РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игра как важнейшее средство привлечения обучающихся к изучению иностранного языка в начальной школе

Игра как важнейшее средство привлечения обучающихся к изучению иностранного языка в начальной школе
Описание педагогического опыта

«Игра как важнейшее средство привлечения обучающихся к изучению иностранного языка в начальной школе»

Чернова Елена Петровна
учитель немецкого языка
первая категория
МКОУ Кропотовская СОШ
Кимовского района
Тульской области

Модуль 1. Актуальность

Изучение иностранного языка в современном обществе становится все более распространенным. Актуальностью темы моей статьи является то, что изучение иностранного языка стало обязательным компонентом не только в ВУЗах, ССУЗах, школах (на средней и старшей ступени обучения), но и в начальной школе.

Изучение иностранного языка стало актуально для младших школьников, но необходимо помнить о психолого – педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения детей интересует все новое, яркое, интересное. Младшего школьника очень сложно заинтересовать на длительный промежуток времени каким – либо занятием. Их внимание рассеянное, мышление наглядно – образное, а память является ведущим познавательным процессом и схватывает только значимые для ребенка моменты, сохраняя их. Поэтому педагогам необходимо как можно ярче, эмоциональней построить урок, чтобы заинтересовать внимание учащихся.


Модуль 2. Цели и задачи

Цель: выявить условия, при которых игра будет являться эффективным средством формирования познавательного интереса.

Гипотеза: игра окажет влияние на формирование познавательного интереса при соблюдении ряда условий:

  • если игра будет проводиться в определенной системе,
  • если игра будет содержать в себе все самое новое и интересное.

При этом можно выделить следующие задачи:

  • формирование определенных навыков;
  • развитие определенных речевых умений;
  • обучение умению общаться;
  • развитие необходимых способностей и психических функций;
  • познание (в сфере становления собственно языка);
  • запоминание речевого материала.


Модуль 3. Теоретическое обоснование

Изучение иностранного языка стало актуально для младших школьников, но необходимо помнить о психолого – педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения детей интересует все новое, яркое, интересное. В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужой еще кажется ему несложным.

Усваивая иностранный язык в период, когда происходит активное освоение родного, ребенок впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда речевая функция мозга уже миновала пик своего развития.

Но младшего школьника очень сложно заинтересовать на длительный промежуток времени каким – либо занятием. Их внимание рассеянное, мышление наглядно – образное, а память является ведущим познавательным процессом и схватывает только значимые для ребенка моменты, сохраняя их. Поэтому педагогам необходимо как можно ярче, эмоциональней построить урок, чтобы заинтересовать внимание учащихся. Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно в игре.

Игра создает прекрасные возможности для того, чтобы повысить познавательный интерес младших школьников. Для этого нужно, чтобы игровые моменты были в определенной системе, должны содержать в себе все самое новое, яркое и интересное. За игрой должен осуществляться контроль. Для проведения игры на уроке должны быть созданы оптимальные условия для проявления всех возможностей учащихся. Немаловажную роль играет личность учителя, его умение правильно организовать рабочую атмосферу в классе.

Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что в этот период у детей ярко выражается способность к имитации: они абсолютно точно воспроизводят чужую фонетику. Артикуляционный аппарат ребенка еще не застыл, и в это время еще не поздно поставить ему правильно звуки, как у носителя языка. Правильная фонетика, помимо чисто лингвистических преимуществ, создает детям «психологический комфорт» в другом языке.

Игра, специфический процесс обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передавая часть интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры.

В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский.

Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений.


Модуль 4. Описание опыта

Когда мы приходим работать в школу, мы нередко задаёмся вопросом, как сделать свои уроки более интересными, увлекательными, как добиться того, чтобы учащиеся прочно усваивали языковой материал.

В своей практике я использую все виды дидактических игр:

- фонетические игры: эти игры основаны на театрализации стишков; для учащихся порой сложно даётся произношение иноязычных звуков, при их введении, я обычно обыгрываю звуки в игровых ситуациях, например: у нас болит горлышко, давайте покажем его доктору; мы замёрзли, давайте погреем свои ручки;

  • лексические игры: кроссворды, пазлы;
  • грамматические игры: пинг- понг (учитель бросает мяч и называет слово, ученик должен составить предложение);
  • орфографические игры: составьте слово из букв.

А также использую речевые игры, в частности ролевые игры. В сборнике «Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом» немецкий методист Фр. Лейзингер показывает большие коммуникативные и, следовательно, обучающие возможности ролевой игры для развития устной речи. Ролевая игра, по его мнению, наиболее точно воссоздает атмосферу общения. За её участниками (учащимися) закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в них творческие возможности. Общение на иностранном языке в ролевой игре трудно для детей, поэтому ведущая роль в развитии сюжета принадлежит учителю. Содержание отбирается с учётом накопленного детьми лексического багажа. Чтобы создать среду общения в игре, важно включать персонажи сказок, куклы, которые говорят только по-немецки.

Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляемая, ее учебный характер четко осознается учителем.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.


Модуль 5. Результативность

Используя игровую деятельность в учебно- воспитательном процессе, я установила, что:

  • игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • игра создаёт на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;
  • игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление;
  • игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер;
  • игра повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка;
  • игра не только организует процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия, что игра, несмотря на все её положительные моменты, это только средство, метод обучения, а целью остаётся освоение материала и приобретение знаний.


Список литературы:
1. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
2.Минскин, Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.
3. Бим, И. Л. Методика обучения иностранных языков как наука и проблемы школьного учебника .М.: Русский язык, 1977. ..
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка .Вопросы психологии. - №6.
5. Калимулина, О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи .Иностранный язык в школе. - 2003. - №3.
6. А. Артемова "Современная методика преподавания иностранного языка и ее реализация в начальной школе” "Deutsch kreativ” № 2, 2003 .
Чернова Елена Петровна15.11.2012 15270 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar