РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ключевых компетенций школьников по физике, развитие познавательной активности посредством использования современных технологий

Формирование ключевых компетенций школьников по физике, развитие  познавательной активности посредством использования современных технологий
Формирование ключевых компетенций школьников по физике, развитие познавательной активности посредством использования современных технологий в учебном процессе.

Балашова Наталья Александровна
учитель физики
МБОУ " ООШ №4", г.Троицк,
Россия, E-mail: balachon@mail.ru

Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по–прежнему актуальна. Мы привыкли к таким обыденным вещам, как вода, льющаяся из крана, или снег у нас под ногами. А ведь окончившие школу, изучали элементарные понятия, но применить их к объяснению мира, в котором мы живем, не могут. Понимание процессов, происходящих в природе, является залогом бережного отношения к ее богатствам. Человек вправе изменять что-либо в природе только в том случае, когда он может предвидеть, к чему это изменение приведет. Поэтому я считаю, что вариантом для решения проблемы формирования интереса к знаниям - достижение эффекта сопереживания, эмоционального возбуждения.

Темой научно-методической работы над которой мы работаем является «Формирование ключевых компетенций учащихся». Образовательное пространство школы, объединенное в интегративно-целостную систему, будет способствовать формированию социально адаптивной саморазвивающейся личности, освоившей в необходимом объеме социальный опыт поколения и социально-мотивированной на участие в творческой, преобразующей деятельности, направленной на самореализацию в процессе создания материальных и духовных ценностей, на воспроизводство культуры общества.

Основным средством решения этой задачи является формирование и развитие ценностных качеств личности, через создания личной картины мира, добра и взаимопонимания.

Единое образовательное пространство позволяет более эффективно формировать четыре основных компонента мировоззрения учащихся:

  • Личностно - ориентируемый;
  • ценностно-нравственный;
  • эмоционально-волевой;
  • действенно-практический.

Учащийся является интегративно-целостной системой, то есть формируется как личность, проявляя себя в социуме.

Для преподавателя физики, стало главным формирование действенно-практического аспекта развития личности, который является составляющим в модели выпускника школы.

В работе по развитию действенно-практической сферы учащихся мы стараемся обеспечить:

  • единство обучения, воспитания учащихся;
  • сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать прекрасное и безобразное в окружающей действительности;
  • направленность содержания знаний на активное развитие у учащихся;
  • эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом:

Схема 1. Схема учебного процесса


На этой схеме еще трудно усмотреть специфические черты технологии обучения; в самом деле, общие цели обучения и содержание выделяются всегда; в любом учебном процессе более конкретные учебные цели, результаты обучения всегда подвергаются оценке.

Однако и в такой общей схеме можно проследить особенность присущую, именно технологическому подходу: направленность на достижение заведомо поставленной цели и, на этой основе, коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Известно, что усвоение учащимися знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятельности.

Познавательная активность как педагогическое явление – двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, это форма самоорганизации ученика, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной активности школьника.

Учителю нужно работать и с тем учеником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, те, кто постоянно активен на уроке.

Существуют объективные показатели уровня учебного познания учащихся. К ним относят стабильность прилежания, осознанность учения, творческие проявления, поведения в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач.

Таблица 1

Виды учебного познания и структурные элементы содержания знаний по физике


Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывает у учащихся познавательного интереса и желания работать. Проработав 37 лет в школе, имея дело с разными детьми, мы приходим к выводу: нужно стремиться, не только сообщать новые знания, но пробуждать любознательность и мыслительную активность учеников. Гораздо важнее помочь им лучше и глубже познать то, что они уже знают, сделать «живыми» уже имеющиеся у них основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-то понять.

Это побудило использовать на практике используемые активные методы и средства обучения. При этом мы опиралась на опыт коллег, так и на новейшие разработки нетрадиционных методов преподавания.

Все приемы познавательной деятельности были неоднократно апробированы на практике. Они положительно влияют, как на кратковременный, так и на устойчивый интерес к изучаемому предмету. При этом основное внимание уделяется первой ступени изучения физики – в 7-8-х классах. Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применения активных форм обучения на первой ступени приносит плоды и в старших классах: ученики не боятся сложного предмета, с интересом осваивают новые формы, приемы обучения.

Функциональные механизмы построения рабочей образовательной программы по физике учащихся основной школы

Таблица 2

Структурные компоненты

Содержание структурных компонентов

1. Мотивационно-целевая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Концептуальный

(пояснительная записка)

  • Раскрывает возможности учебного предмета «физика» для разных категорий обучающихся;
  • ставит цели формирования мотивов достижений у обучающихся;
  • определяет учебные цели и задачи для конкретной категории обучающихся

2. Мобилизационная функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Концептуальный

(пояснительная записка)

(продолжение)

  • Очерчивает конкретную совокупность задач по достижению стандартного (эталонного) уровня образованности с учетом цели учреждения образования;
  • описывает требования к исходному уровню образованности обучающихся, необходимого для изучения физики; объективные предпосылки (в виде дидактического и методического обеспечения и профессиональной компетентности педагогического персонала) для успешного освоения ее обучающимися;
  • раскрывает основные требования к ключевым компетенциям, а также способам познавательной деятельности и способам практической деятельности, которые должны быть освоены обучающимися в процессе изучения физики;
  • раскрывает основные требования к уровню профессиональной компетентности учителя физики, реализующего данную образовательную программу;
  • содержит краткие методические рекомендации по предпочтительному использованию активных организационных форм учебных занятий, методов, приемов, средств обучения;
  • описывает особенности предъявления некоторых фрагментов, узловых компонентов образовательной информации теоретического и практического характера;
  • обосновывает и поясняет предлагаемое дозирование образовательной информации в виде количества учебного времени, отведенного на изучение того или иного узлового компонента (фрагмента) образовательной информации

3. Планово-прогностическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Учебно-тематический план ▪ Описывает основное содержание образовательной программы в формализованном и редуцированном виде, а также количество часов, отводимых на их изучение, указывает на предпочтительные формы получения конкретной образовательной информации, организационные формы учебных занятий

Окончание табл. 8

4. Информационно-аналитическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Краткое содержание обучения

  • Во введении раскрываются цели и задачи предмета «физика» на данном этапе обучения; роль, которую играет предмет «физика» на определенной ступени образования;
  • определяются научные основы учебного предмета «физика», т.е. дается краткий логический перечень понятий, явлений, процессов, законов, опытов, экспериментов, а также способов деятельности учащихся, лежащих в основе данного учебного предмета;
  • содержание учебного предмета представляется в виде краткого перечня аннотированных тем;
  • по каждому узловому компоненту описывается перечень изучаемых идей, теорий, законов, закономерностей, понятий, классификаций, объектов, явлений, способов познавательной деятельности, а также их проявлений и возможностей использования в различных образовательных ситуациях

5. Организационно-исполнительская функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

  • Разработки занятий;
  • планы внеклассных мероприятий ▪ Составляются планы учебных занятий, внеклассных мероприятий;
  • предлагается описание краткого содержания лабораторных, лабораторно-практических и практических работ;
  • перечень лабораторных и(или) практических работ;
  • перечень необходимого оборудования к ним

6. Контрольно-диагностическая функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Контрольно-измерительные материалы

  • Представляются контрольные материалы в соответствии с прогнозируемыми результатами обучения;
  • представляются измерительные материалы в соответствии с прогнозируемыми результатами развития

7. Регулятивно-коррекционная функция управления учебно-познавательной деятельностью учащихся

Формы для анализа деятельности

  • Представляются формализованные материалы для проведения поэлементного, пооперационного анализа обучения;
  • представляются формализованные материалы для проведения структурного, функционального и компаративного анализа деятельности субъектов образования

Функциональные механизмы позволяют управлять учебно-познавательной деятельностью, формированием и развитием личности. На практике используются три группы форм учебной деятельности: 1) урок, 2) бригадно-лабораторный метод, 3) метод проектов, а также формы воспитания: индивидуальная, воспитание в коллективе и воспитание через коллектив; формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная. В разных формах обучения могут применяться разные методы, в свою очередь каждый метод может применяться в разных формах.

Литература:
  1. В.В. Алейников. Учебное моделирование как средство формирования творческого мышления // Преподавание физики в высшей школе. М.: Изд-во МПГУ, 1996, - №8, - С.3-5.
  2. Ю.К. Бабанский. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические ос-новы. М.: Педагогика, 1982.
  3. А.Т. Глазунов. Педагогические исследования: содержание, организация и обработка результатов. – М.: Издательский центр АПО, 2003. – 41 с.
  4. Ю.З. Кушнер. Методология и методы педагогических исследований: Учебно-методическое пособие. – Могилёв: МГУ им А.А. Кулешова, 2001. – 112 с.
  5. В.М. Монахов. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
  6. С.А. Старчеко., В.А. Старченко. Развитие естественнонаучного мышления учащихся лицея. – Челябинск: ЧГПУ,2005. -61с.
  7. Р.Я.Симонян. Методика управления учебно-познавательной деятельностью учащихся по физике
  8. в условиях предпрофильного образования //Материалы диссертации. Челябинск, 2004г.
  9. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
Балашова Наталья Александровна03.12.2012 25080 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar