РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческий отчет по теме "Межпредметные и интегративные связи на уроках литературы"

Творческий отчет по теме "Межпредметные и интегративные связи на уроках литературы"
Межпредметные и интегративные связи на уроках литературы. 
 
Творческий отчет Куниной Татьяны Борисовны, 
учителя русского языка и литературы 
первой квалификационной категории 
МОУ «Корликовская ОСШ». 
 

Обоснование значимости методической темы 

Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием большого массива информационного материала, что создает много трудностей при отборе, структурировании различных источников, а также с проверкой результатов деятельности учащихся.

Целью изучения данного цикла предметов является не простая передача информации, а приобщение учащихся к ходу исторического процесса, к мировому художественному искусству, к овладению искусством слова и воспитанию активного творческого читателя.
В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.
Предмет «Литература» - один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, который связан с целым рядом других учебных дисциплин. Специфика литературы определяется сущностью литературы как вида искусства.

Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы – находить их. Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. 

Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитывать всесторонне развитого человека;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • формировать обобщённые знания и умения;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство
Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой…
Почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т.д. – то есть, художественное произведение попадает в широкий контекст и может, и должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.

Используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке литературы позволяет «озвучить» и «оживописать» текст, пробудить у читателей целую гамму чувств и ассоциаций.
Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В своей работе мы попытаемся обобщить опыт интеграции на уроках литературы.
 

Интеграция и межпредметные связи с позиций современной педагогики

Многие педагоги до сих пор путают два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время и я считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ находим в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

 

Вопрос о привлечении смежных видов искусств к изучению литературы традиционен для методики преподавания. Начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х гг. интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в отечественной школе осуществлялись через систему межпредметных связей. В 70-80 гг. им уделялось огромное значение, даже в учебных программах появился специальный раздел "Межпредметные связи". В нем выделялись опорные понятия, факты, указывались темы, которые предполагали межпредметную связь данного предмета с материалом других, чаще всего смежных учебных дисциплин. К сожалению, этот ценный опыт в последнее время стал все меньше использоваться, но в начале 90-х гг. в педагогике на новом качественном уровне заговорили о содержательной и дидактической интеграции.

Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих установление глубинной связи, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.
Применительно к учебной дисциплине «литература» можно говорить о трех видах интеграции. 

Первый представляет собой разработку единых универсальных курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла, как литература, русский язык, логика, этика, мировая художественная культура.

Второй тип интеграции - установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами (русским языком, историей, мировой художественной культурой, философией) посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета.

Третий тип интеграции представлен в программе по литературе для учащихся 9-го класса, завершающих образование. В ней литературные темы представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся представление о разных способах изображения в искусстве человека и мира, расширяют знания о художественных школах и направлениях.

В современной педагогической практике на уроках словесности используется несколько типов интегративных связей. Простейшим из них является последовательный тип интеграции. На таком уроке материал, относящийся к разным видам искусств, организован в своеобразные блоки. На практике нередко такой урок могут вести два педагога-предметника (бинарный урок), что значительно повышает его содержательный и операционный уровень, так как словесник не всегда может на должном уровне анализировать произведения смежных искусств и вынужден обращаться к помощи коллег. Но какая бы форма урока ни была выбрана, он должен иметь стройную методическую концепцию, а все его блоки должны связываться между собой общими темами, идеями, проблемами и т.д.

Второй тип интеграционных связей на уроках литературы - параллельная связь литературы и других видов искусств (или учебных предметов), которые изучаются синхронно на каждом из этапов урока. По своей структуре такой урок значительно сложнее предыдущего, так как требует более высокого уровня синтеза. На нем разные искусства, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, создают целостное представление о художественном явлении, времени, эпохе. Данный тип интеграции особенно эффективен на вводных и заключительных уроках по изучению как творчества отдельного писателя, так и историко-литературного процесса в целом. На этапах такого урока школьники синхронно с изучением литературного текста обращаются к разным видам искусств.
Урок со смешанным типом интеграционных связей характеризуется тем, что может включать в себя как последовательную, так и параллельную интегративную связь литературы, истории, изобразительного искусства и т.д. Смешанный тип интеграции чаще всего распространен на практике, так как он обладает более гибкой структурой и позволяет комплексно привлекать разные виды искусств, выходит к концепциям, идеям, понятиям других учебных предметов, сохраняя при этом автономность литературы как учебного предмета. Такой тип урока используется как в ходе анализа художественного текста, так и при изучении основ теории и истории литературы, но чаще всего на вводных, заключительных этапах изучения литературной темы и особенно на уроках изучения биографии писателя.

Первые три типа интеграционных связей на уроках литературы довольно часто встречаются в современной практике. Они осуществляются как на уровне содержания, так и форм и способов деятельности. Значительно реже встречается опоясывающий тип интеграционных связей.
На таком уроке при изучении конкретного произведения или темы привлекаются сведения из самых разнообразных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают Данный тип интегративного урока может осуществиться только в классе с высоким уровнем ответственности и самостоятельности учащихся, так как свободные ассоциации в рамках определенной литературно-культурной темы предполагают высокую мотивированность обучения, широту кругозора школьников, овладение умениями самостоятельной интерпретации произведений искусств. Рассматривая литературный материал, школьники преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. Структура урока напоминает собой "ромашку", в центре которой литературный текст, а ее "лепестки" - материал других предметов, объединенный на уровне содержания, способов и форм деятельности

Описание опыта работы по теме «Интегративные и межпредметные связи на уроках литературы»

В практике своей работы чаще мы используем смешанный тип интеграции, а также традиционные межпредметные связи литературы с другими учебными дисциплинами.

Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.
В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее. Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

Интеграция в основной школе осуществляется через различные виды устных и письменных работ. Так основными видами устных работ в 5-9 классах являются пересказ, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная), отзыв и др., письменных: развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение небольшого объема и др. На уроках литературы учащиеся вспоминают изученные стили речи, языковые особенности характерные для итого или иного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их. Так, к 8 классу учащиеся уже знают смысл таких понятий, как гипербола, сравнение, эпитет, аллегория, олицетворение и др. В 8 классе на примере рассказа Л.Н. Толстого более подробно знакомятся с понятием «антитеза», развитие понятия о стиле писателя предполагается при изучении произведений в 9 классе. В старших классах интеграцию осуществляем через комплексный анализ художественного текста, так как именно в 10-11 классах происходит закрепление и углубление знаний по всем разделам языка, расширение знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.
Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но считаем, что нет необходимости сводить урок литературы к грамматическому разбору текста, ведь тогда исчезнет эмоциональный настрой школьников, чувство сопричастности.

Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории.
Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 8 класса предполагает тесную связь истории с литературой, обращает внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни. На уроках литературы, где предполагается тесная связь с историей, мы используем различные приемы: работа со справочниками, с историческими документами (отрывки из них), выступления учащихся, портреты великих исторических деятелей. Так, произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», А.С. Пушкина «Капитанская дочка» подразумевают тщательную работу не только над самим текстом, но и над воссозданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.) перед проведением уроков по темам, где предполагается тесная связь литературы с историей, учащиеся получают задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение (как правило, выступают несколько учащихся с короткими сообщениями, которые позволяют воссоздать общую историческую картину того времени).

Иногда получается, что учитель литературы дает ученикам совершенно новый исторический материал. Так, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изучается на уроках литературы в 8 классе, а знакомство с историческими событиями того времени (Емельян Пугачев, Пугачевский бунт, правление Екатерины II) изучается в курсе истории значительно позже. Но чаще всего историки опережают словесность, поскольку трудно понять глубину художественного произведения без знания той или иной исторической эпохи.

Ярким примером синтеза истории и литературы является тема исторического прошлого русского народа, которая сильнее всего звучит, пожалуй, на уроках, посвященных былинным богатырям, защищавшим русскую землю. Здесь необходимо включение не только материала исторического, но и связь с живописью. Историческая тема в картинах Васнецова, Репина, Сурикова, "Богатырская симфония” и "Князь Игорь” Бородина, героическая тематика русских былин становятся предлогом для глубокого образно – поэтического понимания национальной истории. На таком уроке целесообразно использовать репродукцию картины В.Васнецова "Богатыри”). Причем, следует учесть размеры подлинника (295,3 х 446см), и, при наличии технической возможности, размеры проекции максимально приблизить к ним. Только тогда монументальность этого произведения поразит воображение учащихся и побудит их к серьезному разговору – поиску исторической перспективы в высокохудожественных произведениях литературы и живописи.

Еще одним примером могут служить произведения писателей о Великой Отечественной войне. На таких уроках литература неразрывно связана с историей, а включение живописи в урок будет активно воздействовать на эстетическое восприятие материала школьниками.
Школьная программа по литературе не предусматривает раскрытия взаимосвязей литературы и обществознания, тем не менее, наблюдается связь в рассмотрении многих вопросов. На примере героев литературных произведений учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др. Дети не только говорят о характерах героев произведений, но и сравнивают их поведение, стиль жизни с существующими нормами в современном обществе, опираясь на свой личный опыт.
В 2007-2008 учебном году в рамках открытого урока чтения в 10 -11 классах была проведена читательская конференция по повести Виктора Астафьева «Людочка». Это произведение очень заинтересовало старшеклассников, на конференции разгорелся жаркий спор о проблемах общества, показанного в произведении в сравнении с проблемами современного общества. Учащиеся говорили о безнравственном поведении героев, о проблемах семьи, в которой росла Людочка, о добре и зле и др., высказывали свои мнения о том, как изменить мир к лучшему, возможно ли это. По окончании конференции ребята сами предложили чаще использовать такую форму общения двух классов, предлагать самим произведения для обсуждения.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Для этого как никогда лучше подходят такие уроки, на которых встречаются смежные виды искусств: литература, изобразительное искусство и музыка.
Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись. При этом учащиеся должны понять, что не существует тематической замкнутости на каком – либо виде искусства, будь то литература, музыка или живопись, что вечные вопросы, поднимаемые писателями в произведениях, пронизывают и живописные полотна, и музыкальные шедевры.

Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе.
Далеко не каждый человек может описать картину. Ученикам, посетившим выставку, всегда легче составить рассказ по картине. К сожаленью, сельские школьники реже имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода, нежели живущие в городе. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В начале урока проводим словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Стараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).
На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции картин, созданных на мотивы литературных произведений, картины, созданные самими писателями (картины М.Ю. Лермонтова, зарисовки А.С. Пушкина и др). Данный материал является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.

Ярким примером использования живописи на уроках литературы могут служить иллюстрации к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, репродукции картин известных художников. Так «зарисовкой» к уроку по произведению Ю. Казакова «Тихое утро» может служить картина И.И. Левитана «У омута», изучая поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин», можно использовать картину Ю.М. Непринцева «Отдых после боя», цикл уроков по произведениям Н.А. Некрасова, посвященного крестьянам, можно сопровождать циклом картин художника А.Г. Венецианова: «На пашне. Весна», «Гумно», «Захарка», «Жнецы», «Спящий пастушок», «На жатве. Лето» и др. (Приложение)

Одним из важных элементов работы на уроке литературы является создание психологического портрета писателя. И здесь не обойтись без портретов писателей, поэтов, созданных известными художниками-портретистами. Такая встреча с искусством позволяет школьникам развивать ассоциативное мышление, глубже понять непохожесть человека, неповторимость его человеческой индивидуальности. Для объективной оценки портрета необходимо упомянуть и об отношении к нему самого писателя. Так, при знакомстве с картиной О.А. Кипренского «Портрет поэта А.С. Пушкина», необходимо отметить, что Пушкин высоко оценил работу художника и посвятил ему хвалебные строки:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.

Очень интересно проходит урок, когда перед детьми появляется целая галерея портретов героев, с которыми им уже удалось познакомиться, тогда школьники начинают сравнивать свой взгляд на героя со взглядом художника – а значит учатся анализировать, сопоставлять – мыслить. Так, примером служит галерея портретов к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» художника П. Боклевского. Гоголевские помещики и их портреты настолько заинтересовали некоторых школьников, что стали предметом изучения и последующей защиты на выпускном экзамене.

Изучая поэтические произведения, посвященные теме природы, мы также используем различные иллюстрации и репродукции картин. Как правило, на таких уроках чтение стихотворений учителем и учащимися сопровождается еще и музыкальными зарисовками. Это может быть музыка для релаксации или лирические мелодии классических авторов.
После прослушивания и прочтения напоминаем ребятам, что истинная красота не кричит о себе, что ее необходимо увидеть самим и предлагаем им проговорить или записать в тетрадь свои ощущения (тепло, легкость, тишина, грусть, свежесть и др.), цветовую гамму стиха (темная зелень, синева неба, серебро озер и др.), увиденные предметы (сосны, трава, радуга, жаворонок и др.). В парах школьники находят и выписывают эпитеты и метафоры, которые помогают создать поэтическую акварель, пытаются соотнести их с особенностями акварельных красок. Такой прием позволяет школьникам убедиться, что палитра поэта и палитра художника совпадают в своих настроениях, то есть природа акварельных красок и лирики одинаковы в цвете. Такие художественные параллели приближают учащихся к пониманию мироощущений поэта, художника, композитора (если параллельно рассматривается музыкальное произведение). Учащиеся понимают, что каждый из авторов ищет из окружающей природы точные зримые соединения красок, звуков и света, привлекает слуховые образы в своей сфере искусства.

При подготовке к уроку, на котором художественное произведение будет рассматриваться во взаимосвязи с живописью и музыкой, школьникам важно не столько чтение специальной литературы, сколько рассматривание репродукций картин художников, прослушивание музыкальных произведений. Заданий, жестко регламентирующих подготовку учащихся, в таком случае не предполагается.

Наиболее популярные и воспринимаемые для большинства современных школьников виды искусства – кино и музыка. Здесь имеет место инерция сознания ученика. Ведь все, что связано с необходимостью (школа, книги, литература, задания, уроки), вызывает неосознанное отторжение и никак не соотносится с главной функцией искусства – гедонистической (от греч. hedone – наслаждение). Тогда как "смотрение" и "слушание", как будто бы не требующие со стороны смотрящего и слушающего никаких усилий, доставляют безусловное удовольствие. И это, несмотря ни на что, удовольствие эстетического порядка. Открытость подростков и юношества к восприятию музыки давно используется педагогами как тропа введения их в искусство и культуру.

Музыка при изучении литературных произведений помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии.
Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. До того, как зазвучит музыка, стараюсь не упоминать ни автора литературного произведения, ни автора музыки, а просто предлагаю послушать музыку, постараться уловить ее характер, изменения и попытаться передать свои ощущения, чувства, ассоциации. Дети (даже не обучавшиеся музыке) всегда точно улавливают печаль и радость, темы любви и смерти; отмечают изменения в характере музыки.

Для проведения таких уроков использую записи музыкальных произведений, играю на фортепиано сама. Так, при проведении урока по творчеству Марины Цветаевой исполняла акапельно песню «Мне нравится», под аккомпанемент фортепиано - «Генералам двенадцатого года» («Вы, чьи широкие шинели…») на стихи поэтессы. Часто на уроки литературы приглашаю гостей: коллег, родителей, учащихся из других классов. Они становятся героями уроков – вместе со школьниками читают любимые произведения наизусть. Стараюсь привлекать к подготовке и проведению уроков и самих ребят. Кто-то подбирает музыкальные произведения для прослушивания, кто-то готовит подборку иллюстраций, а кто-то составляет сценарий урока, корректирует его с учетом пожеланий одноклассников. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке.

На уроках, где будет звучать поэзия, стараюсь избегать анализа стихотворений, считаю, что на таком уроке дети должны услышать голос автора, а не разбирать его произведение «по косточкам». Педагогу в таком случае очень важно создать творческую атмосферу на уроке. Главное – такие уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. И тогда они обратятся к книге, перечитают уже известные стихотворения, прочитают новые.

Восприятие художественных, литературных и музыкальных произведений побуждает к мыслительной деятельности, развивает такие мыслительные приемы школьников, как анализ, синтез, обобщение, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении. Размышляя рационально – логически, учащиеся легче постигают логику сложных вопросов в изучении произведений, "достраивают” размышления автора, благодаря проводимым аналогиям. Все это является залогом активно – творческого восприятия произведений, которые предлагаются для изучения в старших классах.

«Уроки искусства» всегда приносят положительные результаты, доставляя подлинное эстетическое удовольствие от общения с искусством, побуждают учителя и учащихся к поиску и творческому развитию.
Немаловажную роль в преподавании уроков литературы в нашей школе играет включение краеведческого материала в содержание урока или внеклассного занятия.
В образовательных учреждениях нашего округа все активнее вводятся учебные предметы и курсы регионального компонента Базисного учебного плана.

С целью формирования этнического самосознания учащихся на традициях народа Севера в рамках национально-регионального компонента в образовательной области «Филология» на протяжении нескольких лет преподавался учебный предмет «Родной язык», в 2007 году этот предмет был переименован на «Родной язык и литература». Не смотря на то что, предмет предполагает равноправное изучение не только языка, но и литературы, большую часть урока по-прежнему занимает анализ языковых явлений, а тексты литературных произведений являются лишь материалом, содержащим эти языковые явления.
Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа в области «Филология» предполагает разработку программы по родной литературе для 5-8 классов, а также написание регионального пособия по литературе для 5-7 классов с рабочим названием «Истоки» (фольклор народов Севера, литературная Югра) и параллельную её апробацию на территории округа. Тем не менее, до сих пор не все школы обеспечены учебно-методическими комплектами по родной литературе в достаточной мере.

Проанализировав имеющуюся в школе учебную литературу и художественные произведения писателей и поэтов Севера, мы решили разработать блок занятий по литературе народов Севера. Такие занятия проходят чаще всего во внеурочное время в рамках проведения традиционной Недели краеведения. Поскольку Неделя проводится в декабре, все мероприятия данной предметной недели связаны с днем рождения Ханты-Мансийского автономного округа. В марте в школе проходит Неделя хантыйской культуры. Во время проведения этих предметных недель учащиеся школы более подробно знакомятся с культурой, традициями, особенностями природы нашего края, принимают участие в различных мероприятиях. Занятия по литературе народов Севера предполагают знакомство с произведениями писателей и поэтов как Нижневартовского района, так и Ханты-Мансийского автономного округа в целом. Учащиеся читают произведения, обсуждают их в классе, готовят устные и письменные сообщения об авторах, участвуют в конкурсе на лучшего чтеца стихотворений о родном крае, создают слайд-шоу.

Немаловажную роль в осуществлении взаимосвязи предметов и разных видов искусств на уроке играет использование технических средств обучения и информационные технологии. Эффективность урока с использованием технических средств обучения определяется факторами внешними, не зависящими от учителя. Например, эстетическими достоинствами или недостатками, качеством пленки или звукозаписи. Также эффективность урока определяется методикой включения этих средств в урок, целиком определяемой учителем. Их роль зачастую зависти от места их включения в урок. Часть урока с использованием ТСО может служить своеобразной экспозицией вступительного урока, определяющей его эмоциональный настрой. Но нельзя забывать, что технические средства при непродуманном их использовании могут оказать отрицательное воздействие на преподавание литературы. Поэтому подготовка урока с применением технических средств, требует от учителя большого мастерства и такта. В настоящее время научно технический потенциал возрос неимоверно. Теперь преподавателям литературы доступны не только аудио и видеомагнитофоны, но и компьютеры, мультмедиапроектор. С помощью новых технических средств обучения можно представить на уроке самый обширный и разнообразный материал ( текстовый, визуальный, аудиовизуальный и др), сделать любой текст озвученным, познакомиться с дополнительной информацией по интересующей теме в сети Интернет, обратиться к разным справочным материалам, найти текст любого художественного произведения (если он не доступен в школьной или сельской библиотеке), проводить заочные экскурсии по литературным местам ( ведь у многих ребят нет возможности выехать с родителями в города и посетить музеи) и многое другое. Все эти возможности использую при подготовке и проведении своих уроков сама, а также приобщаю к подборке материала и созданию творческих работ с использованием информационных технологий своих учащихся.

Обращение на уроках литературы к киноискусству, театру, анимации тоже не новый вид работы. Однако сегодня, благодаря бурному развитию кинематографа и информационных технологий, кино вытесняет литературу из сферы детских интересов. Но вполне реально превратить кинематограф из соперника литературы в ее союзника. Сопоставить не иллюстрации, а целые эпизоды, не статичные образы героев, а оживленные актерами. Мало того, кино, как и литература, искусство синтетическое: в нем работают и художники, и композиторы. Мы можем научить детей смотреть фильмы, особенно экранизации, оценивать их с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссеров с авторским замыслом; видеть возможности кинодеталей, осмыслять роль цвета, света, планов, музыки. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично работе с иллюстрацией. Бывает так, что не все произведения и герои интересны ребятам, школьники не всегда дочитывают произведения до конца, а учителю так хочется, чтобы в памяти остались эти произведения. На помощь приходит киноискусство.

После прочтения шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» мы использовали одноименный фильм итальянского режиссера Франко Дзеффирелли. Фильм был создан в 1968 году в Великобритании и Италии. Очень удачно к фильму подобрана песня композитора Нины Рота (Италия), звучащая на языке подлинника – английском. Учащимся 5-6 классов с большим интересом смотрят мультипликационные фильмы на сюжеты литературных произведений. Чаще всего анимационные фильмы мы демонстрируем школьникам во внеурочной деятельности, например, в рамках Недели литературы или Недели детской книги. В своей работе мы использовали цикл мультфильмов при изучении былин («Илья Муромец», «Лебеди Непрядвы» и др.), русских народных сказок, при изучении творчества А.С. Пушкина в 5 классе («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.).

Несмотря на то, что многие методисты говорят о подавлении активности читательского воображения в случае обращения к кино или театральному искусству до изучения художественного произведения, в своей работе мы обращаемся к кино, театральному искусству и анимации не только после изучения произведения, но и параллельно с ним. Такая форма работы позволяет повысить интерес к литературе, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при взаимодействии читательской и зрительской деятельности. Если кинофильм был показан раньше, чем изучается произведение, необходимо поставить перед школьниками вопрос или создать проблемную ситуацию, чтобы мотивировать их обращение к литературному источнику.
Театр – это сплав истории, литературы, драматических сцен, живой игры актёров. Для театра писали лучшие представители мировой культуры.

В школьные программы по литературе и мировой художественной культуре включены отдельные драматургические произведения: «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гамлет» В.Шекспира, «Фауст» И.В.Гёте, « Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера, «Гроза» А.Н.Островского, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова и некоторые другие. Они вырваны из историко-художественного контекста о театре, как великом искусстве, и стоят как-то особняком в программах. К сожаленью, многие учащиеся нашей школы не имеют возможности посетить настоящий театр. Среди учащихся 8 класса только один учащийся был на представлении в театре юного зрителя, для остальных театр – нечто неведомое. Задача педагога в таком случае расширить кругозор детей, эмоционально настроить школьников так, чтобы им обязательно захотелось побывать в театре, прикоснуться к прекрасному театральному искусству.

На уроках литературы перед изучением драматических произведений мы уделяем внимание знакомству с новыми словами, проводим словарную работу: театр, партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон, сцена и др. знакомим ребят с правилами поведения в театре, а затем «проигрываем» ситуацию «Я в театре». Внимательно изучаем список действующих лиц. В качестве домашнего задания предлагаем школьникам сделать представление одного из героев, «войти в роль» и рассказать о себе, используя материал учебника и дополнительные источники. Учащиеся с удовольствием проделывают эту работу, и следующий урок мы начинаем с «парада действующих лиц», затем ребята обсуждают выступления своих одноклассников с точки зрения режиссера, а чтобы они изменили в поведении героя при его «представлении», а что оставили без изменения, кто лучше бы справился с этой ролью из одноклассников.
К сожаленью, спектаклей по программным произведениям, которые были бы доступны для просмотра и обсуждения школьниками, единицы. Тем не менее, нам удалось приобрести фильм - спектакль «Ревизор (театр сатиры) », созданный в 1982 г. В главных ролях такие известные актеры как Анатолий Папанов, Андрей Миронов и др. Данный фильм (чаще отрывки) демонстрируем в процессе изучения одноименной гоголевской комедии. Это позволяет школьникам увидеть на экране настоящий театр.
 

Заключение.

Взаимосвязь школьных предметов и различных видов искусств считаем главной целью в своей педагогической деятельности. Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята, ученики с низким уровнем мотивации пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор.
Да, уроки, на которых встречаются разные школьные дисциплины и разные виды искусства требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Думаем, что содержание этих уроков существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к искусству, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.
В перспективе работы над своей методической темой планируем создать хорошую фоно, видеотеку, систематизировать иллюстративный материал для проведения уроков «литература-живопись». Постараемся изучить связи литературы с архитектурой, считаем, что знакомство с памятниками архитектуры и скульптурами тоже будет интересно и полезно школьникам. В этом году, впервые наши школьники отправятся в туристическую поездку для знакомства с достопримечательностями города Тобольска, если этот опыт будет удачным, запланируем поездку школьников для посещения драматического театра в городе Нижневартовске.
 
Список использованных источников 

Литература:
  1. Актуальные проблемы разработки учебно-методических комплектов по хантыйскому и мансийскому языкам, литературе и культуре: Материалы окружной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею Е.А.Нёмысовой, 3-5 мая 2006 года. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
  2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. Пед. Вузов/О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Козлов В.Н. Голуба душа лесная. Стихи для детей, Издательство «Приобье», 2000.
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – 4 –е изд.- М.: Просвещение, 2003.
  5. Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах. Сост. Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н. Эротнер. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996.
  6. Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский, М.А. Дмитриева и др.; Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Обатина Г.А. Программа по хантыйскому языку и литературе (казымский диалект) для 10-11 классов общеобразоват. Учрежд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
  8. Предметная неделя литературы в школе/ авт. – сост. Н. Д. Ильина – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2005.
  9. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького. Издание 2-е исправ. и доп./И.В. Золотарева, Т.А. Крысова. – М.: «ВАКО», 2004.
  10. Программа внедрения национально-регионального компонента базисного учебного плана в общеобраовательных учреждениях ХМАО.- Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000.
  11. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост. Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  12. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы_Сост Т.А. Калганова.- М.: Дрофа, 1998.
  13. Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общебразоват. Учреждений/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  14. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006
  15. Старкова З.С. Литература и живопись: Кн для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  16. Ядрошникова Л.А. Использование обско-угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного языка, природоведения, экологии: Методическое пособие. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004.
Электронные адреса: 
  1. http://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm. Художник Венецианов. Биография и картины Венецианова Алексея Гавриловича.
  2. http://nikolay.gogol.ru/persons, П. Боклевский
  3. http://www.tonnel.ru/, Истории жизни великих людей. Творчество.
 
Компакт- диски: 
  1. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Литература. Издательство «Новый диск».
  2. К экзаменам готовимся вместе. Абитуриентам и старшеклассникам. Сочинения. Ответы на билеты по литературе. Издательство «Учитель».
Кунина Татьяна Борисовна23.12.2012 153930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar