РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационные технологии как условие развития индивидуальности

Тема: Информационные технологии как условие развития индивидуальности.
 
Преподаватель: Усманова Ю.Р.


В своей педагогической деятельности с учащимися я столкнулась со следующими противоречиями:

  • Между усвоением новых знаний и способами применения данных знаний.
  • Между неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность, управлять ею и стремлением к самосовершенствованию, самостоятельности.

На основании этого я определила цель работы:

Цель: определить эффективность ИКТ в педагогической деятельности, их роль и влияние на формирование ЗУН учащихся, а также личностных качеств обучаемых (образованности, самостоятельности, критичности, ответственности).

Для реализаций данной цели я ставлю следующие задачи:

  • Изучить существующий опыт использования ИКТ на уроках математики.
  • Формирование познавательной активности учащихся.
  • Повышение интереса учащихся к математике с помощью ИКТ.
  • Использование презентаций на различных этапах урока, тестов, самостоятельных работ.
  • Разработка и апробирование интегрированных уроков математика – информатика.
  • Определить роль и влияние ИКТ на формирование знаний, умений и навыков учащихся по математике в 6-9 классах.

Объектом исследования на данном этапе является преподавание математики в 7 классах.
Предметом исследования является использование ИКТ на уроках математики в 7 классах.
Гипотеза: Внедрение ИКТ на уроках математики создадут предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволят широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии будут способствовать раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Ожидаемые конечные результаты:

• Положительная динамика и в дальнейшем стабильность уровня обучаемости по математике 6-9 классов.
• Повышение уровня сформированности самостоятельно приобретать знания.
• Рост информационной культуры учащихся.

Теоретическая база
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационные технологии подразделяются:

  • Универсальные
  • Специальные
  • Интернет

(текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации) (электронные учебники, энциклопедии, тренажеры) (виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии)

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является информационные технологии (ИКТ).

Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

ИКТ могут осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как "проникающая” технология(применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели ИКТ:

• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
• Подготовка личности «информационного общества».
• Дать ребенку так много учебного материала, какое только он может усвоить.
• Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении(введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Рассмотрим возможности информационно-коммуникационных технологий.

Мультимедийное сопровождение уроков.
Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» (от multi – много и media – среда).Мультимедийная технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации в виде числа, текста, графики, анимации, видео и звука.

Разновидности мультимедийных продуктов:

1. Компьютерная презентация, которая создаётся с помощью программы Power Point, – представляет собой последовательность слайдов. Использую презентации, как сказку, путешествие, т.к. детей этого возраста можно заинтересовать еще такими формами урока.

С помощью данной программы я создаю:

1) Презентация для изучения нового материала
Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи:
1. Высвобождается большое количество времени, но презентация должна соответствовать темпу усвоения, записи учащихся.
2. Компьютер позволяет показать сложный опыт безопасно, объяснить его сущность, но это должно дополнять, а не заменять.
3. Презентация значительно облегчает управление уроком, организацию работы учащихся, но требует от учителя уверенного владения техникой, знания программ, готовности к работе в обычном режиме.
При необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя, например: с доски формула стерта, и если ученик её не успел записать, то учителю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробнее остановиться на определённых моментах. При изучении темы «Простые и составные числа» я познакомила учащихся с построением решета Эратосфена, применяя презентацию. Это заинтересовало учащихся, и они сами попробовали построить решето Эратосфена у себя в тетрадях, смотря, как я строю решето на компьютере. (Презентация1, слайды 3, 4, 5)
2) Презентации-опросы: создаю вопросы, задачи, что активизирует учащихся на дальнейшую работу на уроке, создает благоприятный климат. Так при повторении темы «Обыкновенная дробь» в начале урока повторили теоретический материал, используя презентацию, и проверили правильность выполнения. (Презентация 2,слайд 5).
3) Презентации для организации как фронтальной, так и групповой работы. С помощью презентаций также можно создавать маршруты для учащихся, т.е. виден конечный результат их деятельности. При составлении интегрированного урока «Путешествие к планете знаний» мы использовали слайд – маршрут. (Презентация3, слайд 2)
4) Презентации для самостоятельной проверки ЗУН учащихся. На любом этапе, используя презентацию, я могу провести самостоятельную работу, и тут же ученики могут её проверить. Так при изучении темы «Отношения. Решение задач на проценты» я провела самостоятельную работу (Презентация4, слайд 14), а затем ученики поменялись тетрадями и проверили эту работу (Презентация4, слайд 15). Применение презентаций на этом этапе тем хорошо, что затрачивается меньше времени на уроке, ученики видят результат сразу.

2. Электронные средства обучения

Преимущества:

1. Возможность неоднократно повторять, останавливать, что позволяет учителю акцентировать внимание учеников;
2. Обращаться к теоретическому материалу, делать исторические ссылки, работать с определениями и законами;
3. Наглядность процессов, четкие изображения установок и моделей, не загроможденность;
4. Моделирование процессов и явлений;
5. Получение и анализ графической зависимости.

Недостатки:

1. Плотный поток информации, закодированный в различных формах, который учащиеся не всегда успевают обрабатывать, усваивать, запоминать.
3. «Привыкание» к такому или иному продукту, теряется острота интереса, дети скучают по реальному эксперименту;
4. Вытесняется живое общение с учителем;
5. Ученики выполняют роль сторонних наблюдателей.

ИКТ во внеурочное время: можно выделить основные цели дидактических игр:

1) повышение интереса учащихся к математике;
2) пропаганда достижений математики;
3) выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи;
4) активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Сделать дидактическую игру более наглядной помогает создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Мне компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.Возможность вставлять любые объекты (картинки,графики, таблицы, схемы) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении различных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти.
Предлагаемый мною материал содержит презентационную работу с конкретными дидактическими играми по разным темам для учащихся 5–6-х классов (Приложение 1).

Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что информационно–коммуникационные технологии – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. А так же позволяет создавать условия для повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования.

Поэтому для себя можно выделить основные направления повышения качества образования:

1. Повышение профессиональной компетенции учителя.
2. Использовать в образовательном процессе интеграцию содержания и познавательной деятельности учащихся, т.е. деятельный подход:
а) формировать умения;
б) использовать информационно-коммуникационные технологии, современные педагогические технологии, проблемный метод обучения, исследовательские и проектные технологии.

3. Контроль осуществлять дифференцированно на базовом уровне (репродуктивном), повышенном и высоким (продуктивном и творческом). Для контроля использовать ИКТ. Задания продумывать в соответствии с ТУПВ (требования к уровню подготовки выпускников).

4. Повысить мотивацию учеников на получение хорошего образования при помощи ИКТ.
Итак целесообразно применять информационные технологии на уроках математики в следующих случаях:
- в обучающем режиме;
- в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
- при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
- в режиме самообучения;
- для диагностического тестирования качества усвоения материала;
- в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
В результате работы накоплен следующий материал с использованием ИТ:

1) уроки по темам:

2) внеклассные мероприятии:

  • «Ох, уж эта математика!»;
  • «Поле чудес»
  • «Счастливый случай»


Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  • 1. Для объявления темы
  • 2. Как сопровождение объяснения учителя
  • 3.Для устной работы
  • 4. Как информационно-обучающее пособие
  • 4. Для контроля знаний
Усманова Юлия Раисовна22.06.2012 21330 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar