РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

МБОУ «Еланская СОШ№2» Волгоград.обл.
Учитель высшей категории
Кармазина А.В.

Родительское собрание во 2 классе на тему: "Как помочь ребёнку стать внимательным"
(интеллектуальная мастерская)


Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
2. Выявление проблем развития внимания.
3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.
4. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
5. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.
6. Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.
2. Подготовка памяток для родителей.
а) Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания.
б) О развитии произвольного внимания у младших школьников.
3.Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике родителями.
4. Подготовка опросника «Я и мой ребенок».
5. Анализ работы учащихся на уроках, проверка устойчивости внимания учащихся в учебной деятельности.
Для проверки внимательности учащихся им предлагаются следующие задания:
а) Нарисуй точки в тетради так, как они расположены на листочке (рисунок заранее готовится учителем).
б) Подчеркни слово, в котором есть буква «д»: Портной, подвал, антракт, земляк.
в) Каким по счету будет в перечне слов слово «мот»? Рот, кот, мот, год, крот.
г) Учащимся предлагается решить примеры на вычитание и сложение. Примеры даны на сложение и вычитание. По команде учителя дети списывают примеры на сложение, затем переходят списыванию на вычитание. Установка меняется несколько раз:
2 + 3 = 10 – 5 = 5 + 5 =
6 – 2 = 4 + 6 = 8 – 4 =
4 + 3 = 9 – 4 = 4 + 5 =
6 – 4 = 6 + 1 = 8 – 5 =
5 + 6 = 7 – 5 = 3 + 6 =
7 – 3 = 5 + 1 = 9 – 6 =
9 + 1 = 6 – 6 = 3 + 3 =
д) Учащимся предлагается диктант: Жуки сидят на траве. Банка стоит на столе. Папа надел сапоги. Крокодил плавает в  реке. Красные розы цветут в саду.
6. Предварительное анкетирование родителей по следующим вопросам:
- Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?
а) Да; б) нет; в) трудно сказать.
- Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным,
усидчивым, внимательным?
а) Да; б) нет;
- Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?
а) Да б) Нет.
- Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
а) Занимаемся б) Трудно ответить в) Не знаем
- Считаете ли Вы, что такие собрания необходимо посещать всей семьёй?
а) Да  б) Да, но не всегда  в) Необязательно

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) выставка литературы о внимании, познавательных процессах личности ребенка и других разделах психологии.
2) Листы и карточки с описанием игр и упражнений по развитию внимания.
3) Компьютер
4) Карточки с играми
5) Памятки
6) Цветок
7) Анкеты и результаты анкет
8) Результаты заданий на внимание
9) Упражнения на развитие внимания в домашних условиях

 

Ход собрания.
 

I. Организационная часть. Введение в тему собрания.

Родители занимают места за тремя столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.

II. Анализ результатов теста проведённого с родителями.

Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это...».

Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу.

III. Сообщение классного руководителя на тему «Особенности внимания младшего школьника».

Этап 1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?».

Подходит к доске, где текстом внутрь закреплено несколько карточек. На центральной из них написано: «Внимание - это важно!» учитель переворачивает эту кар¬точку и читает текст, определяющий ключевое понятие, создавая при этом ситуацию осмысления:

«Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одно¬временным отвлечением его от других объектов».

Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?

Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - воз-никло и прошло. При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.

Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше не¬интересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность.

Учитель: Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха по¬чему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание.

Учитель: (переворачивая следующую карточку, на которой написано «Механизм»): Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Открывается следующая карточка «Особенность внимания»:

Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Открывается карточка: «Виды внимания».

Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.
Учитель: Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога. (Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает текст).

Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)

Упражнение 1. «Запоминай порядок»

  1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;
  2. Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Упражнение 2. «Заметить все»

  • Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
  • Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
  • Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
  • Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
  • Положив один на другой 8 предметов, заставить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20 секунд, поставив набок, приложив, друг к другу, положив один на другой и т.д. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).

Упражнение 3. «Ищи безостановочно»

  • В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

Учитель: Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транс¬порте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, воз¬раст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).
Конечно, вам хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребенка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребенка (раздает тесты). Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат будете оценивать только вы. Возможно, придется задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы "поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Предлагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы.
Вопросы Ответы
Можете ли вы Могу и всегда так делаю Могу, но не всегда так поступаю Не могу
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? А Б В
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А Б в
5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя? А Б в
6. Поставить себя на место ребенка? А Б в
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)? А Б в
8. Рассказать ребенку поучи-тельный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? А Б в
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А Б в
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б в
11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что же-лает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться? Б В А
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? А Б В
13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз? А Б в

Ключ к тесту:
Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» -в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Этап 2. Углубимся в проблему
Учитель (подходит ко второй схеме, заранее заготовленной на доске): Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания (в последующем по мере изучения свойств переворачивает лепестки так, чтобы свойство появилось перед участниками; в конце концов картинка будет выглядеть так, как изображено на схеме):

Свойств внимания.

Под объемом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трех-четырех символов, а у некоторых и еще меньше.

Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребенка. У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы пришли с ребенком в зоопарк, то нельзя показывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать толь¬ко самых ярких, интересных, на ваш взгляд, и дать о них подробную и увлекательную информацию. Вот тогда ваш поход пройдет не зря. А если вы увлечетесь и обойдете с ним весь зоопарк, то ребенок быстро забудет все увиденное. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом написания незнакомых букв, цифрами, рисунками и т. д.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Это тоже связано с физиологией ребенка. Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы. Процесс возбуждения превалирует над торможением.

Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание может задерживаться не¬долго. И не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает торможение, апатия. Из всего этого следует еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться на детей, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями. Еще нужно помнить о последовательности подачи материала: от легкого - к сложному, от знакомого - к неизвестному, нужно уметь опираться на маленький опыт ваших детей. При начальном изучении нужно всегда дать ребятам время запомнить неизвестный предмет. Если это возможно, то его нужно по¬трогать, понюхать, погладить рукой, взвесить, даже попробовать. Вот тогда сложится наиболее полная информация о предмете; ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.

Под переключаемостъю внимания понимается возможность от¬влечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Заметим, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу.

Распределяемостъ внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов и т.д. Очень полезное и необходимое свойство. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребенка. Поэтому дети в первом классе, отвечая у доски, способны, сна¬чала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел сразу - задача очень трудная. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл только что проговоренное. Вот начинает ваш ребенок читать: произнес первый слог, второй, а слово собрать не может. И родители начинают метаться: он глупый, неспособный. А все дело в том, что у него маленький объем внимания и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. В это время нельзя горячиться, нужно спокойно дать ребенку возможность повторить, ведь сам процесс чтения для него и очень трудный, и одновременно он его увлекает. Это бывает не только при чтении, но и на других занятиях. В математике нужно разрешать детям записывать промежуточные ответы в задачах, а то они, отвлекая свое внимание на последующие действия, забывают ранее решенное. А есть дети, у которых уже распределено внимание, они эти действия держат в голове.

Концентрироваиность внимания - под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Науке известны две причины, снижающие концентрацию внимания: физиологическая и педагогическая. Первая, например, может быть связана с наличием у ребенка аденоидов, снижающих доступ кислорода к мозгу. К педагогическим факторам можно отнести телевизор, компьютер. Это связано с тем, что смена кадров при телевизионном изображении требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

Учитель: А теперь освоим еще несколько приемов развития внимания у детей, причем обязательно выполним эти упражнения сами (родители выполняют задания, а затем получают их тексты для использования дома):
Группы родителей получают листы с описанием трех игр, или заданий, для развития внимания. Каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр можно продемонстрировать. В ней могут принимать участие представители группы или все участники родительского собрания.

Игра «Что изменилось?» (для тренировки объема внимания).

  • Задание. Внимательно посмотри на рисунок 1 (рисунок демонстрируется в течение 30 секунд). Посмотри теперь на рисунок 2 и скажи, что изменилось. Дорисуй недостающие элементы так, чтобы картинки получились одинаковыми.

Игра «Сколько чего?» (для тренировки объема внимания).

  • Задание. Внимательно осмотрите комнату (можно предложить рисунок).

Назовите как можно больше предметов, начинающихся на букву «к», или «т», или «с» и т. д. Назовите как можно больше круглых предметов, затем - квадратных и прямоугольных.
Назовите как можно больше предметов из стекла, дерева, пластика и т. д. Назовите как можно больше предметов красного цвета, зеленого, синего и т. д.

Игра «Веселый счет» (на тренировку способностей к переключению и распределению внимания).

  • Задание. Необходимо назвать и одновременно показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные на белом фоне.

Затем назвать и показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные на черном фоне.
Далее называть и показывать числа от 1 до 10 (от 10 до 1) в следующем порядке: нечетные показывать на черном фоне, а четные - на белом фоне.

Игра «Одинаковые квадраты» (на тренировку объема внимания и наблюдательности, развитие способностей к концентрации внимания).

  • Задание. Найди одинаковые квадраты.

Игра «Выполни уговор строго» (на развитие способностей распределять и переключать внимание).

  • Задание. Ведущий встает напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топ¬нут.

Перед началом игры можно провести «репетицию». Самый внимательный тот, кто дольше других не собьется в игре и строго выполнит уговор.

Игра «Повтори» (на развитие объема внимания, способностей распределять и переключать внимание).

  • Задание. В течение первой минуты синим карандашом вычеркивай каждую первую букву и подчеркивай каждую третью.

В течение второй минуты, наоборот, красным карандашом подчеркивай каждую первую букву и вычеркивай каждую третью.
ф с я а б ц у ы а в н т р ч п т о р к г н л я э ю и т ь ю е а п е п о л джитмсчяцумркепрнцукенгш щ э х з ж д з б ю н и ф ы ъ ч ф з д ж р п н ф ы в а н р г д з ш щ э з ы в н т ф с о п н с и м э ю э п а д р н м к б в н в р н п н о р з ъ ч ф з д ж р п н ф н э я н р п г о ъ ь тимчяфывапролпрмприовбводзрпыижздцэхдр мприовбводзрпыижздцубвзлдцэхдрмдблмтдз рпыижздцубвзлдцэхдрмдблмтдзхбноыждцбвз лдцэхдрмдбрпм

Игра «Точный счет» (на развитие способностей распределять и переключать внимание).

  • Задание. Ты должен одновременно пересчитать яблоки на картинке и слушать стихотворение, которое я тебе прочитаю.

Сколько яблок у ребят- Солнышком в руках горят! У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы. На столе еще одно, Солнышком напоено. Ну-ка, сколько яблок, братцы? Кто сумеет догадаться?
- Сколько яблок на картинке?
- Сколько яблок у ребят, о которых говорится в стихотворении?

Игра «Названия деревьев» (для тренировки объема внимания).

  • Задание. На этом рисунке спрятаны названия трех деревьев. Прочитай эти слова.

Игра «Кто внимательный?» (для тренировки объема внимания и развития устойчивости внимания).

  • Задание. Необходимо внимательно прослушать отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К. И. Чуковского и подсчитать в нем количество слов со звуком «л», или «у», или «с» и т. д.

Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, Свечка - в печку! Я за книжку, Та - бежать И вприпрыжку Под кровать! Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, По пузатый от меня Убежал, как от огня...

IV. Индивидуальные особенности внимания

V. Часто допускаемые ошибки у детей, которых не сформировано произвольное внимание и детей, которых
недостаточно развита устойчивость внимания.


VI. Рекомендации родителям.

VII. Обзор литературы по теме собрания, представленной на выставке.

VIII. Решение родительского собрания.

Приобретать и использовать книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
2. Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».
3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.
4. Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.

IX. Наши успехи и промахи.

X. Разное.

XI. Заключительное слово классного руководителя.

Учитель: В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по раз¬витию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будь¬те терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет
Кармазина Александра Владимировна18.08.2012 177130 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar