РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ключевых компетенций школьников по физике, развитие познавательной активности посредством использования современных технологий

Формирование ключевых компетенций школьников по физике, развитие познавательной активности посредством использования современных технологий в учебном процессе.
 
Балашова Наталья Александровна
учитель физики
МБОУ " ООШ №4", г.Троицк,
Россия, E-mail: balachon@mail.ru

Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по–прежнему актуальна. Мы привыкли к таким обыденным вещам, как вода, льющаяся из крана, или снег у нас под ногами. А ведь окончившие школу, изучали элементарные понятия, но применить их к объяснению мира, в котором мы живем, не могут. Понимание процессов, происходящих в природе, является залогом бережного отношения к ее богатствам. Человек вправе изменять что-либо в природе только в том случае, когда он может предвидеть, к чему это изменение приведет. Поэтому я считаю, что вариантом для решения проблемы формирования интереса к знаниям - достижение эффекта сопереживания, эмоционального возбуждения.

Темой научно-методической работы над которой мы работаем является «Формирование ключевых компетенций учащихся». Образовательное пространство школы, объединенное в интегративно-целостную систему, будет способствовать формированию социально адаптивной саморазвивающейся личности, освоившей в необходимом объеме социальный опыт поколения и социально-мотивированной на участие в творческой, преобразующей деятельности, направленной на самореализацию в процессе создания материальных и духовных ценностей, на воспроизводство культуры общества.

Основным средством решения этой задачи является формирование и развитие ценностных качеств личности, через создания личной картины мира, добра и взаимопонимания.

Единое образовательное пространство позволяет более эффективно формировать четыре основных компонента мировоззрения учащихся:

  • Личностно - ориентируемый;
  • ценностно-нравственный;
  • эмоционально-волевой;
  • действенно-практический.

Учащийся является интегративно-целостной системой, то есть формируется как личность, проявляя себя в социуме.

Для преподавателя физики, стало главным формирование действенно-практического аспекта развития личности, который является составляющим в модели выпускника школы.

В работе по развитию действенно-практической сферы учащихся мы стараемся обеспечить:

  • единство обучения, воспитания учащихся;
  • сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать прекрасное и безобразное в окружающей действительности;
  • направленность содержания знаний на активное развитие у учащихся;
  • эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом:

Схема 1. Схема учебного процесса


На этой схеме еще трудно усмотреть специфические черты технологии обучения; в самом деле, общие цели обучения и содержание выделяются всегда; в любом учебном процессе более конкретные учебные цели, результаты обучения всегда подвергаются оценке.

Однако и в такой общей схеме можно проследить особенность присущую, именно технологическому подходу: направленность на достижение заведомо поставленной цели и, на этой основе, коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Известно, что усвоение учащимися знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятельности.

Познавательная активность как педагогическое явление – двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, это форма самоорганизации ученика, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной активности школьника.

Учителю нужно работать и с тем учеником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, те, кто постоянно активен на уроке.

Существуют объективные показатели уровня учебного познания учащихся. К ним относят стабильность прилежания, осознанность учения, творческие проявления, поведения в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач.

Таблица 1

Виды учебного познания и структурные элементы содержания знаний по физике


Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывает у учащихся познавательного интереса и желания работать. Проработав 37 лет в школе, имея дело с разными детьми, мы приходим к выводу: нужно стремиться, не только сообщать новые знания, но пробуждать любознательность и мыслительную активность учеников. Гораздо важнее помочь им лучше и глубже познать то, что они уже знают, сделать «живыми» уже имеющиеся у них основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-то понять.

Это побудило использовать на практике используемые активные методы и средства обучения. При этом мы опиралась на опыт коллег, так и на новейшие разработки нетрадиционных методов преподавания.

Все приемы познавательной деятельности были неоднократно апробированы на практике. Они положительно влияют, как на кратковременный, так и на устойчивый интерес к изучаемому предмету. При этом основное внимание уделяется первой ступени изучения физики – в 7-8-х классах. Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применения активных форм обучения на первой ступени приносит плоды и в старших классах: ученики не боятся сложного предмета, с интересом осваивают новые формы, приемы обучения.

Функциональные механизмы построения рабочей образовательной программы по физике учащихся основной школы

Таблица 2

Структурные компоненты

Содержание структурных компонентов

 

1. Мотивационно-целевая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Концептуальный

(пояснительная записка)

  • Раскрывает возможности учебного предмета «физика» для разных категорий обучающихся;
  • ставит цели формирования мотивов достижений у обучающихся;
  • определяет учебные цели и задачи для конкретной категории обучающихся

2. Мобилизационная функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Концептуальный

(пояснительная записка)

(продолжение)

  • Очерчивает конкретную совокупность задач по достижению стандартного (эталонного) уровня образованности с учетом цели учреждения образования;
  • описывает требования к исходному уровню образованности обучающихся, необходимого для изучения физики; объективные предпосылки (в виде дидактического и методического обеспечения и профессиональной компетентности педагогического персонала) для успешного освоения ее обучающимися;
  • раскрывает основные требования к ключевым компетенциям, а также способам познавательной деятельности и способам практической деятельности, которые должны быть освоены обучающимися в процессе изучения физики;
  • раскрывает основные требования к уровню профессиональной компетентности учителя физики, реализующего данную образовательную программу;
  • содержит краткие методические рекомендации по предпочтительному использованию активных организационных форм учебных занятий, методов, приемов, средств обучения;
  • описывает особенности предъявления некоторых фрагментов, узловых компонентов образовательной информации теоретического и практического характера;
  • обосновывает и поясняет предлагаемое дозирование образовательной информации в виде количества учебного времени, отведенного на изучение того или иного узлового компонента (фрагмента) образовательной информации

3. Планово-прогностическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Учебно-тематический план ▪ Описывает основное содержание образовательной программы в формализованном и редуцированном виде, а также количество часов, отводимых на их изучение, указывает на предпочтительные формы получения конкретной образовательной информации, организационные формы учебных занятий

Окончание табл. 8

4. Информационно-аналитическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Краткое содержание обучения

  • Во введении раскрываются цели и задачи предмета «физика» на данном этапе обучения; роль, которую играет предмет «физика» на определенной ступени образования;
  • определяются научные основы учебного предмета «физика», т.е. дается краткий логический перечень понятий, явлений, процессов, законов, опытов, экспериментов, а также способов деятельности учащихся, лежащих в основе данного учебного предмета;
  • содержание учебного предмета представляется в виде краткого перечня аннотированных тем;
  • по каждому узловому компоненту описывается перечень изучаемых идей, теорий, законов, закономерностей, понятий, классификаций, объектов, явлений, способов познавательной деятельности, а также их проявлений и возможностей использования в различных образовательных ситуациях

5. Организационно-исполнительская функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

  • Разработки занятий;
  • планы внеклассных мероприятий ▪ Составляются планы учебных занятий, внеклассных мероприятий;
  • предлагается описание краткого содержания лабораторных, лабораторно-практических и практических работ;
  • перечень лабораторных и(или) практических работ;
  • перечень необходимого оборудования к ним

6. Контрольно-диагностическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Контрольно-измерительные материалы

  • Представляются контрольные материалы в соответствии с прогнозируемыми результатами обучения;
  • представляются измерительные материалы в соответствии с прогнозируемыми результатами развития

7. Регулятивно-коррекционная функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Формы для анализа деятельности

  • Представляются формализованные материалы для проведения поэлементного, пооперационного анализа обучения;
  • представляются формализованные материалы для проведения структурного, функционального и компаративного анализа деятельности субъектов образования

Функциональные механизмы позволяют управлять учебно-познавательной деятельностью, формированием и развитием личности. На практике используются три группы форм учебной деятельности: 1) урок, 2) бригадно-лабораторный метод, 3) метод проектов, а также формы воспитания: индивидуальная, воспитание в коллективе и воспитание через коллектив; формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная. В разных формах обучения могут применяться разные методы, в свою очередь каждый метод может применяться в разных формах.

Литература:

  1. В.В. Алейников. Учебное моделирование как средство формирования творческого мышления // Преподавание физики в высшей школе. М.: Изд-во МПГУ, 1996, - №8, - С.3-5.
  2. Ю.К. Бабанский. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические ос-новы. М.: Педагогика, 1982.
  3. А.Т. Глазунов. Педагогические исследования: содержание, организация и обработка результатов. – М.: Издательский центр АПО, 2003. – 41 с.
  4. Ю.З. Кушнер. Методология и методы педагогических исследований: Учебно-методическое пособие. – Могилёв: МГУ им А.А. Кулешова, 2001. – 112 с.
  5. В.М. Монахов. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
  6. С.А. Старчеко., В.А. Старченко. Развитие естественнонаучного мышления учащихся лицея. – Челябинск: ЧГПУ,2005. -61с.
  7. Р.Я.Симонян. Методика управления учебно-познавательной деятельностью учащихся по физике
  8. в условиях предпрофильного образования //Материалы диссертации. Челябинск, 2004г.
  9. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены