РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гигиенические критерии рациональной организации урока

Гигиенические критерии рациональной организации урока
Гигиенические критерии рациональной организации урока

1) Выступление ПАК Н.Н.


Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процес¬се учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Каждый учитель, в том числе учитель математики, должен выделять почти на каждом уроке 1-5 минут для физкультминутки или релаксации.

Наша школа является ресурсным центром по здоровьесбережению.
Я на своём опыте продемонстирую несколько приемов проведения физкультминуток.
В 5 классах физкультминутку можно сопровождать с игрой с мячом и одновременным устным счётом. Каждый учитель может уделить внимание здоровью ребёнка и своему здоровью, без потери драгоценного времени на уроке. Для этого нужно проявить немного фантазии.
Например, при изучении правильных и неправильных дробей можно задавать вопросы детям при фронтальном опросе с упражнениями для головы. Называя дроби, учитель требует от учеников поворачивать в стороны голову, если дробь неправильная, и кивать головой, если она правильная. Или в форме теста провести опрос – при ответе «да», ребята сильно зажмурят глаза, при ответе «нет» - быстро начинают моргать. Это очень полезное упражнение для глаз, сейчас всем известно, что близоруких детей гораздо больше, чем тех, у кого зрение 1.

Примеров упражнений на уроках можно приводить бесконечно много. Конечно, на уроках, когда дети пишут контрольную работу , не стоит их отвлекать упражнениями. В то же время, если у ребёнка в день 2 и более контрольных работ, то, о каком здоровьесбережении может идти речь? И, соответственно, о качестве обученности? В начальной школе учитель один ведёт такие предметы, как математика, русский язык, литература, окружающий мир. И любой опытный учитель не станет проводить в один день 2 и более контрольных работ. Гораздо сложнее дело обстоит в старшей школе. Очень трудно и завучу, и педагогам проконтролировать количество контрольных работ в день. Поэтому, мне кажется, если учитель знает, или узнал от детей , что у них была или будет контрольная работа по любому предмету, то обязательно необходимо провести детям физкультминутку или релаксацию на своём уроке. Тогда и результаты детей будут выше. Ведь не случайно, показатели качества знаний детей в нашей школе на высоком уровне и наши ученики поступают в престижные Вузы страны, и традиционно ученики нашего лицея занимают призовые места на международных, всероссийских, городских олимпиадах и конкурсах.

Поговорим о релаксации. Как приятно включить спокойную музыку и представить себя на берегу моря или в лесу, или в горах. Всего на 2 минуты и Вы увидите, как эмоции детей улучшаться и заинтересованность в уроке будет выше. Можно показать картину, где дети должны увидеть какой-то предмет. Кстати, для урока геометрии очень полезное занятие. Я могу очень много рассказывать о пользе здоровьесберегающей технологии, да и из выступлений Обуховской Анны Соломоновны и Суворовой Анны Васильевны, Вы много узнали и без того. Я хочу предложить Вам вместе со мной прорелаксировать под приятную музыку.

2) Задание для педагогов.

Ведущая Пак Н.Н. включает музыку и читает текст для релаксации, учителя выполняют требования.
1. Гости закрывают глаза, опускают голову на парту.
"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся..."
Учителя поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.
2. Свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка.
"Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину."
В течении 5 минут все слушают музыку. После чего, ведущий (Пак Н.Н.) предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции.
3. Все встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Гости действиями выполняют то, что говорит Пак Н.Н.
"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза. "
Учителя рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

Это лишь маленькая часть тех упражнений, которые можно проводить при релаксации. Каждый учитель может сам сочинить или подобрать текст. Главное не забывать, что ваш голос и музыка должны быть едины.
Коллеги, Вы пришли к нам в 9 часов 30 минут, сейчас 13 часов. Вы устали, ничего не делая, только слушали выступления, а дети учатся в школе в среднем с 9 часов до 15 часов. Так давайте будем им помогать сохранить здоровье.
Пак Наталья Николаевна28.10.2012 20750 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar