РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Уроки математики 5 класс

Математические уроки-сказки в 5 классе. 

Особое удовольствие получают пятиклассники на уроках-сказках. Готовиться к этим урокам приходится долго, но они помогают не только укреплению у учащихся интереса к предмету, но и воспитанию у них положительных черт характера. Первое, что нужно сделать, это выбрать сказку, переработать ее, подобрав, к каждому моменту математические задания разного характера: задачи, уравнения, игры, самостоятельные и творческие работы, ребусы, рисунки. На уроке дети играют и трудятся, переживают вместе со сказочными героями, с удовольствием им помогают. 

Очень интересными являются сказки, в которых детей приглашают в путешествие, и дети непосредственно участвуют в этих сказках. Они сами сказочные герои, от которых требуется умение думать в необычных ситуациях, творчески работать, решать проблемы, сражаться с отрицательными персонажами. В сказках воспитывается чувство дружбы, взаимопомощи, честность, внимательность. Как же не будешь работать, если Василиса просит помочь ей в беде, за помощью обращаются Иван-царевич, царь Горох, даже Баба-Яга. Каждый сказочный герой посылает своё транспортное средство. Василиса - перстень, Хоттабыч - ковёр-самолёт, царь Горох - свой воздушный корабль, а Баба-Яга - метлу и ступу. Сесть и лететь на них непросто, необходимо выполнять определённые задания, решать задачи и уравнения. Дети очень стараются работать, им же интересно знать, что будет дальше, чем закончится сказка, и как мы вернёмся в свой класс: по подземному переходу, по лабиринту или на «конях» бабы-яги проскочим. 

Очень важен первый урок математики в 5 классе, когда дети приходят, закончив начальную школу, часто из других школ. Старик Хоттабыч приглашает полететь на ковре-самолёте в волшебную Страну сказок. Ученики с охотой соглашаются. Во время путешествия дети помогают сказочным героям вспомнить учебный материал, пройденный в начальной школе. Во время путешествия у детей возникает мысль, что математика интересная наука, очень необходимая в жизни. Знать её нужно, и каждый может овладеть этими знаниями.
 
«В гостях у Хоттабыча» 
 
Обобщающий урок по теме «Натуральные числа» (2 урока).
 
Цель: Обобщить знания детей о натуральных числах, десятичной записи чисел, о классах и разрядах; развивать умения и навыки чтения и записи натуральных чисел, умение разбивать на классы, называть количество единиц, десятков и сотен каждого класса; развивать внимание, умение выделять главное, прививать интерес к предмету, воспитывать дружеские отношения между детьми и готовность прийти на помощь. 
 
Ход урока
 
- Добрый день, дети! Вы взяли всё необходимое на урок: тетради, учебник, ручки, карандаши? Сегодня у нас необычный урок. Мы
заканчиваем с вами тему «Натуральные числа». 

Стук в дверь. 

- Нам письмо от старого Хоттабыча: «Дорогие дети! Всех, кто любит сказки и математику, приглашаю в гости. Вас ждут сказочные герои, разные приключения и математические задания. 

Высылаю свой ковёр-самолёт. Старик Хоттабыч». 

Ковёр-самолёт сможет подняться в воздух только в том случае, если вы ответите на следующие вопросы:
 
а) Как число 1 000 записать тремя десятками; семью единицами?
(10  10  10; 1 111 – 111).
 
б) Вычислить: 25 690 + 24 310; 100 000 - 99 999; 207  9;
14 350:7.
 
в) Упростите выражения: 5х + 4х+х; 25у-20у-4у;
15n +7n – 11n; 15  k  4.
 
Молодцы, дети! Вы правильно решили все задачи. Быстро садимся на ковёр-самолёт, закрыли глазки, полетели. Под нами тридевятое царство. Ковёр-самолёт опускается на сказочную землю. Перед нами стоит дом, на стене объявление: «Прежде чем переступить порог этого дома, скажи, сколько кроликов и фазанов у хозяина, если всего ног – 104, голов – 37. У фазана 2 ноги, кролик имеет 4 ноги. Если не решите задачу, не открывайте дверей, иначе столкнётесь с большими неприятностями». 
Решаем задачу: если бы все кролики были фазанами, то ног было бы: 37  2 = 74, а их 104, на 30 больше. Почему? Потому что кролик имеет на 2 ноги больше. Поэтому: 30 : 2 = 15 (кроликов) и 37 - 15 = 22 фазана.

Зашли в дом. Там сидит грустный Старик Хоттабыч. Но почему же Старик Хоттабыч грустит? Оказывается, его друга Вольку похитил Кощей Бессмертный и запер в замке. Ключ он спрятал в сундуке, сундук повесил на высокий дуб. Дорогу к дубу знает только Мудрая Сова. Скорее к ней. А вот и дупло Совы. Она готова нам помочь, но только после того, как мы выполним её задание. 
 
Решить уравнения:
а) 125 + х = 300; 
б) у - 1235 = 765; 
в) 13 333 – а = 3 300
г) 625 : b = 25; 
д) 1200  s = 40; 
е) к : 84 = 168;
ж) 17х-15х-х +34 = 73;

Отлично, дети! Мудрая Сова даёт нам план маршрута. Только как же он запутан. Это лабиринт.

Во время вычислений слова «тупик» и «выход» закрыты листами бумаги.

Ура! Мы выбрались из лабиринта. А вот и заветный дуб. Только как же нам достать ключ из сундука? Ведь сундук так высоко! А вот и разгадка. На одном конце верёвки висит сундук с ключом, а на другом корзина с камнями, на которых математические задачи. Корзина очень тяжёлая и сундук не может перевесить её и опуститься. Решив задачу, мы можем достать камень. Когда все задачи будут правильно решены, сундук опустится на землю, и мы сможем взять ключ. Быстрее за дело.

1) Кот Матроскин съел х блинов, а его друг собака Шарик в 5 раз больше.
а) Сколько блинов съели Матроскин и Шарик вместе?
б) На сколько больше блинов съел Шарик?
 
2) Расстояние между волком и зайцем 24 м. Через сколько секунд волк догонит зайца, если скорость волка х м/с, а скорость зайца
у м/с? 

3) На День рождения ослик Иа купил печенье и конфеты: 1кг печенья стоит n руб., 1 кг конфет стоит на 5 руб. дороже.
 
Запишите в виде выражения:
а) стоимость 4 кг печенья и 5 кг конфет;
б) на сколько 5 кг конфет дороже 4 кг печенья.
 
4) Баба-Яга летит в ступе со скоростью 50 км/ч. Успеет ли она долететь до замка Кощея за 6 ч, если расстояние до него 295 км?
 
5) На берёзе 4 ветки, на каждой ветке по 4 веточки, на каждой веточке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ответ: на берёзе
яблоки не растут) 

Вот сундук и на земле. Берём ключ и бегом на выручку Вольки. Сколько здесь невольников? Скорее открываем все двери и освобождаем невольников. А вот и Волька. Старик Хоттабыч и Волька благодарят вас, дети за помощь. Они удивляются тому, как вы хорошо знаете математику и просят вас рассказать немного о натуральных числах. 
  1. Как называются числа, используемые для счёта предметов? 
  2. С помощью каких цифр записываются все числа? Как называется такая запись чисел. 
  3. С каким самым большим числом мы познакомились в 5 классе? 
  4. Как называются группы по 3 цифры, на которые, начиная справа, разбивается число? (Классы). Как разбивается каждый класс? 
  5. Прочитайте число. 345 760 198 205 051 
Выполните задания и ответьте на вопросы:
а) Назовите классы числа.
б) Назовите старший разряд числа.
в) Какая цифра стоит в разряде: триллионов; сотен миллиардов, десятков миллионов, тысяч, единиц?
г) В каких разрядах стоит цифра 5; цифра 1?
д) Какие разряды отсутствуют?

А теперь попросим Вольку написать на доске, а мы напишем в тетрадях математический диктант.
 
Запишите число цифрами:
а) сто два миллиона двести тридцать тысяч семьдесят три;
б) пятьсот девять миллиардов двести сорок тысяч пятьсот;
в) сорок восемь триллионов сорок четыре миллиарда восемьсот семьдесят пять миллионов;
г) четыреста два триллиона четыреста два миллиарда четыреста два миллиона четыреста две тысячи четыреста два. 

Пока мы писали диктант, наше время в сказке закончилось, пора домой, ковёр-самолёт ждёт нас. Для посадки нужно решить простейшие задачи:
а) Каково наибольшее трёхзначное число?
б) Назовите наименьшее семизначное число;
в) Сколько двузначных чисел, в которых используется цифры 3 1 7?
г) Запишите все трёхзначные числа с помощью цифр 2,5,0. Что в этих записях означает цифра 2?
д) Что означается цифра 4 в записях чисел: 14; 423; 145; 4 006; 43 731; 4 040 400; 400 040 400 040; 40 004 004 004?
е) Прочитайте числа: 70 007 070 707; 52 052 052 052 052; 6 006 006; 310 310 310 310. 
 
Дети прощаются со Стариком Хоттабычем и Волькой. Все сели? Крепко держитесь, летим домой. Вот мы и в своём классе. Понравилось в сказке? Тогда мы в конце изучения темы будем отправляться в сказочное путешествие. Но для этого нужно хорошо учиться, внимательно слушать объяснения, стараться выполнять аккуратно все задания. И все трудности, встречающиеся на пути, мы сможем преодолеть без труда и помочь своим друзьям, попавшим в беду.
 
«На помощь Ивану-Царевичу» 
Тема: Координатный луч.
 
Цель: Закрепление знаний учащихся. Проверка умений и навыков построения координатного луча, измерения длины отрезка и ломаной, умений пользоваться линейкой и карандашом. Воспитание чувств товарищества и взаимопомощи, выработка аккуратности
 
Ход урока. 
- Ребята! Мы получили очень тревожное письмо от нашего старого знакомого Хоттабыча. Он пишет: «Дети. Кто из вас не боится
трудностей, не испугается и не бросит товарища в беде, спешите на помощь к Ивану-Царевичу. Кощей закрыл его в подземелье и сказал: «Жить тебе до завтрашнего утра». Высылаю свой ковёр-самолёт. Старик Хоттабыч!» 

- Ну что, полетим спасать Ивана-Царевича? Полетим. Сначала нужно проверить наши знания по математике. Начертите в тетради
координатный луч, за единичный отрезок возьмите 1 см. На луче обозначьте точку А с координатой 5, точку В с координатой З, точку
D с координатой 1, выполните соответствующие записи: А(5), В(3), D(l). Все выполнили? 

- Теперь быстро выполните сложение числа 15 с остальными числами: 

- Крепко держитесь друг за друга и за меня. Полетели. Перед нами Страна Сказок, царство Кощея. Но мы не пойдём к нему во дворец, а будем искать заповедный дуб с сундуком, где находится его смерть. Вот на небольшом камне рисунок.

- Пойдём по ломаной с трёх звеньев. Какой путь мы пройдём? Как найти длину ломаной? Вычислите и в путь. Прошли 1 км, и
перед нами домик Бабы-Яги. Она нас не пропустит дальше, пока не проверит, правда ли мы знаем математику. Для этого нужно
ответить на вопросы: 
 
а) Какой путь - ABC или ADC - имеет большую длину? Ответьте, не выполняя измерений, ответ обоснуйте;
б) Найдите на координатном луче числа, удалённые от числа 17 на 9 единиц, на 6 единиц, на 20 единиц;
в) От заповедного дуба до дворца Кощея 84 км. Если ехать на велосипеде со скоростью 12 км/ч или 14 км/ч, то в каком случае потратим на этот путь больше времени и на сколько часов?
 
- Выполнили задания, пропустила нас Баба-Яга. Скорее к реке! Мы переплывём на большом цветочке, не утонем, если сможем от
числа 43 отнять все остальные.

- Переплыли, теперь бегом к дубу. Хотя мы и устали, но нужно достать сундук. На сундуке рисунок. Нужно посчитать, сколько на этом рисунке отрезков, лучей и прямых.

Сундук открывается, из него выскакивает заяц и убегает. Нужно найти его координаты, если известно, что он находится посередине между точками Н и F, найдя их координаты.

- Зайца мы поймали, но из него вылетела утка, нужно выпустить стрелу. Для этого нужно определить какую температуру
покажет каждый термометр (демонстрируются несколько термометров, показывающих разную температуру), если столбик ртути опустится на 6 делений, поднимется на 4 деления, опустится на 10 делений, поднимется на 8 делений.

- Утку мы подстрелили, яйцо упало и разбилось, а в нём иголка, на конце иголки смерть Кащея, нужно сломать иголку. Но она не ломается, да и Кощей спешит спасать свою жизнь. Быстро пишем математический диктант:
32 705 230 017, 4 012 008 392 567, 107 026 000 209, 5 005 005 005, 125 300 125 300 125. 

- Успели записать? Иголка сломалась. Конец Кощею. Теперь садитесь на велосипеды, их около дуба много, и во дворец
Кощея освобождать Ивана-Царевича из подземелья. В подземелье много комнат, в одной из них Иван-Царевич, а в
остальных ещё невольники. 
 
На дверях висит замок, на котором цифры. Нужно их правильно набрать, и двери откроются.
- 1) Записать число, в котором 4 единицы, 0 десятков, 3 сотни, 5 единиц тысяч, 7 десятков тысяч.
- 2) Записать число, в котором цифры 0 и 4: число 4 - в разряде десятков, сотен тысяч, единиц миллионов.
- 3) Записать число 7 миллиардов, 7 тысяч, 7. 

Замки мы открыли. Все невольники и Иван-Царевич вышли на свежий воздух. Можем возвращаться домой. Нас уже ждёт ковёр-самолёт. 

Быстрее на посадку: определите координаты начала и конца отрезка АВ, изображенного на координатном луче. Найти его длину.

Вот мы и вернулись из сказки. Спасибо за помощь.
«Гуси-лебеди» 
Тема: Уравнения 

Цель: Научить решать уравнения и задачи на составление уравнений.
 
Ход урока.

- Сегодня, дети, я расскажу вам интересную сказку. Может, некоторые из вас её уже читали, но сказка будет математической. Поэтому возьмите ручку или карандаш, тетрадь, внимательно слушайте. 

- Жили-были мама и папа, и было у них двое детей - братик и сестричка. Сестричку звали Машенька, а братца - Иванушка.
Мама и папа поехали в город, они обещали купить Машеньке подарок, если она хорошо будет присматривать за братиком.
Машенька постелила подстилку, посадила на неё братика, а сама с подружками стала играть в математическую школу. 
 
Она была за учительницу и задавала задания:
а) Найти сумму чисел 25 и 23; 110 и 55; 35 и 16;
б) Найти разность чисел 39 и 18; 106 и 16; 25 и 21;
в) Найти произведение чисел 17иЗ; 18и5;9и6; 11 и 10;
г) Найти частное чисел 70 и 7; 60 и 12; 100 и 4; 63 и 9; 48 и 8;
д) Вычислите наиболее удобным способом: 18 + 24 + 32 +16 + 26; 15 + 23 + 42+17+13; 35 + 19+15 + 21.
е) Решите задачу: один десяток яиц - 10 штук. Взяли 5 десятков яиц. Сколько это штук? 

- И так они заигрались, что забыли про Иванушку. А тут прилетели Гуси-лебеди, схватили его и понесли к Бабе-Яге.
Спохватилась Машенька, нет братца, только мелькнули вдалеке Гуси-лебеди. Бросилась Машенька их догонять, да не
знает, куда бежать. А тут печка. «Печка, печка, куда Гуси-лебеди полетели?». А печка отвечает: «Съешь пирожок да
реши уравнение, тогда скажу». Давайте, дети, поможем Машеньке. Один ряд решает уравнение х + 1435 = 2763, а
другой 6281 + у = 7150. 

- Побежала Машенька дальше, куда печка показала, стоит яблонька. «Яблонька, яблонька! Куда Гуси-лебеди полетели?» Яблонька в ответ: «Съешь моего лесного яблочка да реши уравнения».

Давайте, дети, и мы попробуем лесного яблочка и поможем решить уравнения: а - 127 = 273; 2 000 - b = 1 500;
- Уравнения решили правильно, а Машенька уже у реки. «Речка-речка! Как мне тебя переплыть?» А речка предлагает Машеньке решить задачу на составление уравнения: «Видишь плот. Он не утонет, если общая масса плота и девочки 247 кг. Какова масса плота, если девочка весит 37 кг?». 
 
Учимся записывать краткое условие:
Масса девочки - 37 кг 247 кг
Масса плота - ? кг
Пусть масса плота X кг, составим уравнение:
Х+ 37 = 247
Х= 247-37
Х = 210.
Проверка: 210 + 37 = 247.
Ответ: масса плота 247 кг 

- Переплыла Машенька речку и увидела ёжика, который нёс яблочки в корзине, общая масса неизвестна. Но когда на землю упало 2 кг яблок, то корзина с яблоками стала весить 3 кг. Какова масса корзины с яблоками?. Решите задачу с помощью уравнения:
Пусть масса корзины с яблоками - X кг Высыпанные яблоки - 2 кг остаток - 3 кг
Составляем уравнение:
Х-2 = 3
Х = 3+2
Х = 5.
Проверка: 5-3 = 2.
Ответ: Масса корзины с яблоками 5 кг. 

Взяла Машенька корзину, собрала яблоки, отнесла ёжику, он показал ей домик Бабы-Яги. На скамеечке сидел Иванушка и считал с помощью мозаики количество всех треугольников.
(Всего треугольников 8). 

Машенька схватила Иванушку и побежала домой. А Баба-Яга увидела это и послала гусей её догнать. Подбежала Машенька к речке, попила её молочка, съела киселька, спрятала её речка от гусей да на большом плоту переправила на другой берег. Бежит Машенька дальше, а гуси её увидели, догоняют, крыльями хлопают, вот-вот вырвут из рук братика. А Машенька к яблоньке. «Яблонька, яблонька, спрячь нас». «Хорошо, - говорит яблонька, - только реши мою задачу: Сколько яблок было на моих ветках, если стрясли 148 штук, и ещё осталось 254 яблока?» 
 
Составляем уравнение:
Х-148 = 254
Х = 254 +148
X = 402.
Проверка: 402 - 148 = 254.
Ответ: на ветках было 402 яблока.
(Можно дать и такую задачу: На моих ветках было 402 яблока. Несколько штук стрясли, осталось 254 яблока. Сколько яблок стрясли?) 

- Решили мы задачу, спрятала яблонька Машеньку с Иванушкой, закрыла своими веточками. Гуси мимо полетели. Выбежала Машенька и побежала с братиком дальше. Гуси опять их увидели, догоняют, клювами хватают. Подбежала девочка к печке: «Печка, печка! Спрячь нас!» «Решай быстро задачу, - отвечает печка. - Сколько у меня было пирожков, если после того, как ещё испекли 30 и по пирожку съели все дети класса, осталось 46 пирожков?»

Составляем уравнение:
Х + 30 -25 = 46
X + 5 = 46
X = 46 - 5
Х = 41.
Проверка: 41 + 30 - 25 = 46.
Ответ: У печки было 46 пирожков. 
 
Спрятала печка детей, они отдохнули и побежали домой. А тут и мама с папой приехали, подарки привезли. Но чтобы получить подарки, нужно решить задачу: «Мама с папой ехали поездом 4 часа со скоростью 50 км/ч и 2 часа на автобусе. Какова скорость автобуса, если расстояние от города до деревни 320 км?»
Составляем уравнение:
4 50 + 2 Х = 320
200 + 2Х = 320
2Х = 320 - 200
2Х= 120
Х=120:2
Х = 60.
Проверка: 4 50 + 2  60 = 320. Ответ: скорость автобуса 60 км/ч. 

Дети получили подарки и благодарят вас за помощь. Ставлю оценки самим активным детям.
Всего комментариев: 1
avatar
1 Русаков • 11:33, 02.09.2013

в последнем задании
загадочные символы )
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены