РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экскурсия как форма организации обучения

Экскурсия как форма организации обучения

Подготовка и проведение учебных экскурсий.

Нередко ,педагог по своему предмету в программе отводит определённое количество часов для учебных экскурсий. Как правильно подготовить экскурсию и организовать детей, чтобы время на экскурсии не было затрачено впустую.

Учебная экскурсия-это форма организации обучения, которая позволяет проводить изучение предметов, процессов ,явлений в естественных условиях.

Вот уже около десяти лет в нашей школе действует система экскурсионных поездок, которая направлена на воспитание истинного гражданина, формирование познавательного интереса к истории родного края .Расширение кругозора, возникновения мотивации к обучению, развития умения устанавливать межпредметные связи.

Конечно ,большую роль в становлении этой системы сыграл курс истории и культуры Московского края, а также богатая история самой Москвы и родного Серпухова.

Эти экскурсии помогают учащимся не только лучше узнать свою малую родину, но и искренне полюбить её.

Поездки в Царицыно, Кусково , Коломенское, а также в Тулу , Калугу, на Бородино перестают быть для учащихся лишь географическими объектами , упомянутыми в учебнике. Поездки в эти города надолго откладываются в памяти каждого ребёнка, вызывая интерес к предмету и желание изучить историю своей страны.

Есть в планах школы экскурсии , связанные с изучением естествознания (Приокско-Терассный заповедник, парк птиц «Воробьи» , Океанариум , страусиная ферма, Дарвиновский музей ,Планетарий).

Очень широкие возможности предоставляет Москва и для проведений экскурсий по литературной тематике . Мемориальные музеи поэтов и писателей оказывают неоценимую помощь учителям литературы в изучении программного материала. Так, изучая в школе жизнь и творчество А.С. Пушкина ,незаменимы экскурсии в Пушкинские музеи на Пречистенке ,и на Арбате. А поездка в Шахматово, в усадьбу А.Блока в конце учебного года становится для детей замечательным подарком или интересной формой проведения выпускного вечера.

Система экскурсионных поездок –гибкая. Каждый педагог волен внести в неё те изменения ,которые он считает необходимыми, исходя из индивидуальных особенностей класса, индивидуального и культурного уровня детей. С каждым годом количество проведённых экскурсий не уменьшается, появляются новые интересные маршруты.

Но любая экскурсия не является самоцелью и применяется в связи с темами уроков, практикумов, семинаров. Проведение экскурсии требует тщательной подготовки. Учитель определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает объект ,решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Допустимо дать будущему экскурсоводу необходимые методические рекомендации, предусматривающие ,на какие предметы, объекты следует обратить особое внимание . Очень важно с первых поездок ,с первых экскурсий объяснить детям как нужно работать на экскурсии, как отбирать материал, следует или нет вести записи, как слушать экскурсовода(как располагаться в музее вокруг гида).Раз за разом эти умения перерастают в навыки, дети понимают ,что в музее надо не просто смотреть ,но видеть новое и интересное, не просто слушать, а слышать и запоминать необходимую информацию.

Необходимо чётко сформулировать цель посещения музея. Это позволит ребятам заранее настроиться на внимательное прослушивание экскурсии.

Задание должно быть чётким и конкретным .Предложить детям перед посещением зала Древнего Египта музея Изобразительных искусств им.Пушкина запомнить ,как можно больше –это проваленная экскурсия. Та же экскурсия ,но школьников надо разбить на группы по 6-7 человек, где каждая группа получает свои задания по определённой теме: «Ремёсла древних египтян», «Религиозные верования» и т.д.При этом необходимо не только запоминать ,но и зарисовывать ,что больше понравилось, подумать , как и почему эти предметы стали музейными экспонатами, какие из увиденных вещей мы используем сейчас, даже не задумываясь, что пришли они к нам из далёкого прошлого.

И очень важно, чтобы дети могли высказать не только знания, но и впечатления от увиденного. Самая удачная форма-отзыв «Что больше всего поразило или удивило»(но не запомнилось -иначе отзыв сведётся к пересказу информации).В результате ответы детей очень эмоциональные.

Обязательно следует подвести итог посещения музея в виде конкурса «Кто что запомнил» не для того, чтобы проверить ,кто запомнил больше ,кто меньше ,а чтобы предоставить возможность каждому ученику высказать своё мнение.

В связи с экскурсионными поездками в школе существует такая форма работы, как фотовыставка. Перед экскурсией в старинный Суздаль ученики10 класса получили задание сделать фотографии величественных храмов древнего города, запечатлеть строения музея деревянного зодчества, самый большой по размеру выносной фонарь ,старинные «златые врата», сделанные из медных пластин ,полузабытым ныне способом «огневого золочения». В результате появился не один творческий отчёт. Ребятам очень нравится заниматься подобной проектной деятельностью.

Особое место в серии экскурсионных поездок занимают, так называемые ,комплексные экскурсии. Это экскурсии одновременно по нескольким учебным предметам, например истории и литературы, или мировой художественной культуры. Уже традиционными стали поездки в Солнечногорский район в имение Блока, Чеховское Мелихово, дом-усадьбу Поленово Тульской области, Клин П.И.Чайковского. Ребята знакомятся не только с эпохой ,на которую пришёлся расцвет творческой деятельности писателя, художника, композитора ,узнают много нового из жизни знаменитости, но и знакомятся с его произведениями, слушают стихи ,музыку.

Благодаря системе экскурсионных поездок каждый ученик способен почувствовать себя приемником культурного наследия своего города ,края, страны, его хранителем и участником дальнейшего развития.

Узе И.В.06.10.2012 56560 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar