РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование здорового образа жизни учащихся младших школьников.

Формирование здорового образа жизни учащихся младших школьников.

Формирование здорового образа жизни учащихся младших школьников.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействия с социальными факторами. Школа сегодня должна стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, где должно формироваться как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
"Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать "школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, где учебно-воспитательная среда, должна быть насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здоровьесберегающего характера.

Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Так, формирование культуры ЗОЖ в нашей школе проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в общеобразовательном учреждении.

А более подробно мне бы хотелось остановиться на организации и проведении занятий творческого объединения с оздоровительной направленностью «Я и моё здоровье». Занятия проходят в двух группах, под девизом «Сам себе я помогу - я здоровье сберегу». В каждой группе по 9 человек. Это учащиеся со 2 по 4 класс.

Оздоровительные занятия строятся по принципу систематичности, вызывают у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержат элементы дидактической игры и двигательные упражнения, основаны на позициях гиппократовского учения «не навреди».  

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

  • Занятия проводим в хорошо проветренном, чистом помещении
  • Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения
  • Занятия проходят через 40 минут после окончания уроков
  • Выбираем не громкую музыку для релаксации.
  • все упражнения соответствуют возрастным особенностям детей.
Японский профессор Ниши говорил: «Здоровье человека зависит от четырёх важных факторов : состояния кожи, качества питания, состояния конечностей, состояния психики. Кожа – это зеркало болезней. Кожа – это часть человеческого тела, которая первая соприкасается с воздухом». Ежедневно надо обнажать кожу свежему воздуху. Поэтому на кружке дети занимаются босыми и максимально обнажёнными.

Каждое занятие начинаем с психологического настроя, желаем здоровья себе, своим родным, близким , друзьям. Неотъемлемым атрибутом каждого нашего занятия является прохождение дорожки здоровья. Дорожка, где чередуются пластмассовые тренажёры с тренажёрами, изготовленными из природного материала. Стопа содержит множество зон, напрямую связанных с органами человеческого тела. Нажимая на них, можно снять боли, оказать лечебное воздействие на организм. Кроме этого происходит адаптация к природному материалу, чистка энергоканалов, массаж, укрепление сводов стопы и голеностопа. Дорожка здоровья это не единственное упражнение по профилактике плоскостопия. В арсенале имеется много и других.

Считаю, целесообразно во время прохождения дорожки предложить детям перекатывать в ладонях деревянные шарики или сжимать и разжимать резиновые эспандеры Это позволяет развивать мелкую моторику пальцев, снимает напряжение. Для решения проблемы развития мелкой моторики рекомендуем апробированную нами пальчиковую гимнастику. Это своеобразный комплекс упражнений включающий в себя упр-ия общей разминки, пальчиковый массаж, упр-ия на развитие координации движений кисти, для развития гибкости суставов кисти, упражнения для развития силовой выносливости мышц кисти, предплечья и пальцев.

На занятиях львиная часть времени отводится упражнениям на формирование правильной осанки, естественного мышечного корсета, на активное и пассивное растяжение позвоночника, упражнения для развития подвижности во всех его отделах. Используем упр-ия как с предметами, так и без предметов, у стены, у гимнастической стенки.

Не остаются без внимания упражнения глазной и дыхательной гимнастики, которые дети выполняют с интересом и большим удовольствием.
Немаловажную роль в укреплении здоровья играют природные факторы. Народная мудрость гласит: «солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Поэтому часть занятий проводим на свежем воздухе. Это игры, катание на санках, лыжах, различные эстафеты и конкурсы.

О целебных свойствах музыки люди знают с древних времён. Музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психологического воздействия, она способна придать детям в любой обстановке покой и движение, лёгкость и свежесть. Музыкальная программа на занятии призвана настроить организм на положительные эмоции, сфокусировать познавательные интересы и двигательный аппарат на рабочий режим. Для этого имеются записи звуков моря, музыка леса, голоса птиц и т.д.

Практические занятия подпитываются теоретическим сведениям. Данная информация разделены на блоки:
Знай свое тело:
На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др. ), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
Соблюдай правила гигиены:
Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
Скажи "НЕТ” вредным привычкам:
В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
Занимайся физкультурой:
Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
Соблюдай режим дня:
Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, оптимальном двигательном режиме.
Следи за датчиком настроения:
Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.

Помочь ребёнку полюбить себя, своё тело, своё здоровье, себя самого должна совместная работа школы и семьи. Здесь родители могут сделать почти невозможное, поддержав своего ребёнка личным примером. Поэтому родители постоянные участники наших спортивных праздников, дней здоровья, конкурсов и эстафет.

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное - надо сделать привычным, а привычное – лёгким и приятным.

Черноталова Галина Викторовна08.02.2013 20660 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar