РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль школы и семьи в формировании правильного произношения у детей младшего школьного возраста

Роль школы и семьи в формировании правильного произношения у детей младшего школьного возраста
учитель-логопед
МБОУ «Фатежская средняя
общеобразовательная школа №1»
Цыганкова Людмила Николаевна
 
Роль школы и семьи в формировании правильного произношения у детей младшего школьного возраста

К.Д.Ушинский говорил: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и быстро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово».

РЕЧЬ – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов:

  • Влияние окружающих: ребенок учится на примере близких ему людей;
  • Произнесение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работа мозга;
  • Недостатки речи могут быть вызваны и тяжелыми заболеваниями, нервными потрясениями или прочно усвоенной привычкой неправильного звукопроизношения, обусловленной неправильным воспитанием.
Роль речи в жизни ребенка
  • Восприятие
  • Память
  • Мышление
  • Все виды деятельности
  • Социализация
Ребёнок младшего школьного возраста должен:
  • Правильно произносить звуки, потому что нарушение в произношении звуков отражается на письме;
  • Уметь различать звуки речи на слух, потому что запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить соответствующей буквой;
  • Владеть элементарными навыками звукового анализа слов, так как должен отчетливо представлять последовательность звуков в слове;
  • Иметь словарный запас 4 тыс. слов, в словаре должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова;
  • Иметь навыки словообразования и грамматически верного оформления высказывания;
  • Владеть связной речью и уметь связно рассказывать и пересказывать.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, что труднее это сделать в последствие, когда они укореняются. Особое внимание воспитанию речи необходимо уделять, когда процесс её развития происходит наиболее интенсивно, когда речь ребенка наиболее гибка и податлива.

Работа родителей очень важный элемент, поэтому они должны:

  • Понаблюдать, выявить проблемы развития ребенка;
  • Обратиться к логопеду, психиатру;
  • Развивать общие знания и умения;
  • Развивать речевые умения.
Потому что для устранения проблем развития требуется:
  • Целенаправленная работа по развитию, лечению ребенка;
  • Сотрудничество с педагогами, психологом, логопедом.
В свою очередь логопед исследует:
  • Состояние активной речи;
  • Состояние пассивной речи;
  • Уровень сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Основополагающие принципы работы логопеда это:
  • Комплексность воздействия;
  • Воздействие на все стороны речи;
  • Опора на сохранные звенья;
  • Учёт закономерностей онтогенеза;
  • Учёт ведущей деятельности;
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
  • Воздействие на микросоциальное окружение.
Основные направления логопедической работы это:
  • Формирование звукопроизношения;
  • Уточнение артикуляции звуков;
  • Развитие фонематического анализа, синтеза, слуха, фонематических представлений;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Расширение словарного запаса;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Формирование связной речи;
  • Расширение поля зрения;
  • Развитие конструктивного мышления;
  • Развитие изобразительно – графических способностей.
В нашей работе очень необходимо взаимодействие с родителями, которое заключается в следующем:
  • Просветительский блок;
  • Практический блок.
Просветительский блок включает в себя:
  • Выступление на родительских собраниях всех возрастных групп с ознакомлением родителей с нормами речевого развития и логопедической литературой.
  • Проведение индивидуальных консультаций для родителей в целях знакомства с результатами логопедического обследования.
  • Проведение родительских собраний с родителями детей, посещающих логопедические занятия для ознакомления с планом работы.
  • Создание памяток для родителей с заданиями, упражнениями.
  • Оформление стендов с общими рекомендациями.
  • Практический блок включает в себя:
  • Демонстрация приёмов работы по коррекции звукопроизношения и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых).
  • Открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием родителей.
  • Проведение тематических семинаров - практикумов, гостиных и т.д.
  • Тетради.
Цыганкова Людмила Николаевна09.12.2012 15280 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar