РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ИКТ - технологий в обучении детей с особыми образовательными способностями.

Использование ИКТ - технологий в обучении детей с особыми образовательными способностями.
Использование ИКТ - технологий в обучении детей с особыми образовательными способностями.

Cтолкнувшись с необходимостью принять ребенка с ограниченными возможностями в класс, перед каждым педагогом возникает множество проблем: как включить ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс, какие приемы, методы наиболее эффективны при реализации инклюзивного обучения?

- Как реализовать индивидуальный подход, работая со всеми детьми, и одновременно с каждым ребенком?

Основная цель уроков инклюзивного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Наличие у детей особых образовательных потребностей предполагает решение развивающих, профилактических и коррекционных задач.

Так каким должен быть урок? Интересным, познавательным, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться. Используя неподдельный интерес детей к интерактивной доске можно решить ряд проблем на уроке.

В нашей школе с 2009 года сформирована проблемно-творческая группа «Интерактивная доска как ресурс повышения эффективности образования», которая функционирует в рамках реализации федерального эксперимента (приказ Департамента общего образования Томской области № 1169 «Об организации экспериментальной площадки по инклюзивному образованию».)

Интерактивная доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это, в свою очередь, – способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Благодаря современным интерактивным технологиям занятия превращаются в захватывающее учебное приключение, где даже мы, педагоги, вместе с детьми с удовольствием отправляемся, то в увлекательное путешествие по вселенной, то окунаемся в бездонные просторы океана. Работа с интерактивной доской становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование различных «волшебных» маркеров развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Интерактивная доска не только побуждает детей к активной коллективной работе, но и помогает донести материал до каждого ребенка в классе.

Второй год в нашей школе обучается ребенок с ОВЗ. У Сони нарушение опорно-двигательного аппарата, она передвигается на коляске, которой управляет сопровождающий. Моторика рук слабая. Но, как и все дети, Соня тоже хочет работать с доской. Для этого сопровождающий отодвигает парту и помогает подъехать к доске. Так как доска большого размера, то выполнять упражнение рукой или маркером ей неудобно, поэтому задания она выполняет с помощью указки, которую держит двумя руками. При этом ей необходимо дотягиваться до объекта, перемещать его, делать пометки и записи, поверх выводимых на экран изображений, передвигать картинки, буквы и т.д. например, сейчас она легко справляется с заданиями: найди букву, вставь пропущенную букву в слово, сопоставь изображение предмета, животного со словом, найди лишний предмет. Аналогичные задания выполняет на любом на математике, природоведении.

Педагогические наблюдения показали, что работая с интерактивной доской., Соня делает дополнительные движения туловищем, чтобы справиться с заданием, что благотворно влияет на её двигательную активность.

Так как результат работы на интерактивной доске можно сохранить, то учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради для домашней работы.

Особенно ценной может явиться наглядная демонстрация желаемого результата, когда ученик видит «прогноз» реакции компьютера на правильный и неправильный ответ и может выбрать нужное решение без боязни сделать ошибку. Ученики могут экспериментировать с заданием, передвигать объекты, отменять свои действия и пробовать снова.

В работе с детьми-инвалидами часто сталкиваемся с проблемой их вовлечения в учебный процесс. А благодаря этому оборудованию дети даже с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата с удовольствием включаются в учебную деятельность. Возможность применения интерактивной доски способствует снижению утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья, дольше удерживает их внимание.

Дудко Наталья Михайловна28.07.2012 19130 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar