РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческие домашние задания

Творческие домашние задания

Существуют разные формы развития творческих способностей на уроках математики: конкурсы, викторины, игры, соревнования, которые позволяют ученикам проявить свою смекалку, выдумку, находчивость. Такие уроки можно проводить во всех классах, но наиболее заинтересованные и увлекающиеся — это младшие школьники. Но мне хотелось бы рассказать о творческих домашних заданиях, ведь работать дома можно неограниченное количество времени и использовать дополнительные источники информации.

Домашние работы имеют большое значение в развитии творчества учащихся. Начиная с 1-го класса я предлагаю ученикам выполнять домашние задания в виде ярких листовок, плакатов, на которых изображены самостоятельно составленные задачи с иллюстрациями, кроссворды и т.д. Удачные и интересные работы затем используются для работы в классе, во время проведения математической недели и т.д. Такое внимание «авторам» очень приятно.

А с чего все началось? При решении задач с помощью уравнений в 3-м классе ребята испытывают затруднения при составлении уравнений. Услышав однажды «И кто эти задачи придумал!», я предложила выполнить такое домашнее задание: самостоятельно составить задачу с одним неизвестным, нарисовать иллюстрацию и решить ее. Меня поразило разнообразие составленных ребятами задач. Это и традиционные задачи про фрукты и овощи, и задачи из повседневной сельской жизни. Например, такая: «Мама налила телочке воду, а корове нужно в 2 раза больше. Сколько воды выпивает корова, если вместе с телочкой они выпивают 18 л?». Первые задачи учащиеся решали уже на следующем уроке. К процессу творчества постепенно присоединились и те ученики, которые до этого не проявляли особого интереса к математике. Появились задачи об аквариумных рыбках, о рыбалке и т.д. Некоторые учащиеся составили по несколько задач. Когда накопилось достаточное количество материала, мы выпустили свой сборник задач с условиями и красочными рисунками. Озаглавили громко и нескромно: «Сборник выдающихся задач 3 класса «А».

Затем внутри класса был проведен урок-эстафета, на котором решались задачи из сборника. В каждой команде по десять человек. Участник наугад выбирает номер задачи, получает условие и решает ее, после чего результат вместе с решением передает жюри — учителям математики. Если задание выполнено верно, эстафета переходит к следующему участнику. Если нет, то принимается помощь членов команды.

Вдохновленные успехом учащиеся составили книгу загадок о числах. Условия задания: задача должна начинаться со слов «Загадаю я число...», содержать не менее трех математических действий и конечный результат. Например: «Загадаю я число, прибавлю к нему 10, результат умножу на 2, затем поделю на 7. Результат равен 10. Какое число я загадал?».

Коллективное творчество

Готовиться к неделе математики, проводимой в марте-апреле, мы начинаем с начала учебного года. Учащиеся класса самостоятельно разбиваются на группы, один раз в месяц получают задание: составить кроссворд, содержащий не менее десяти слов; придумать и проиллюстрировать задачу на смекалку и т.д. Можно пользоваться дополнительной литературой, но обязательно нужно указать источник информации. Работы оформляются в виде «Математических листков» (половина листа ватмана). От задания к заданию состав группы может меняться. Дней за десять до начала недели математики все «Математические листки» вывешиваются рядом с кабинетом математики. Содержание листков используется при проведении предметных мероприятий, параллельно проходит конкурс на лучший «Математический листок». Оценивается красочность исполнения, занимательность содержания, простота и доступность изложения. При подведении итогов лучшую группу ждет приз.

Подведу итог всего вышесказанного:

  • творческие домашние задания должны быть регулярными; задания должны быть и индивидуальными, и коллективными, состав групп желательно менять от задания к заданию с целью сплочения коллектива и выработки умения распределять обязанности внутри группы;
  • творческие домашние задания должны использоваться на уроках либо при проведении внеклассных мероприятий (при этом обязательно упоминается автор работы); задания должны оцениваться, а исполнители поощряться оценкой, или заметкой в стенгазете, или награждением на линейке и т.д.
Григорьева Т.Ф.02.11.2012 53450 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar