РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Предметные олимпиады как средство развития интеллектуальной активности младших школьников

Предметные олимпиады как средство развития интеллектуальной активности младших школьников

Адамбаева Людмила Анатольевна 
учитель начальных классов 
МКОУ МО г. Ирбит «Школа № 5», 
высшая квалификационная категория 

Предметные олимпиады как средство развития интеллектуальной активности младших школьников 

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности - основная задача современных педагогов школы.

Познавательная деятельность — это процесс активизации своей деятельности самими учащимися. Самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, творческой деятельности. Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. Информационные источник дают нам такое определение понятия "олимпиада" - соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний». 

Поэтому цели проведения предметных олимпиад следующие:

  • всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету; 
  • развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; 
  • правильное восприятие задания нестандартного характера повышенной трудности; 
  • преодоление психологической нагрузки при работе в незнакомой обстановке. 

Организация и выстраивание процесса предметных олимпиад ставит много проблем: какие формы должна иметь данная самостоятельная работа, какого типа задания необходимо и можно включать в предметные олимпиады, какова последовательность этих заданий и многое другое. Олимпиада - это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить - всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. 

Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Все задания делятся на три группы: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. 

Задания репродуктивного типа выполняются на основе образца или подробной инструкции. Работы по образцу позволяют выработать основные умения и навыки, необходимые для изучения математики, но не обогащают школьников опытом познавательной творческой деятельности. Задания частично - поискового типа позволяют на основе полученных ранее знаний найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Задания этого типа приводят школьников к переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Предпосылкой же развития творческих способностей, накопление опыта поисково - исследовательской деятельности служит привлечение учащихся к выполнению более сложных видов деятельности. Для этого используют задания творческого характера, эвристические задания. При выполнении заданий такого типа ученику нужно из всего арсенала своих знаний отобрать нужные для решения конкретной задачи. К такого рода заданиям относятся задачи «на сообразительность», задачи «с изюминкой», многие задачи на доказательство (когда нет жёсткого алгоритма доказательства), а также задачи, в которых необходимо создание новых алгоритмов для их решения, задания на составление различных задач. 

Самостоятельные творческие и эвристические задания направлены на формирование умений и навыков поиска ответа за пределами известного образца. Обучающийся сам определяет пути решения учебной задачи и находит его. Одним из видов самостоятельных эвристических заданий может быть самостоятельное объяснение, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или расчетов. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении творческих задач — одно из самых эффективных средств формирования творческой личности. Решение творческих задач позволяет ученикам получать новые знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. 

При составлении заданий должен выполняться ряд требований:

  • несколько заданий должно быть посильно всем участникам; 
  • часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения; 
  • обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся; 
  • все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность); 
  • участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые; 
  • объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа. 

Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями "олимпиадного мышления", способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный. За определенное время до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам». 

Проведение предметных олимпиад среди младших школьников имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служат развитию творческой инициативы ребят. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес к процессу познания. 

Источники:

  1. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы/Т.В. Ходова. – М.: Айрис – пресс. 2007. 
  2. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы/автор – составитель Е.А. Чаус. – Волгоград: Учитель. 2007. 
  3. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы/составитель Г.Т. Дьячкова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель. 2008. 
  4. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа 2-4 классы/Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина. – М.: Айрис – пресс. 2009. 
  5. Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания/составитель Г.Т. дьячкова. – Вогоград: Учитель. 2007. 
  6. Олимпиадные задания. Русский язык. Математика. Окружающий мир. 3-4 классы. – Автор – составитель .В. лободина. - Волг–град: учитель. 2010.
Адамбаева Людмила Анатольевна03.11.2014 24192 Вне урока
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Статья в помощь педагогу. Материал интересен и полезен в составлении олимпиад.
avatar
0
2

Очень признательна Вам, Марина Геннадьевна, за  интерес к моим разработкам и  положительный комментарий.
avatar