РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе "Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию".

Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Исилькуля Омской области

 

Эссе «Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию».


подготовила
учитель начальных классов
Шевченко Людмила Владимировна
г. Исилькуль
2011

 

«Глубочайшим свойством человеческой
природы, является страстное стремление
людей, быть оцененными по заслугам.
Уильям Джеймс.


Мы живем во временном диапазоне, где к каждому понятию прибавляется приставка "НОВОЕ": "новая система оплаты...", "новые правила аттестации педагогических работников...", "новое оборудование...", "новые формы взаимодействия с учащимися и их родителями..." Еще совсем недавно для всех стало введение нового понятия ПОРТФОЛИО (папка с бумагами...), а оно уже морально устарело! Теперь мы пользуемся новым понятием "Электронное портфолио". Нормативной базы еще никто не видел, а уже задаются вопросы "А у Вас есть электронное портфолио?!".
Что такое портфолио?
На этот вопрос я нашла ответ быстро. Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений. Такое определение дает словарь иностранных слов.

Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Чтобы учить других – педагог должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Для учителя начальных классов образовательного учреждения это утверждение особенно актуально.
Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Чем больше опыта приобретает педагог, тем более остро перед ним встаёт проблема обобщения этого опыта. И вот на этом этапе (а каждый для себя определяет его самостоятельно) назревает необходимость в методике или технологии систематизации, обобщения, а далее и распространения своего опыта работы.
Без сомнения, лучше метода «Портфолио» пока не придумано. Но до сих пор нет чётко прописанных положений или рекомендаций для каждой категории педагогов, в том числе и для учителей начальных классов. Мало конкретных примеров структуры и содержания портфолио, поэтому актуальность работы очевидна.

«Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы профессиональные достижения педагога, результаты обучения, воспитания и развития школьников» - эта формулировка встречается чаще всего в литературе и Интернете. Получается, портфолио создается ради фиксации результатов и представляет собой склад грамот, благодарностей и диаграмм? Конечно, нет! Портфолио для учителя - наиболее перспективная для дальнейшего развития система, которая сама проявляет способность развивать себя.

Так зачем нужен Портфолио? Портфолио позволяет отслеживать развитие профессионального уровня Учителя и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Да, работа над портфолио очень трудоемкая. Трудоемкость заключается в переосмыслении учителем, который выступает в роли исследователя, своего педагогического опыта, в создании условий развития устойчивого познавательного интереса, в систематической диагностике и обработке ее результатов. Выходит, что портфолио - инструмент мониторинга профессиональных достижений учителя.

И я считаю, что основные задачи портфолио это:

• показать все, на что способен учитель;
• проиллюстрировать все, чего достиг;
• раскрыть эффективность пути от цели к результату;
• показать потенциальные возможности для дальнейшего личностного и профессионального развития.

И всё-таки электронное портфолио нужен современному учителю не только и не столько для презентации своих достижений и самовосхваления, сколько для рефлексии своей деятельности и организации плодотворного сотрудничества с теми, кому необходима помощь опытных, достигших высокого результата коллег. Да и чужой пример успешности в профессиональной деятельности заряжает энергетикой, дарит уверенность окружающим, мотивирует их к творческой работе, не даёт останавливаться на полпути. Новая форма презентации своей работы интересна, поучительна, современна.

Электронное портфолио не собирает пыль, не занимает место в вашем шкафу или столе, при его создании не приходится тратиться на бумагу и краску, его всегда можно исправить и дополнить, есть возможность представить его гораздо большему количеству людей для ознакомления, навигация по разделам гораздо удобнее, легче найти интересующий каждого материал. При этом он выполняет все те же функции, что и портфолио в печатном виде. Электронное портфолио гораздо удобнее бумажного собрата.
Строгого требования к оформлению портфолио я не нашла, поэтому оформляла его в соответствии с собственным вкусом и вдохновением. И теперь понимаю, что портфолио должно отражать субъектную позицию педагога как профессионала. Каждый должен составлять портфолио как подскажет профессионализм, творческие способности, опираясь на собственные достижения.
Виды портфолио учителя.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько его видов:

  1. Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы, подтверждающие успехи вашей деятельности.
  2. Портфолио презентационное - необходимо при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
  3. Портфолио тематическое - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
  4. Портфолио комплексное - объединившее в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся.

Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащее в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности.

Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Я считаю, что портфолио должно быть личностным, с изюминкой, даже не в оформлении, а именно в содержании, в диалоге с коллегами. Всё зависит от того, с какой целью он создавался. Это своеобразный электронный учительский проект, и диктовать, каким он должен быть, наверное, нельзя. Общие принципы должны быть, конечно, соблюдены.

А ещё, коллеги, надо помнить о том, что мы все разные, порой раздражает ложный пафос и серьёзность отношения к себе и к своей деятельности. Как-то мы "забронзовели".

А теперь, считаю необходимым ответить на вопрос, поставленный вначале своего эссе: есть ли смысл в портфолио?

И с уверенностью могу ответить, что портфолио - один из самых важных и нужных документов в профессиональной деятельности учителя. Оно составляет объективное представление о педагоге, выражает умение решать учебные и воспитательные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.

В настоящее время не существует стандартов и каких-либо требований по организации и оформлению портфолио учителя начальных классов. Каждый вправе сам выбирать модель, вид или тип портфолио. Главное, решите для себя такие вопросы:

• Для чего я хочу создать портфолио?
• Что я включу в портфолио?
• Как будет организовано портфолио (файловая папка с печатными материалами или электронный вариант)?

Какие разделы могут быть включены в Портфолио? Да самые разнообразные, если они отражают характер педагога. Это могут быть следующие разделы: «Мои увлечения», или «Мое хобби», «Посмеемся вместе», это шутки или смешные фотографии, «Моя семья» и т.д.

Ещё несколько советов. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

• систематичность и регулярность ведения портфолио: оптимальная периодичность – один раз в квартал (например, в конце каждой четверти, когда подводятся итоги и проводится рефлексия);
• достоверность сведений, представленных в портфолио;
• аккуратность и эстетичность оформления;
• разборчивость при ведении записей;
• целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
• наглядность.

Создание профессионального портфолио – кропотливый труд.
Тем не менее, эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета образовательного учреждения.

Литература
http://www.direktor.ru/products/praktika/articles/2006-8/zahartshenko.rtf - Структура портфолио учителя. Оценка участия учителя в инновационных процессах на основании портфолио.
http://www.pedsovet.perm.ru/_pdocs/1141.ppt • 194 КБ • 09.02.2006 - Типы портфолио, структура портфолио (Т.Н.Макарова, В.А.Макаров, журнал "Завуч" № 4,2005 год)

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены