РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внедрение ИКТ в учебный процесс

Внедрение ИКТ в учебный процесс

Первые компьютеры появились в школах ещё во времена СССР, в 1984 году были разработаны основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Решено ввести в школе новый курс информатики. В 1985 г. разработана первая экспериментальная программа этого предмета, в 1985 —1986 гг. издано в двух частях пробное пособие для средних учебных заведений под редакцией А.П.Ершова. С 1 сентября 1985 г. началось преподавание основ информатики и вычислительной техники в массовой школе и подготовка учителей информатики в пединститутах по новым учебным планам [1]. Сам предмет информатика, с точки зрения использования компьютера, долгое время упирался строго в программирование. Учебники тех времен состояли из теоретического материала и мало уделялось внимание на развитие практических навыков пользования компьютерами. Позже, уже в самом конце 90-х, стали изучать операционную систему, пользование офисным пакетом, в основном, текстовым и табличным процессором, программу создания презентаций стали использовать чуть позже. Долго компьютер воспринимался как пишущая машинка и хранилище документов в электронном виде.

Фактически новый этап истории школьной информатики начинается с 1993 года. Был принят новый базисный учебный план для школ Российской Федерации, согласно которому преподавание информатики было рекомендовано с 7-го класса. С этого года предмет сменил свое название с «ОИВТ» на «Информатика»[2].

Во второй половине 90-х годов, усилиями энтузиастов, в школах стали появляться компьютерные сети, поначалу на коаксиальном кабеле, позже, (уже практически в нулевые - ??) на витой паре. Сети были, как правило, одноранговые, хотя многие школы, в основном, усилиями учителей информатики, стали использовать серверы. К 2000г, практически каждая городская школа в Красноярске имела, или старалась это сделать, компьютерный класс. В сельской местности дела обстояли несколько хуже, но компьютеры, хотя бы один, были.

Постепенно стало укрепляться понимание того, что компьютерная грамотность и умение программировать не совсем одно и то же. Отход от программирования как основного средства использования компьютера стимулировал новый подход к поиску фундаментального общеобразовательного содержания школьного предмета [2].

Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику»[2].

Период с конца 90-х годов, примерно до 2004 года характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг. То есть полное осознание метапредметности информатики и использование её во всех аспектах образования.

Использование Интернет в школах началось во второй половине, ближе к концу 90-х годов, но не учащимися, а администрацией и учителями информатики, и отдельными "продвинутыми" учителями-предметниками.

Современный период внедрения ИКТ в учебный процесс, а вернее, вступление, первые шаги в него начались в середине 2000 годов. Именно поэтому, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 Г. N 24-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г.), проектом «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», государственными образовательными стандартами, постановлением правительства РФ «Развитие единой образовательной информационной среды 2001 - 2005» от 28 августа 2001 г., программой развития школы, информатизация определена как одно из приоритетных направлений деятельности.

К 2004 - 2005 году школы оснащаются компьютерами, появляются компьютерные классы, полностью компьютеризируются школьные администрации и вспомогательные службы. В 2009 г президентом запущена программа подключения всех школ к сети интернет. Появляется требование к образовательным учреждениям иметь собственные сайты школ. Всё это было охвачено компьютерной сетью с несколькими серверами и свободным выходом в Интернет для всех, правда не широкополосным и с определёнными ограничениями. То есть появилась довольно полноценная электронная среда школы, охватывающая как учебный, так и управленческий процесс. Нормой стали школьные сайты, отражающие школьную жизнь. Среда позволяла обмен файлами, написание комментариев на сайте, чат, использование электронной почты. Другие формы компьютерной коммуникации, такие как видеоконференции, уже существовали, но были дороги и не были так распространены, и потому, в школах ещё не применялись.

Целью информатизации школы в то время считалось создание условий для системного внедрения и активного использования ИКТ, цифровых образовательных ресурсов, повышение эффективности системы образования, возрастание качества и доступности образовательных услуг, ориентации информационно-образовательной системы на вхождение в глобальное информационное общество.

В то время предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ»; определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы.

С самого начала, то есть с 3 класса изучались теоретические основы информатики, появились школьные рабочие тетради с готовыми заданиями. Сами информационные технологии начинали полноценно преподаваться только на втором этапе, вместе с тем, теоретическая информатика продолжала изучаться весь курс, включая в себя в 10 - 11 классах программирование и логику, впрочем, основы программирования давались и в 9 классе. То есть, использование ИКТ в работе учащихся, более или менее массово, начиналось не раньше 8 класса, хотя само применение, в отдельных случаях, начиналось с начальной школы.

В тоже время начала меняться образовательная парадигма. От формирования и развития ЗУНов у учащихся, была поставлена задача на формирование ключевых компетентностей.

Тогда же компанией Intel® была запущена задача на формирование и развитие проектной деятельности учащихся и педагогов, с широким использованием офисных технологий Microsoft. Этот глобальный проект назывался "Intel®. Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft) [3]. Использование метода проектов началось и до этого и с использованием ИКТ и без ИКТ. Но с тех пор метод проектов с использованием ИКТ прочно вошёл в учебную жизнь школы.

Для учителей была поставлена задача использовать в преподавании цифровые образовательные ресурсы, даже самим их создавать и использовать, локально. В Интернет была создана копилка-библиотека ЦОРов, куда учителя отправляли свои ЦОРы, и, в свою очередь, могли пользоваться чужими. Но пользоваться не онлайн, а локально, "скачав" ресурс. Следует отметить, что появились, заметно, но ещё не массово, видеоуроки, скачав которые, можно было применить в своей педагогической деятельности. Цифровые образовательные ресурсы, которые можно было бы использовать локально, массово поставлялись в школы на CD и DVD. Вместе с тем, практически все учащиеся и большинство педагогов стали использовать Интернет, в частности, для поиска нужной информации и для общения. Учителя стали использовать электронную почту для связи с учащимися, принимать выполненные задания в электронном виде. Не массово, так как компьютеры и Интернет были ещё не в каждой семье.

В целом проект информатизации системы повлёк за собой несколько системных эффектов в области образования [4]:

1. Школы, активно и эффективно внедряющие ИКТ - стали наиболее конкурентоспособны на рынке образовательных услуг. Повышение рейтинга и статуса таких школ стали предпосылкой развития муниципальной и, как следствие, региональной системы образования.

2. Массовое использование цифровых образовательных ресурсов, вопросы безопасности Интернет, применение свободно распространяемого программного обеспечения, формирование и использование школьных баз данных с применением автоматизированных систем управления.

3. Повсеместное подключение школ к Интернет позволило создать открытое образовательное пространство, повысить доступность качественных образовательных услуг для каждого из участников образовательного процесса.

4. Открытое образование, развитие системы дистанционного образования, разработка специализированных сетевых учебных курсов для учащихся, а также для повышения квалификации педагогов.

5. Участие учащихся в районных, городских, региональных и федеральных интернет-олимпиадах и конкурсах.

6. Создание сетевых сообществ педагогов для поддержки друг друга в профессиональном плане, распространение положительного педагогического опыта.

7. Создание банков программно-педагогических средств для использования в учебном процессе.

8. Повысилось качество принятых управленческих решений за счёт наглядного и оперативного представления информации, её структурирования, управления информационными потоками.

9. Организована автоматизация документооборота всех участников информационной системы и финансовой деятельности образовательных учреждений (расчёт зарплаты, учёт материальных ценностей и др.).

10. Внедрена автоматизация учёта кадров, сбора и обработки данных о состоянии образовательного учреждения.


С конца 90-х годов в России стала быстро развиваться сотовая связь, а вместе с ней, уже в начале нулевых, стал приходить мобильный Интернет. Начиная с 2008 года техника и технологии шагнули так далеко вперёд, что стала возможно воплощение в жизнь идеи Джона Маккарти, ещё 1960-х годов. Идея заключалась в использования вычислительных ресурсов по принципу системы коммунального хозяйства [5]. Сейчас это называется Cloud computing - Облачные вычисления. Облачные вычисления (англ. cloud computing), в информатике — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру.[6]

Различают следующие виды облачных вычислений:

● Infrastructure as a service — инфраструктура как услуга.

● Platform as a service — платформа как услуга.

● Software as a service — программное обеспечение как услуга.

● Hardware as a Service — аппаратное обеспечение как услуга.

● Workplace as a Service — рабочее место как услуга.

● Data as a Service — данные как услуга.

● Security as a Service — безопасность как сервис.

● Cloud OS - облачная операционная система.

● Cloud Storage - Облачное хранилище данных

16 марта 2009 г Минобрнауки России разработало и вынесло на обсуждение проект Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Согласно инициативе Президента Российской Федерации. В проекте указывалось "... Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи...."

22 Январь 2010 утвержденная концепция развития национальной школы была утверждена Президентом Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге. Концепция имела 5 Ключевых направлений развития общего образования:

1. Обновление образовательных стандартов.

2. Система поддержки талантливых детей.

3. Развитие учительского потенциала

4. Современная школьная инфраструктура

Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться.

5. Здоровье школьников.

Также были определены инструменты и механизмы обновления школьного образования.

Были приняты новые стандарты начальной и основной школы, предусматривающие создание новой электронной среды школы. Изучение информационных технологий переместилось уже в начальную школу, чтобы учащиеся могли научиться применять самые современные информационные технологии в образовательном процессе. Учиться по новому в новой среде.

С точки зрения современного образовательного процесса, создание новой электронной среды школы при помощи облачных технологий полностью стыкуется с новыми формами учебного и управленческого процесса, что выражается в системе нелинейного расписания и соответствует новой образовательной парадигме.

Больше всего здесь подходят технологии SaaS (аренда ИТ-приложений и облачные веб-сервисы, ведь среди них есть много абсолютно бесплатных, сюда же можно отнести и платформу-онлайн в качестве сервиса).

При этом есть очевидные плюсы, аналогичные миру бизнеса при переходе в работе в «облако»:

1. Экономия средств на программное обеспечение. К примеру, используя технологии Sky Drive, Zoho Docs или Google Docs можно не приобретать офисные технологии работы с документами, презентациями, электронными таблицами и т. д.

2. Экономия на ИТ-специалистах. Использовать за определённую фиксированную плату готовые «облачные» платформы, можно отказаться от услуг некоторых категорий ИТ-специалистов.

3. Экономия электроэнергии.

4. Снижение потребности в помещениях. Выполнение многих видов учебной работы может выполняться online и там же контролироваться и оцениваться учителем.

5. Повышение безопасности. Антивирусная, антихакерская безопасность гарантируется представителем online услуг.

6. Экономия серверного дискового пространства. Область для хранения материалов предоставляется представителем online услуг.

7. Доступ к образованию людей с ограниченными возможностями.

Учащийся должен иметь постоянный доступ к информации в Интернет, пользоваться в процессе учёбы всевозможными ресурсами онлайн и другими "облачными" сервисами. У нас в лицее уже есть беспроводной доступ в Интернет. Учителя в учебном процессе широко используют всевозможный "облачные" ресурсы, разработаны новые учебные программы согласно новым образовательным стандартам. Причём программы могут меняться, иметь заменяемые модули, в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями учащихся.

Ученики уже сейчас выполняют задания, ведут совместную работу над проектами, а учителя проверяют и контролируют их деятельность в "облаке". Также учащиеся посещают экскурсии онлайн, выполняют лабораторные работы онлайн, осваивают всевозможные навыки на тренажёрах и симуляторах онлайн, посещают видеоуроки онлайн, организуют и выполняют различную социальную деятельность онлайн и многое другое, что предоставляют "облачные" сервисы.

Школьный сайт также уже является "облачным" сервисом с интерактивной информацией, электронными журналами и т. п. В лицее есть три стационарных компьютерных класса и класс с ноутбуками, но это не стыкуется с новыми вызовами. Существующая техника не соответствует новой образовательной парадигме.

Для этого нужно оборудование нового поколения, и, самым удобным для этого является планшетный компьютер. Для современной молодёжи всевозможные гаджеты - привычная жизненная среда, и планшетный компьютер является лёгкой и удобной базой для обучения. Школы США, например, уже в прошлом году массово закупали iPad от Apple, так как подсчитали, что это дешевле, чем закупка учебников. А через пять лет все школы США перейдут на планшетные компьютеры iPad. Apple уже сейчас поддерживает около 150 бесплатных образовательных программ и в январе 2012 года компания Apple представила приложение iBooks Author для своего планшетного компьютера iPad, которое может создавать интерактивные электронные учебники [7, 8].

Так нужно ли "изобретать велосипед"?

С внедрением ИКТ в учебный процесс школ появились и соответствующие методические рекомендации.

Прежде всего следует обратить внимание на сайт Федерального центра цифровых образовательных ресурсов Министерства образования и науки Российской Федерации с мощным каталогом электронных образовательных ресурсов [9].

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО)[10].

Каталог охватывает Основное общее образование, Среднее (полное) общее образование, Начальное профессиональное образование, Среднее профессиональное образование, Дополнительное образование. Начальной школы отдельно в нём нет, что является минусом. Плюсом является то, что ресурсы можно проигрывать на сайте, но скачав и установив предварительно специальный проигрыватель ресурсов и кодеки, что неудобно, и, следовательно, являются минусом данного ресурса. Эти проигрыватели довольно специфические, есть отдельный для Windows, отдельный для Linux, мало применяются в использовании интернет-ресурсов. Скажем так, система устарела, хотя ещё долго может использоваться.

Современные цифровые образовательные ресурсы являются "облачными" и используются онлайн без скачивания и установки с использованием других плееров, встроенных в браузеры.

Разработано много методических рекомендаций по использованию Федерального хранилища Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [10].

Существует также Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. [11]. На сайте также есть страница со ссылками довольно большого количества методических рекомендаций.

В настоящее время в Коллекции размещено более 111000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы [11]. Ресурсы представлены в виде как "облачных", текстовых и интерактивных, так в виде требующем скачивания. Зато коллекция охватывает с 1 по 11 классы. Можно зайти для поиска по нужному классу, а также и по предмету, где, опять таки, можно указать нужный класс. Существует разделение на Каталог для ученика и Каталог для учителя. Хотя на наш взгляд эта коллекция используется, в основном, учителями, так как для учеников покажется неудобной. Методические рекомендации для Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов активно разрабатываются как отдельными методистами [12], и сообществами учителей, организованных в сети [13], так и рекомендованные министерством [14]. Также методические рекомендации министерства охватывают использование формата ODF, работу с файл-сервером, работу с системой дистанционного образования Moodle, работу с электронными образовательными ресурсами и плеером открытых модульных систем, то есть ресурсы [10]. Система Moodle - полноценный вебинар-сервис. Отличие в том, что этот полноценный веб-сервер следует устанавливать у себя на сервере. Работу и регистрацию вынести на свой сайт. Плюс в том, что всё своё и не надо ни к кому идти на чужой ресурс. У нас на сайте реализована система дистанционного образования Moodle (Modular Object - Oriented Dynamic Learning Environment ). [15, 16]. Moodle проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу, активное учение, критическую рефлексию. Вместе с тем, у Moodle имеется существенный, на наш взгляд, недостаток. Дело в том, что система Moodle, построена на той же классно-урочной модели, только «пересаженной» в цифровую оболочку. Все зависит только от учителя. Да, это цифровая среда, среда с предустановкой на сервере, просто так не войдёшь и не поработаешь. Система требует обязательной регистрации. Это не то направление, в котором нам бы хотелось, чтобы двигалось образование, не соответствует духу и принципам, заложенным в новые ФГОС.

На региональном уровне также разрабатывались методические рекомендации по внедрению ИКТ в учебный процесс [17]. Причём основываются они на региональных образовательных законах, муниципальных программах развития образования, программах, информатизации ОУ и регламентам по основным аспектам информатизации, например [18]. Рекомендована организация учебного процесса с использованием ИТК, где подробно рассмотрены составляющие школьной информационной среды.

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

● учебные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть, компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением;

● учебная аудитория, оснащенная мультимедиапроектором, персональным компьютером, переносным или стационарным экраном;

● медиатека, объединяющая медиа-, видео-, библиотеку и обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам [18].

Среда имеет ряд недостатков, таких как отсутствие сайта ОУ и упор на медиатеку. Дело в том, что при переходе на свободное программное обеспечение многие медиаресурсы под Windows оказались неприменяемы. Ещё следует отметить о переходе с "коробочной" формы ресурсов на ресурсы онлайн, в Интернет. Такова мировая тенденция. Так фирма Apple ещё летом 2011 года выпустила свой новый ноутбук без dvd-привода. Решение компании Apple не была необходимостью, это был сознательный выбор. И это сигнал, что физические носители информации постепенно уходят [19].

Так в [18] рекомендуется использовать следующие варианты уроков с ИКТ-поддержкой:

1. Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

Здесь рекомендовано использовать CD и DVD с учебными материалами и собственные презентации учителя.

2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

Подчёркивается, что здесь рекомендовано тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры.

3. Урок, интегрированный с информатикой. Проводимый двумя учителями, решающими каждый свою и общие задачи.

4. Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов. Почему-то авторы методических рекомендаций, наряду с использованием интернет ресурсов, опять таки предлагают использование CD и DVD с учебными материалами.

5. Нетрадиционные формы урока.

Мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.

В дальнейшем, такая форма урока станет нормой, так как на уроках будет использоваться весь комплекс ИТК, в виде индивидуального планшетного компьютера, и он будет находиться постоянно в руках каждого ученика. Понятие традиционной урок, возможно, обретёт новые формы.

Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм. [20]

В таком случае первые два типа урока нивелируются в формы 4 и 5, а вернее какую-то новую форму, включающую в себя различные компоненты. Учителя будут иметь новый, более высокий уровень владения ИТК, уровень позволяющий практически исключить уроки формы 3, за исключением отдельных, довольно сложных с информационной точки зрения моментов, требующих специфических знаний по информатике.

Определённое место в методических рекомендациях досталось проектной деятельности учащихся [18, 21]. При этом определяется большое значение проектной деятельности для развития учащихся и значение ИКТ для неё. Однако ничего конкретного не сказано. Нет рекомендаций по использованию компьютерных программ для совместной работы учащихся и их общения, через Интернет, программ по управлению проектом онлайн. В методических рекомендациях ничего не говорится о работе учителя с учащимися онлайн, за исключением Moodle [14 - 16].

Невольно бросается в глаза, что рекомендации [14, 18] вышли в 2010 году, когда уже были готовы основные принципы и положения новых стандартов, однако, многие положения этих рекомендаций по пути использования ИКТ в учебном процессе, основываются на устаревших концепциях образования, не отвечающим современным вызовам. Создаётся такое впечатление, что многие просто не понимают современную модернизацию образования. Хотя определённыё сдвиги всё же есть [22, 24]. Так документ [22] содержит методические рекомендации по организации перехода на электронную форму ведения журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации, журнал, практически становится облачным сервисом.

В [23] автор тщательно проанализировал педагогические качества ряда существующих электронных образовательных ресурсов созданных или используемых педагогами. Анализ показал, что во многих из них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не только не подчинены, но и не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной занимательностью, она определяется заданным изначально учебным целеполаганием и директивно структурированным содержанием.

Для того, чтобы избежать определённых ошибок с 2011 года был запущен проект "Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями"[24]. Проект будет реализовываться по 4 квартал 2012 года включительно. На сайте проекта ведётся постоянный мониторинг и оценка электронных образовательных ресурсов. Ресурсы на сайте можно скачать или использовать онлайн. Проект охватывает все сферы образования, начиная с дошкольного. Правда не все разделы проекта ещё работают.

Практически каждое учебное заведение на основе федеральных и региональных стандартов, программ и методических рекомендаций по внедрению ИТК в учебный процесс, составили свои программы информатизации с соответствующими методическими рекомендациями [25 - 27]. Практическое, иногда довольно подробно описанное, применение федеральных и региональных методических указаний с учётом специфики каждого ОУ.

Анализ материалов показывает, что существующие методические рекомендации по внедрению ИКТ в учебный процесс не удовлетворяют возникающей новой образовательной среде, регламентируемой ФГОС нового поколения [28]. Рекомендации не регламентируют создание современной электронной среды школы, в которой учащийся должен находиться постоянно и получать нужную ему информацию моментально, используя различные облачные сервисы, включая школьный сайт, который также должен являться облачным. Рекомендуемые мероприятия довольно дискретны и не создают целостного, поступенчатого, начиная с 1 класса, вхождения учащегося в новое электронное пространство новой школы. Есть определённые успехи, такие как внедрение электронных дневников и журналов, внедрение и мониторинг цифровых образовательных ресурсов.

В МОУ ОУ лицей № 9 "Лидер" ведётся активная работа по внедрению стандартов нового поколения, и, следовательно создание новой лицейской электронной среды. Постоянно развивается сайт лицея, который стал настоящим облачным сервисом. Введены и действуют новые программы в рамках дополнительного образования по информационным технологиям для начальной школы. Именно здесь важен постепенный момент вхождения в новую среду обучения:

1 класс.

1. Знать, из каких основных частей состоит компьютер;

2. Знать основные устройства компьютера;

3. Уметь включать и правильно выключать компьютер;

4. Знать назначение клавиш на компьютерной клавиатуре;

5. Уметь пользоваться компьютерной мышью и клавиатурой.

6. Знать объекты интерфейса Windows и уметь ими пользоваться;

7. Уметь правильно запускать и завершать программу;

8. Уметь пользоваться стандартными операциями Windows. Знать основные операции операционной системы: вырезать, копировать, вставить. Уметь ими пользоваться.

9. Создавать простейшие рисунки в программе графического редактора.

10. Знать, что такое Интернет через игровые ресурсы, симуляторы и тренажёры.

2 класс. Ученик становится субъектом учебного процесса и учится:

1. Проводить расчёты с помощью калькулятора операционной системы или онлайн;

2. Знать клавиатуру и набирать текст в текстовом редакторе и редакторе презентаций, работать на клавиатурном тренажёре.

3. Создавать простейшие текстовые документы и презентации.

4. Изучить основные форматы графических файлов, их достоинства и недостатки;

5. Рассмотреть применение векторной и растровой графики;

6. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах Интернет (обрезка фотографий, уменьшение и т. п.)

7. Рисовать в программе графического редактора.

8. Работать в Интернет на игровых ресурсах, симуляторах и тренажёрах. Пробы поиска информации в Интернет.

9. Работа с программой Skype (вход в программу, написание сообщений, осуществление видеозвонков).

3 класс.

1. Создать свой аккаунт в Интернет, в одном из облачных сервисов (Google, например).

2. Работать с электронной почтой, пересылать файлы друг другу.

3. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов.

4. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах интернет.

5. Создавать текстовые документы и презентации в офисном пакете и онлайн, в ресурсах Интернет.

6. Совместно друг с другом и с учителем работать над документами и презентациями в облачных технологиях.

4 класс.

1. Осуществлять арифметические расчёты в электронных таблицах в офисном пакете и в облачных технологиях.

2. Строить графики и диаграммы по готовым таблицам.

3. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Пользоваться этой информацией для своих работ.

4. Научиться осуществлять простейшую проектную деятельность и совместно работать в группе над проектом в облачных технологиях.

5. Уметь Создать сайт по готовому шаблону в облачных технологиях для поддержки проекта.

6. В процессе работы над проектом уметь пользоваться облачными сервисами для совместной работы в Интернет и программами для управления проектами

7. Уверенно создавать полноценные презентации, текстовые документы с форматированием в облачных технологиях и в офисном пакете с привлечением различных онлайн ресурсов.

Среда развивается и учащиеся и педагоги активно ей пользуются для различных учебных целей. Первоначально с педагогами был проведен курс занятий по использованию облачных технологий и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.

Начинают учащиеся в 1 классе с использования развивающих игровых ресурсов онлайн, специальных видеоуроков онлайн, экскурсий онлайн, симуляторы и тренажёры онлайн. В лицее создан мощный каталог цифровых образовательных ресурсов онлайн. Каталог находится на сайте лицея и доступен для всех, даже для гостей сайта, он разбит на разделы попредметно, и по видам ресурсов: виртуальные лабораторные работы, экскурсии онлайн, игры онлайн, видеоуроки онлайн и т. п. Ресурсы охватывают весь образовательный процесс, что способствует внедрению новых стандартов в учебный процесс основной школы, включая нелинейное расписание, индивидуальные образовательные траектории учащихся по 7 класс включительно, начальная школа уже работает по новым стандартам. Старшая школа также использует цифровые образовательные ресурсы и работает с использованием облачных технологий. Работает дистанционное образование, как с помощью системы Moodle, установленной на сервере и доступной через лицейский сайт, так и с помощью сервисов Google, причём последние активно используются в начальной школе, такие как документы Google, видеочат Google, почта Google Gmail , так что ни один ребёнок не остаётся обойдённым, если он не может присутствовать на занятии. Кроме того с 3 класса учащиеся создают собственные сайты и сайты класса в тех же сервисах Google.

При ведении проектной деятельности учащиеся используют те же сервисы Google, для управления проектами используется облачный сервис Teamer.

К сожалению техническая база пока не позволяет создать нам полноценную образовательную среду.


В. Э. Винников, учитель информатики,

МБОУ лицей №9 "Лидер", г. Красноярск


Использованные источники.
1. Методика преподавания информатики. Лекции для студентов 4-го курса педагогического потока ММФ (февраль — июнь 2009года, 34/34 часа). http://www.bsu.by/Cache/pdf/87383.pdf
2. Общая методика преподавания информатики. http://www.vspu.ac.ru/~mvv/mpi/mpi_1.pdf
3. Intel® "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие.- 4-е изд., испр. - М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция". 2004. - 368 с.
4. Вадим Кеспиков, Ольга Осипова "Информатизация - действия и последствия.". Народное образование. №9, 2008, стр. 148.
5. Облачные вычисления. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Облачные_вычисления
6. Mell, Peter and Grance, Timothy The NIST Definition of Cloud Computing (англ.). Recommendations of the National Institute of Standards and Technology. NIST (20 October 2011). http://csrc.nist.gov/publications/nistpubs/800-145/SP800-145.pdf
7. Американские школы в ближайшие 5 лет перейдут на iPad. http://appleoutside.ru/news/amerikanskie_shkoly_v_blizhajshie_5_let_perejdut_na_ipad/2011-10-31-716
8. Apple анонсировала "цифровые учебники" для iPad и инструменты для их создания. http://hitech.newsru.com/article/20jan2012/appltxtbks
9. Каталог электронных образовательных ресурсов. Федеральный центр цифровыхобразовательных ресурсов. Министерств. образования и науки Российской Федерации. http://fcior.edu.ru/
10. Методические материалы. Федеральный центр цифровыхобразовательных ресурсов. Министерств. образования и науки Российской Федерации. http://fcior.edu.ru/methods.page
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
12. Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании геометрии. Одегова Светлана Петровна методист МОУДПОС Центр информационных технологий г.о.Тольятти. Сайт Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/151917.
13. Виртуальное методическое объединение учителей географии. Единая система цифровых образовательных ресурсов. http://groups.google.com/group/vmoug/browse_thread/thread/a260d356dd374500
14. Методические рекомендации по внедрению и использованию свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях Российской Федерации– М: Минобрнауки России, 2010 - 656 с.: ил.
15. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.
16. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. Харьков. ХНАГХ, 2009. 292 стр.
17. Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.
18. Областная программа «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2010 годы» (Закон Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 164-З), подпрограмма 3.15 «Развитие единой информационной образовательной среды Тамбовской области на 2006-2010 годы».
19. Would you buy a PC without a DVD drive?
http://conversation.which.co.uk/technology/pc-computer-no-dvd-drive-apple-mac-mini/
20. Васильева Е.В. Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках в начальной школе. http://ipc.krutiha.ru/
21. Информатизация внеучебной деятельности школьников. http://www.shkola40.org/docs/ikt_vne_uroka.doc
22. СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Шифр «Электронный журнал». На 24 листах. Москва, 2012. Общегородской электронный дневник. http://dnevnik.mos.ru/
23. Е. В. Якушина Электронно-образовательные ресурсы: педагогические качества, достоинства и недостатки. Народное образование. №2, 2011, стр. 151.
24. Электронные образовательные ресурсы. http://eor-np.ru/
25. Заикина Н.В. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях обновления содержания образования. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3860/Itemid,118/
26. Программа внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный и управленческий процесс общеобразовательного ( в рамках реализации программы развития школы как образовательного учреждения адаптивного типа, реализующего компетентностный подход в образовании и воспитании школьников). МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6», Южноуральск. 2010. http://school6-yu.ru/
27. Глава II: Методические рекомендации использования информационно – коммуникационных технологий на уроках алгебры и начал анализа при изучении темы «Производная». «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении алгебры и начал анализа ». (на примере темы «Производная»). Методическая разработка. Селезневой Ирины Юрьевны, учителя математики. МОУ СОШ №2 г. Пошехонье. Ярославль, 2010. http://letopisi.ru/index.php/Школа_№2_г._Пошехонье_Ярославской_области
28. ФГОС: НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (Минобрнауки России). ПРИКАЗ. Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об утверждении и введении в действие. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Винников Вадим Эдуардович30.05.2012 108122 Из опыта работы
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Странно, но этот материал практически исчез
avatar
0
2

Здравствуйте. Что значит исчез?
avatar