РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инновации - сплетение опыта и новых технологий во внеурочной деятельности

Надеина Татьяна Владимировна

Мы живем в мире компьютерных технологий, гаджетов, виджетов. Мы можем получить в любой момент любую информацию и также передать её. Мировые запасы мыслей в наших руках. Но приносит ли это счастье человечеству? Все чаще встречаются люди, с безразличием на лице, погруженные в мир виртуальной реальности. Но страшнее всего, видеть детей, которые едва научились ходить и говорить, попадают в «планшетную» зависимость. Они часто не хотят играть с детьми, гулять, заниматься какой-либо деятельностью, кроме телефона, планшета или компьютера.

Нам, учителям начальной школы, часто приходится сталкиваться с проблемой безразличия детей. Безразличия к учебе, к общению с другими детьми, а иногда даже к близким. Важной задачей в нашей работе, мы считаем выведение ребенка из состояния «компьютерного зомбирования» и привить ему интерес к живому общению, реальному миру и окружающей действительности.

Очень помогает в этой работе внеурочная и внеклассная работа, так как это кладезь безграничного выбора направления деятельности, вида деятельности, форм, методов и приемов.

Говоря об инновациях, все новое – забытое старое. Упоминая внеурочную деятельность, В.А. Сухомлинский писал: “Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Наибольший интерес у детей и подростков в общеобразовательных учреждениях вызывают игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся проявить себя и добиться успеха.

Ведущими формами внеклассной деятельности являются:

  1. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и конкурсы знаний; подготовка творческих и научно-исследовательских проектов.
  2. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение туристских слетов, соревнований, походов и экспедиций ; вечеров туристов; турниров по баскетболу, волейболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике, борьбе, шахматам и шашкам; спортивных эстафет с учащимися, родителями, между классами; соревнований «Мама, папа, я - спортивная семья».
  3. Военно-патриотические, спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий к памятникам и в музеи боевой славы, военно-спортивных игр, эстафет, соревнований.
  4. Творческие, народные праздники: тематические праздники «Праздник осени», «Святки», «Новогодний карнавал» ; конкурсы профессий, поделок; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов, авторского творчества, рисунков и плакатов, стенгазет, презентаций.
  5. Творческие акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детских писателей.
  6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые отряды и субботники; тимуровская деятельность, рейды чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Помощь беженцам», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Помощь детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».[1]

Все выше перечисленные формы внеурочной деятельности способствуют развитию коммуникации учащихся, повышают самооценку, нравственность обучающихся. Внеурочная деятельность дает ребенку возможность выбрать область интересов, проявить себя, развить свои способности. При этом, обязательным условием ведения внеурочной деятельности, должно быть создание ситуации успеха.

В настоящее время трудно представить проведение внеурочной деятельности без использования информационно-коммуникационных технологий: проектора, интерактивной доски, цифровых фото-видеокамер, компьютера. Перед любой поездкой, экскурсией мы предварительно знакомим детей с тем, что им предстоит увидеть. В этом помогает работа на интерактивной доске с презентациями. Получив первоначальные знания в классе, во время экскурсии есть возможность зафиксировать увиденное с помощью фото-видеотехники, затем на следующем занятии продемонстрировать все полученные данные, что послужит закреплению полученных знаний.

Значительная роль на кружках отводится театральной, концертной деятельности, народному творчеству. В этой работе не обойтись без информационно-коммуникационных технологий. Детям очень нравится работа по озвучиванию сказок, мультиков: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Тараканище», «Путаница», «Мойдодыр», «Гуси-лебеди» и другие. Эта деятельность имеет метапредметную направленность, так как способствует развитию речи и выразительному чтению. Также при работе по выборочному чтению интересна игра «Поймай кадр»: учитель включает мультфильм, перематывает его на несколько кадров, а дети должны найти в тексте этот момент, запечатленный на экране. Использование мультфильмов облегчает понимание устаревших слов, например, в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», такие понятия как «кичка», «невод», «землянка», «душегрейка» детям довольно легко представить и запомнить.

Весело и интересно проходят физминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, когда дети повторяют упражнения, подражая героям на экране. И весьма большую помощь оказывает компьютер при подготовке к инсценированию сказок и к кукольным театрам.

Применение во внеурочной и внеклассной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к многим положительным результатам:

  1. придаёт занятию эмоциональность;
  2. расширяет общий кругозор;
  3. вызывает живой интерес к предмету изучения;
  4. психологически облегчает процесс усвоения;
  5. повышается производительность труда учителя и учащегося.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности просто необходимо в начальной школе. Но здесь компьютерные технологии не замыкают ребенка, а способствуют его раскрепощению, общению со сверстниками и активной работе. А главное - настраивают на положительный настрой, поднимают настроение, вызывают больший интерес к деятельности. Следует всегда помнить, что ребенку особенно важны и нужны положительные эмоции. Жизнерадостный ученик, вырастет более устойчивым к стрессам, ко многим неожиданным ситуациям и разочарованиям. И поэтому школьникам необходима внеурочная деятельность, наполненная праздниками, играми, интересными экскурсиями.

Также целесообразно во внеурочной деятельности использовать метод проектной деятельности. В этой работе дети учатся самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать нужную информацию. Проектная деятельность способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом. При работе в группах имеется своя специфика: поддержка, сотрудничество, ответственность, оптимизм, комфорт, терпимость и т.п. В группе определяется лидер. Он берет на себя ответственность за коллектив, который поддерживает лидера. Групповая работа довольно эффективна, при условии, что все участники команды задействованы. Для этого следует давать такие задания, чтобы их не смог решить один школьник, а только все вместе.

Проектная деятельность подразумевает решение какой-то проблемы, с помощью использования различных методов, а также получение знаний, умений из различных областей науки, творческих областей. В работе с проектами должна быть цель, гипотеза и результат. Итоги выполненных проектов должны быть «осязаемыми», предметными. В ходе работы над исследованием дети учатся: формулировать проблему, выдвигать гипотезу, планировать работу, проводить опыты и наблюдения, находить нужную информацию, презентовать результаты работы.

Таким образом, главная задача преподавателя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы ученики с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, помогали друг другу и постоянно стремились к новым знаниям. Внеурочная работа младших школьников должна способствовать развитию культурно-творческой деятельности и духовно-нравственному росту. Во внеурочной работе учеников начальных классов должна неразрывно переплетаться игровая и познавательная деятельность. Так как игра наполнена яркими эмоциями, познавательный материал усваивается намного лучше.

Подводя итог, следует отметить, что ребенок большую часть времени проводит в школе. И целью нашей работы должно быть создание условий, для использования этого времени детьми с пользой, радостью и интересом. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, и это, в свою очередь, позволит более успешно способствовать воспитанию и обучению. В настоящее время учитель владеет знаниями многих поколений и имеет возможность все эти знания преподнести в самых различных формах, методах, используя новейшие технологии. Современный учитель должен постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем, изучая и используя инновации в образовании.

Меняется мир, меняется образование, повсюду инновации, но как бы не менялось общество, неизменным в работе учителя должны быть: любовь к детям, отзывчивость и знание своего дела.

Литература

  1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. -- Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2005. - Кн.1 - 174 с.
Надеина Татьяна Владимировна26.07.2016 5850 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar