РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные методы воспитательной работы

Современные методы воспитательной работы

Ульянова Ирина Михайловна
Воспитатель
ОУ НОУ школа-интернат №26 «ОАО» РЖД г. Нижнеудиснк (Иркутская область)


Работая воспитателем группы продленного дня, я практикую различные формы и методы организации детского досуга, но особый интерес у детей вызывают коллективно-творческие дела, и я на личном опыте доказываю, что именно этот формат организации работы группы продленного дня помогает детям развиваться, становиться самостоятельными и аккуратными в делах.

В первую очередь КТД в моей работе выполняют функции развития ( творческие, интеллектуальные и коммуникационные способности)

В основе любого КТД лежит три установки 

  1. Совместная работа взрослых и детей, педагога и ученика, ребенка и родителя.
  2. Возможность самореализации детей и раскрытия способностей в части нестандартного, нешаблонного, создаваемого в совместной творческой деятельности .
  3. Действо, как сам процесс работы в ходе которого развиваются не только творческие способности, но и коммуникативные.

В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется «несколько видов КТД по направленности деятельности». По мнению профессора – это познавательные, трудовые, художественные, спортивные и досуговые дела.

Итак, рассмотрим вопрос на практике.

Познавательные дела.

Прежде всего их цель – развитие у обучающихся интереса к познанию. В ходе работы действительно наблюдается рост интереса учеников к сторонам жизни, которые в формате традиционного обучения остаются недостаточно открытыми для понимания. Как правило, это чаще всего знания из области дополнительного образования или знания прикладного характера, которые полны и тайн и загадок, и которые не меньше других требуют раскрытия.

Познавательные КТД несут в себе неоценимый потенциал возможностей для развития у учеников таких личностных качеств, как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость, а так же стрессоустойчивость.

К работе с группами детей продленного пребывания в школе можно рассмотреть следующие варианты КТД: день веселых задачек, день – путешествие, день неразгаданных тайн, город мастеров, устный журнал, пресс – бой, стол знатоков, пресс – конференция, турнир знаний, защита проектов, химико-биологический хоккей и др.

Трудовые дела.

Цель – повысить уровень знаний об окружающей среде, укрепить убеждения, что труд – основной источник дохода и хорошей жизни, сподвигнуть стремление вносить свой вклад в общий труд, а так же инициативность в улучшении окружающего мира, а так же привычку, бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и в коллективе, а так же подходить к решению вопросов с творческой стороны.
Такой формат КТД широко использовался в советских школах (отряды тимуровцев) и сегодня это тоже не потеряло своей актуальности.

Художественные дела позволяют направленно развить художественно – эстетический вкус, любовь к прекрасному. Как правило, они должны побуждать детей и взрослых попробовать свои способности и себя в творчестве.
Например, это могут быть такие известные форматы, кольцовка песен, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные постановки, и всем знакомый КВН.

Спортивные дела развивают позитивный настой к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к ее здоровому образу и борьбе с вредными привычками.

В школах часто используются такие виды спортивных дел, как бой неуловимых, спартакиада, народные игры, Зорница.
Спортивные КТД развивают быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, а так же стремление к победе, но в тоже время и взаимовыручку в команде.

Экологические дела.

Главная цель - приобщение к природе, экологическая забота о мире природы и прежде всего учит ребят с вниманием относиться к окружающей среде через осознание необходимости каждодневной помощи родной природе.
Примерами экологических КТД могут быть: Академия лесных наук, выставка цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, день леса, «День птиц», экологические игры, экологический вестник, экологический фестиваль, защита времен года, ярмарка «Дары Осени»

Досуговые дела.

Многие формы КТД, о которых мы уже поговорили выше, имеют прямое отношение к досугу детей именно во внеурочное время. Все, что ученики делают в свое удовольствие, добровольно, без расписания и исключительно по собственному желанию и есть досуговая деятельность. Однако существуют особые игры, забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами, которые смело можно использовать в группе продленного дня. На мой взгляд, их роль сильно недооценена. . Эти форматы несут веселье, улыбку, радость, и это само по себе делает их несомненно педагогически ценными единицами.

Существует не мало примеров и в данной статье приведем лишь некоторые - Аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, литературный, осенний,), фестиваль головоломок, день легенд, день веселых вопросов, день-путешествие, взятие песочного (снежного) городка, день «рекордов Гиннеса», дискотека, день фантазера, «Ералаш», «капустник», карнавал, конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты», архитекторов, Шерлоков Холмсов, карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, Несмеян), коллективный выход в театр, «корзина со сказками», комический цирк, «огонек», дни именинников, состязание юмористов, турниры знатоков, ринг, рыцарский турнир, чаепитие, час импровизации, чемпионат веселого мяча, шумовой оркестр, эстафета веселых экспромтов, юморина, ярмарка забав и развлечений, ярмарка народной мудрости.

В процессе КТД ученики обретают неоценимые навыки общения, учатся работать в группе, делят успех и ответственность с коллегами по команде, узнают друг друга. КТД – мощный локомотив педагогической деятельности в современной школе. Они не просто обеспечивают занятость детей во внеурочное время, но и положительно сказываются на эмоциональном настрое, как отдельного обучающегося, так и всей группы в целом. К тому же это гарантия успеха общения ребенка в коллективе, его вовлеченности в решение общих вопросов и задач.

КТД помогают реализовать и развивать способности как педагога, так и обучающегося, расширяют знания об окружающем мире, проявляют организаторские способности, закрепляют коммуникативные навыки, а так же формируют способности к самоанализу.

Если посмотреть отдельно с точки зрения полезности КТД педагогу, то они точно так же раскрывают его творческий потенциал, совершенствуют организаторские навыки, помогают изучить и познать детский коллектив с психологической точки зрения, дают неограниченные возможности управления процессом развития ребенка, как личности, а так же показывают новые пути объединения трех сторон образовательного процесса ребенка – школа, педагог и семья.

Рекомендуемая литература

  1. И.П. Иванов, « Энциклопедия коллективных творческих дел». Москва, Педагогика, 1989г.
  2. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова, « КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования». Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Москва, 2004г.
  3. М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.
  4. А. Б. Добрович, «Воспитатель о психологии и психологии общения», Просвещение, 1987 г.
  5. О.Г. Черных, А.А. Дмитриева, «Внеклассные мероприятия», Москва. ВАКО, 2010
  6. Лаборатория игровой деятельности школьников НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, Картотека коллективных познавательных и ролевых игр (Методические рекомендации для школ, внешкольных учреждений, лагерей), Москва,1990.
Ульянова Ирина Михайловна06.12.2014 9410 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar