РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие различных видов памяти на уроках

Развитие различных видов памяти на уроках

Развитие различных видов памяти на уроках

Экологические, социальные, психологические напряжения современного мира в число одной из самых острых проблем выдвигают проблему экологии детства. Предметом тревоги стало ухудшение физического, психического, нравственного здоровья детей, отмечающееся в последние десятилетия. По данным исследований, количество детей, испытывающих значительные трудности в адаптации к школьным требованиям достигает 20-30%, 28 % детей имеют хронические заболевания, 45 %- функциональные отклонения в физическом и нервно- психическом здоровье. Особенное внимание в таких случаях следует уделить памяти, по словам И.М. Сеченова – «это краеугольный камень психического развития ребенка».

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Благодаря памяти, человек может фиксировать и обогащать прошлый опыт, приобретать новые знания. Память – генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, природная пластичность нервно –мозговой ткани («мнема»). Природная память созревает в дошкольном возрасте и в дальнейшем может уже не развиваться. Однако Природа умна и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми возможностями он не обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Из чего может состоять развитая культурная память?

Любой материал можно разделить на части, группы. Этот прием называется группировкой. Например, в любой статье можно выделить вступление, основную часть, заключение. Кроме того, материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части –классы. Этот прием называется классификацией. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен необходимый для запоминания материал. В процессе обучения совершенно необходимо запоминать очень точно (определения, формулы).для того, чтобы при воспроизведении избегать ошибок, можно пользоваться приемом аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений, в целом различных. В ряде случаев материал легче запомнить, изобразив его в виде схемы. Этот прием называют схематизацией. Разрозненную информацию удобнее запомнить, объединив их, придумывая какие –либо связки, добавляя к запоминаемому что –то от себя. Этот прием называется достраиванием материала.

Следующий прием – структурирование , т.е. установление взаимного расположения частей, составляющих целое. Перекодировка - это прием вербализации или проговаривания, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков.

Иногда для запоминания используют прием серийной организации материала – установлении или построении различных последовательностей: распределение по объему, по времени , упорядочивание в пространстве и т.д.

Еще одним приемом является повторение – сознательно – контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации.

Рассмотрим особенности памяти детей 7-8 лет. В этом возрасте ребенок всячески демонстрирует свою изобретательность, свое мнение. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применять какой –либо способ для запоминания информации. Но для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить, поэтому используют ряд приемов, развивающих различные виды памяти.

1. Приемы, развивающие зрительную память.

  1. раскладываю 10 картинок и предлагаю запомнить. Затем эти картинки перемешиваю с картинками 2 десятка, раскладываю их в два ряда, предлагаю выбрать картинки первого десятка.
  2. Зная трудности детей с запоминанием словарных слов на уроках русского языка, предлагаю изучать данные орфограммы следующим способом. Суть его заключается в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить выполняет рисунки на буквах, вызывающих затруднение в написании. Дети с удовольствием занимаются , им интересно.
  3. Запомни цифры. Придумай способ запоминания цифр.

4 8 3 6 5 10 12

2. Приемы, развивающие двигательную память.

1) Как ходит корова? Покажи.

  • Как бодается бык?
  • Как бабушка поправляет очки?

2) на уроках обучения грамоте из пластилина лепится буква. Затем даются комбинации из 3-4 букв, с рисованием их в воздухе и на плоскости.

3. Приемы, развивающие слуховую память.

  1. «Игра в рифму». На первом этапе предъявляю таблицы с изображением различных предметов (около 20). Предлагается в ответ на показанную и названную мной картинку найти предмет и назвать соответствующее ему слово, близкое по звучанию (утка-дудка). Спустя 15 минут, предлагаю вспомнить с опорой на таблицы, какие слова участвовали в игре. В дальнейшем поиск созвучных слов осуществляется без наглядной опоры, на слух.
  2. «Распространение предложений». Говорю короткое предложение, предлагаю дополнить его для усложнения структуры предложения. Этот прием развивает такие параметры, как объем памяти в динамике повторения.
  3. «Прием структурирования текста». Даю текст, в котором не расставлены точки, ставлю задачу одному из учеников: при чтении вслух расставить точки. Остальные дети должны запомнить и пересказать проработанный текст.
  4. При изучении темы «Единственное и множественное число имен существительных» можно использовать следующие задания: называю слово в единственном числе, а ты во множественном. Вспомни все слова в единственном числе.
  5. Читаю стихотворение А. Шибаева, в котором «заблудились буквы». Ты должен сказать какая буква заблудилась. Вспомни, в каких словах заблудились буквы.

Использование разнообразных приемов и методик на уроках позволяют развить различные виды памяти. И.М. Сеченов сравнивал память зрелого человека с хорошо организованной библиотекой, где все книги стоят на своих полках. Детскую память он сравнивал с плохим книжным складом, где так трудно найти нужную книгу. Эта аналогия дает представление, насколько необходима длительная и кропотливая работа по формированию мнемических процессов у детей.

Дорожко Любовь Владимировна21.11.2012 49450 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar