представляются всемирной Сетью.
Прогресс использования Интернет обусловлен следующими его свойствами (услугами).

Дидактические свойства сети Интернет:
  1. публикация учебно – методической информации в гипермедийном варианте;
  2. педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;
  3. открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.
Можно утверждать, что благодаря именно этим простыми и понятными свойствам Интернет не ждет печальная участь, которая постигла в свое время кино, телевидение и локальные компьютеры.
Можно сказать, что интернетизация – это постепенный объективный процесс интеграции интернет - технологий в традиционную систему образования, приводящую, в свою очередь, к изменениям ее самой.
Широкое распространение ДО через Интернет в чистом виде получило в образовательных учреждениях, реализующих повышение квалификации преподавателей.

Учебный процесс, включает в себя выполнение индивидуальных заданий, консультации, электронные семинары и виды электронных занятий, которые используются при изучении каждого модуля. Кроме того, учебный материал дублируется на CD, который высылается слушателям по обычной почте.

Организационная структура учебного процесса по модели чистого ИО реализована, например, в Академии АЙТИ. По отдельному курсу (интегрированному курсу) готовится специальный учебно-методический комплект в составе учебной программы, учебного пособия выполненного в гипертексте, руководство по изучению дисциплины, глоссарий и других дидактических аксессуаров ДО. Обучение проводится с использованием различных видов электронных видов учебных занятий, консультаций, групповых и индивидуальных проектов, тестирования. Кроме того, каждый студент обеспечивается CD, на котором размещается учебно-методический комплекс с мультимедийным представлением учебного материала, видеолекциями, справочниками, системой самотестирования и др., дидактическим интерактивными элементами. Как видно, здесь реализуется модель Интернет + CD, причем на Интернет перекладывается в основном педагогическое общение.
Похожей схемы виртуального обучения ДО придерживается Русский институт управления (www.tantal.ru), где в учебном процессе дополнительно используется видеоконференцсвязь, полнотекстовая библиотека и круглосуточной консультационная поддержка студентов.

Чтобы подчеркнуть, что Интернет применяется не только в высшем, но и в общем среднем образовании, можно рассмотреть сетевой процесс в Интернет - школе. Педагогические услуги представлены с помощью самодельной оболочки на базе бесплатно распространяемого Минобразованием конструктора сайтов. Поступивший на обучение школьник 10-11 класса получает широкий спектр педагогического сервиса, а именно: доступ к чтению учебного материала в мультимедийном исполнении, тестирование, консультации не только преподавателя, но и воспитателя и психолога. Проект предполагает построение системы дистанционного обучения, включающей получение информации по всем предметам, представленным в Федеральном базисном учебном плане, методическое он - лайновое сопровождение учебного процесса (так называемая система тьюторства), текущий контроль знаний (различного типа интерактивные тесты, виртуальные практикумы и лабораторные работы, контрольные работы в режимах он- и офф - лайн и т.п.), электронный журнал, планировщик занятий, позволяющий учащемуся самостоятельно строить индивидуальную программу изучения учебных курсов и т.д.

Как отмечалось, кроме полного ИО, интернет- технологии часто встраиваются в традиционно существующий учебный процесс образовательного учреждения. В этом случае Интернет – обучение существует как некоторый дополнительный или альтернативный вариант обучения наряду с традиционно - присущей данной школе или ВУЗу моделью обучения, т.е. интернет - технологии используются на отдельных видах занятий, например, вместо обычного семинара преподаватель организует дискуссию в форуме или из учебного плана по специальности учащийся или студент может выбрать отдельную дисциплину, которая изучается им в виртуальном варианте и зачитывается как изученная в очном варианте, и т.д.
Во многих высших учебных заведениях, например, из всего набора дидактических услуг Интернета стабильно используется консультации по электронной почте (система IP – консультаций), которая встраивается в регламентированый для данного ВУЗа учебный процесс ДО.

Программные средства (оболочки) для обучения через Интернет
Для обучения в Интернете требуется специальное программное обеспечение. Рассмотрим некоторые инструменты, с помощью которых проводится интернет-обучение. Теория и практика ДО показали, что обучение в Интернете целесообразно проводить в масштабе образовательного учреждения с использованием специального ПО (оболочек). Типов этих оболочек достаточно много. Более десятка только в России.

Практически все оболочки имеют одинаковую типовую структуру.

Базовые свойства оболочек, обеспечивающих сетевой учебный процесс:
1.разработка и публикация учебно – методической информации в различных формах от текста до гипермедийного варианта;
2.педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками образовательного процесса;
3.организационно – административные функции;
4.система тестирования.
Внедрение интернет - технологий в образовательном учреждении
В настоящее время и в ближайшей перспективе чаще ожидается модели смешанного обучения т.е. встраивание в учебный процесс Интернет –технологий. Рассмотрим более подробно конкретный пример организации этого процесса.
Чтобы внедрить ДО, надо решить ряд задач. Эти проблемы надо решать обязательно комплексно, иначе ничего хорошего не получится.

Задачи обеспечения интернет-обучения:
1. разработать учебно–методическое обеспечение;
2. спланировать интернет-обучение;
3. подготовить преподавателей;
4. подготовить обучающихся;
5. организовать материально-техническое и финансовое обеспечение;
6. сформировать структуру, ответственную за внедрение;
7. привести в соответствие документооборот;
8. мотивировать персонал.
Отметим тот факт, что лет десять назад администрация и преподаватели ОУ считали, что, оснастив компьютерами ОУ и подключившись к Интернету, учебный процесс пойдет далее сам. То, что сегодня руководители учебных заведений так не считают - уже определенный прогресс.
Можно привести пример внедрения интернет - технологий в учебный процесс в России. Это очень показательно и знание этого поможет избежать многих ошибок. Исторически, начиная с середины 90-х годов прошлого века, процесс интернетизации проходил поэтапно. На первых этапах внедрения Интернета в школы и вузы считалось, что, оснастив вуз компьютерами и подключив их к сети Интернет, мы решим проблему «интернетизации» учебного процесса. Убедившись, после этого шага, дело не идет, поразмыслив, сформировали специализированную структуру и принялись за разработку специального учебно-методического обеспечения.

Организовали следом и подготовку преподавателей. Один из вариантов содержательной части программы подготовки интернет - преподавателей включает в себя следующие разделы:
1.введение в дистанционное обучение;
2.общие понятия о сети Интернет и ее дидактических свойствах;
3.информационные ресурсы Интернета (анализ, поиск);
4.аппаратно-программные средства для проведения интернет - обучения;
5.разработка учебно-методического обеспечения для сетевого учебного процесса;
6.организационные и психолого-педагогические основы проведение сетевого учебного процесса;
7.нормативно-правовое обеспечение Интернет - обучения;
8.качество сетевого учебного процесса.

По мере решения перечисленных проблем стали всплывать новые проблемы, в частности, проблемы мотивации. Только люди, не имеющие дело с Интернет - обучением наивно думают, что там учебный процесс автоматизируется и упрощается, что все рутинные операции устраняются и т.д. Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий. По большому счету, без новых разработанных научно-обоснованных норм трудозатрат и дополнительной оплаты преподаватель предпочтет родное знакомое «меловое» аудиторное обучение.
После решения обсуждаемых проблем «интернет-процесс пошел», но, появились вдруг проблемы в реализации документооборота. Получилось так, что преподаватель провел учебные занятия в Интернете: дистанционное тестирование, защиту курсовых в форуме в режиме оф-лайн и т.д., а экзаменационную ведомость, приходится нести в твердой копии в деканат пешком. Поэтому всем славным коллективом вузовских энтузиастов -интернетчиков бросились решать проблему автоматизации документооборота. И так, шаг за шагом.
Вот таким путем, выявив эмпирически и решив, как могли, все видимые проблемы, процесс российской школьной и вузовской интернетизации вошел в режим устойчивого функционирования.

Выводы
1. Интернет необратимо вошел в образование. Это наиболее адекватный инструмент для реализации концепции непрерывного образования.
2. Модели ДО через Интернет делятся на полное интернет-обучение и комплексное, которое занимает значительную долю учебного процесса.
3. Для обучения через Интернет применяют специальное программное обеспечение (оболочки), хотя и находят применение в учебном процессе конструкторы сайтов и, реже, прямое программирование. Намечается тенденция использования нескольких оболочек и одновременно выборочного применения свойств конкретной оболочки.
4. Для успешного внедрения Интернета в учебный процесс надо решить ряд задач: определить соответствующую структуру в образовательном учреждении, разработать учебно – методическое обеспечение, спланировать интернет-обучение, подготовить преподавателей, подготовить обучающихся, организовать материально-техническое и финансовое обеспечение, адаптировать документооборот.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, возможности использования Интернета в организации познавательной деятельности учащихся достаточно широки. Задача педагога научиться использовать компьютерные технологии для совершенствования процессов обучения и воспитания.

Литература
1.Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Текст]. – М.: ИИО РАО, 2010. – 274 с.
2.Лапенок, М.В. Организация познавательной деятельности учащихся на основе школьной системы дистанционного обучения // Образование и наука – 2011. – № 6 (63) – С. 97-106. (Известия УО РАО).
3.Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2010. – 416 с.
4. Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы» // http://www.e-rus.ru/articles/text_programm_1.shtml.
5. Приоритетный национальный проект "Образование"// http://mon.gov.ru/pro/pnpo/
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://mon.gov.ru/pro/fcp/
7. Босова Л. Л. К вопросу о формировании навыков исследовательской деятельности на пропедевтическом этапе изучения информатики и ИКТ / Л. Л. Босова // Информатика и образование. - 2009. - № 12. -
8. Информатизация образования: направления, средства, технологии. Под общей Редакцией С.И.Маслова – М.: МЭИ, 2008, 868 с.
Шлямина Елена Алексеевна05.09.2012 25260 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar